Презентация, доклад по обществознанию на тему : Кризис идентичности

Содержание

Цель данной работы - рассмотреть основные направления кризиса идентичности в современном мире.КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ –ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ КАК О ВЗРОСЛОМ ЧЕЛОВЕКЕ.

Слайд 1КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ
В
СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Руководитель проекта:
М.В. Сомов

Проект выполнили:
Учителя обществознания
В.В.Млынарева

КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИВ СОВРЕМЕННОМ МИРЕРуководитель проекта:М.В. СомовПроект выполнили: Учителя обществознанияВ.В.Млынарева

Слайд 2Цель данной работы - рассмотреть основные направления кризиса идентичности в современном

мире.

КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ –
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ КАК О ВЗРОСЛОМ ЧЕЛОВЕКЕ.

Цель данной работы - рассмотреть основные направления кризиса идентичности в современном мире.КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ –ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Слайд 3Этапы формирования личности и жизненные кризисы. Теория личности Э. Эриксона.
Социум для

ребенка не антагонистичен.
Личность развивается от рождения до смерти.
Личность развивается через последовательные этапы жизни.
Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех
В развитии человека восемь стадий.
Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.
Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом.
В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть.


Этапы формирования личности и жизненные кризисы.  Теория личности  Э. Эриксона. Социум для ребенка не антагонистичен.

Слайд 4Как происходит процесс развития? Развитие может происходить по обязательным ступеням, может

быть задано только вершиной, а может иметь несколько различных вершин. При всем разнообразии взглядов большинство исследователей используют следующие парадигмы: лестница, соты, корона.
Как происходит процесс развития?  Развитие может происходить по обязательным ступеням, может быть задано только вершиной, а

Слайд 5Пример короны: Этапы и пути развития личности по Н.И.Козлову
Человек не сразу

становится и не в полной мере становится личностью, если личность понимать как ответственный субъект волеизъявления. Не у всех и не сразу формируется свое Я, не все в равной мере умеют и хотят жить свободно, не сразу, не у всех и в разной мере формируется ответственность.
От ребенка, как от личности, мы ожидаем немногого, от взрослого - существенно больше. На разных возрастных этапах и в разных ситуациях у нас разные мерки, чтобы отвечать на вопрос, кто и в какой степени проявил себя как личность и состоялся как личность.
Пример короны: Этапы и пути развития личности по Н.И.КозловуЧеловек не сразу становится и не в полной мере

Слайд 8Теория развития личности Эрика Эриксона
Детство
1. Доверие и недоверие
Первая стадия развития

чело­века соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.

Достижение равновесия
2. Самостоятельность и нерешительность (автономия и сомнения).
Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазить, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабаты­вается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность. Благоприятное разрешение этого конфликта - воля.

Теория развития личности Эрика ЭриксонаДетство1. Доверие и недоверие Первая стадия развития чело­века соответствует оральной фазе классического психоанализа

Слайд 9Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. О чем-то похожем пишет

и Карл Роджерс, когда уподобляет развитие личности развитию яблони из семечка, но в модели Эрика Эриксона зафиксированы обязательные для каждой личности этапы.
Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. О чем-то похожем пишет и Карл Роджерс, когда уподобляет развитие

Слайд 103. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе - Предприимчивость и

неадекватность).
Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретатель­ность его проявляет себя и в речи, и в способности фан­тазировать.
3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе - Предприимчивость и неадекватность). Третья стадия обычно приходится на

Слайд 114. Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности). Четвертая стадия —

возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скры­том состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламен­тированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоци­альный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности - с другой.


В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Благоприятное разрешение этого конфликта - уверенность.

4. Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности). Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет,

Слайд 12Кризис подросткового возраста
5. Идентификация личности и путаница ролей.
При переходе в

пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивает­ся, как утверждает классический психоанализ, с про­буждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни.
Кризис подросткового возраста5. Идентификация личности и путаница ролей. При переходе в пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивает­ся,

Слайд 13Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к

мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко не­совершенные, но реально существующие семьи, религии и обще­ства. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток - это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.
Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что

Слайд 14Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить

задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит

Такая пута­ница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные по­ловые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противополож­ным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.

Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я»,

Слайд 15Теория Эрика Эриксона
Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. О чем-то

похожем пишет и Карл Роджерс, когда уподобляет развитие личности развитию яблони из семечка, но в модели Эрика Эриксона зафиксированы обязательные для каждой личности этапы.
Теория Эрика Эриксона Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. О чем-то похожем пишет и Карл Роджерс,

Слайд 16"Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда

тебе нужно!"

В развитии человека восемь стадий
По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:
Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.


Слайд 17Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и

нет
Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет

Слайд 18Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом

Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом

Слайд 19В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть

В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть

Слайд 20Виды кризиса идентичности
Мотивационный кризис — в условиях мотивационного кризиса индивид страдает от

нехватки руководящих обязательств, но при этом стремится к установлению личных целей и ценностей.

Легитимационный кризис — в этом случае индивид обладает целым рядом обязательств, поведенческие императивы которых не всегда совпадают, что приводит к уходу по крайней мере одного из них на задний план.

Виды кризиса идентичности Мотивационный кризис — в условиях мотивационного кризиса индивид страдает от нехватки руководящих обязательств, но при

Слайд 21ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ КРИЗИСА
Часто теряет контроль над собой.
Часто спорит, ругается со

взрослыми.
Часто отказывается выполнять правила.
Часто специально раздражает людей.
Часто винит других в своих ошибках.
Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
Часто завистлив, мстителен.
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ КРИЗИСА Часто теряет контроль над собой.Часто спорит, ругается со взрослыми.Часто отказывается выполнять правила.Часто специально раздражает

Слайд 22Способы предотвращения кризиса идентичности
Поощрение достижений индивида
Поддержка индивида в трудных ситуациях
Помощь

в развитии потенциала индивида
Повышение уровня отзывчивости индивида
Отсутствие излишней требовательности и категоричности

Способы предотвращения  кризиса идентичности  Поощрение достижений индивидаПоддержка индивида в трудных ситуацияхПомощь в развитии потенциала индивидаПовышение

Слайд 23Способы ПРЕОДОЛЕНИЯ кризиса идентичности
Переоценка жизни и пересмотр собственных ценностей
Адаптация к

изменениям
Изучение возможных вариантов дальнейшего развития событий, определение наиболее подходящей стратегии

Способы ПРЕОДОЛЕНИЯ кризиса идентичности  Переоценка жизни и пересмотр собственных ценностейАдаптация к изменениямИзучение возможных вариантов дальнейшего развития

Слайд 24Кризис идентичности, его исследование и критика в условиях глобализации
8 кризисов развития

Доверять

или нет?
Борьба за независимость
Инициатива или чувство вины
Самодостаточность против неуверенности в себе
Путь к осознанности
Интимность и любовь
Активное развитие
Мудрость против отчаянья

Кризис идентичности, его исследование и критика в условиях глобализации 8 кризисов развитияДоверять или нет? Борьба за независимость

Слайд 25ТЕСТ
МЕТОДИКА «Кто Я?»

ТЕСТ МЕТОДИКА «Кто Я?»

Слайд 26Из 60 учащихся
набрали 65 - 80 % адекватные могут правильно

оценивать кто я
15% самооценка занижена,
5 % оценка неустойчивой.
Из 60 учащихся набрали 65 - 80 % адекватные могут правильно оценивать кто я 15% самооценка занижена,

Слайд 27В методике "Кто я?" самооценка идентичности определяется в результате соотношения количества

оценок "+" и "-", которые получились при оценивании каждого своего ответа испытуемым на этапе количественной обработке.

Виды самооценки личности
Самооценка считается адекватной, если соотношение положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым ("+" к "-") составляет 65—80% на 35—20%.
Самооценка считается неадекватно завышенной,  ("+" к "-") составляет 85—100%, т.е. человек отмечает, что у него или нет недостатков, или их количество достигает 15% (от общего числа "+" и "-").
Самооценка считается неадекватно заниженной,  ("-" к "+") составляет 50—100%, т.е. человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их количество достигает 50% (от общего числа "+" и "-").
Самооценка является неустойчивой,  ("+" к "-") составляет 50—55%. Такое соотношение,как правило, не может длиться долго, является неустойчивым, дискомфортным.

В методике

Слайд 28Что делать родителям?       

Что делать родителям?       

Слайд 29Главное — не забывать, что это — совсем не тот случай,

когда "клин клином вышибают». Прежде всего, следует проанализировать и пересмотреть, если необходимо, собственные жизненные установки; найти возможность расширить и обогатить духовный мир подрастающего сына или дочери.
Задача родителей сводится к тому, чтобы повернуть подростка "лицом к себе ", попытаться найти с ним общий язык, взглянуть на мир его глазами.
Присмотритесь к подростку. Наверняка найдется какая-нибудь сфера деятельности, в которой он мог бы применить себя и получить те результаты, которые смогут удовлетворить его стремление к самовыражению, поднять собственную самооценку и оценку собственных возможностей и способностей в глазах окружающих. Для кого-то такой сферой может стать спорт, для кого-то — творчество, искусство.
Дайте ему возможность ощутить себя полноправным членом семьи, а не бесполезным "придатком", от которого ничего не зависит.  
Прислушивайтесь к его мнению, избегая притворства, позволяйте подростку иногда "воспитывать" себя, будьте внимательны к его словам, следуйте его советам, если они справедливы, и никогда не отвергайте их, ограничившись в объяснениях одним лишь "потому что".
В спорах никогда не придерживайтесь авторитарных методов.
Предоставьте ему максимум самостоятельности.
Научите его состраданию.
Уважайте индивидуальность подростка.
Главное — не забывать, что это — совсем не тот случай, когда

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть