Слайд 1Урок обществознания
в 6 классе по теме : «Конфликт и
пути его решения
Подготовила: учитель обществознания
МКОУ «Трисанчинская СОШ»
Гапизова Аминат Рамазановна
Слайд 2Цели урока:
Способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их
разрешения
Воспитать умение принимать другое мнение, позицию, приходить к общему решению
Слайд 3Повторение прошлой темы:
Что изучали на прошлом уроке?
Что такое общение?
Какие виды общения
вы знаете?
Слайд 51. Какой из предложенных терминов наиболее полно соответствует определению:
«взаимные деловые и дружеские
отношения между людьми»?
1) ритуалы
2) общение
3) традиции
4) деятельность
2. Обязательным признаком любых форм общения является
1) речь
2) передача информации
3) улыбка
4) постановка цели
3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает приведенный перечень: мимика, жест, улыбка, поза.
1) неречевое общение
2) ритуальные действия
3) межличностные отношения
4) совместная деятельность
4. Закончите предложение правильно.
Человек может передать свои чувства
1) только словами
2) исключительно с помощью речи
3) не только словами, но и движениями
4) не используя никаких средств общения
Слайд 65. Какая ситуация не связана с общением?
1) Мама помахала рукой на прощание.
2) Девочки молча
смотрели друг на друга.
3) Марина закрыла окно.
4) Влюбленные поцеловались.
6. В какой ситуации речь идёт о неформальном общении?
1) Ученик взял билет и приготовился отвечать.
2) Жильцы дома обратились в управляющую компанию с просьбой проверить, как производится уборка подъездов.
3) Иван Иванович написал заявление в прокуратуру.
4) Бывшие одноклассники собрались на вечере встречи.
7. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общение — это форма отношения человека к окружающему миру.
2) В процессе общения передаётся информация, а не чувства.
3) Общению нужно учиться.
4) В речевом общении особую роль играет интонация.
5) Формальное общение всегда имеет негативный характер.
Слайд 7ответы
1-2
2-2
3-1
4-3
5-3
6-4
7-134
Слайд 14Других не зли и сам не злись.
Мы гости в этом бренном
мире.
А если, что не так – смирись,
Будь умнее - улыбнись,
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно…
Омар Хаям
Слайд 16Конфликт (от лат. сonflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, взглядов,
стремлений; серьёзное разногласие.
Слайд 19Чтобы ответить на этот вопрос – необходимо пройти тест на уровень
конфликтности.
Слайд 20Тест «Конфликтный ли вы человек»?
Слайд 21
1. Критикуете ли вы других за допущенные ошибки?
• а) никогда;
• б) да, в зависимости
от личного отношения к человеку;
• в) всегда.
2. Любите ли вы спорить с коллегами и друзьями?
• а) если споры не портят отношений;
• б) только по принципиально важным вопросам;
• в) да, всегда.
Слайд 223. Споря с другими, признаете ли вы свои ошибки?
• а) нет;
• б) если это
не снизит моего авторитета;
• в) да.
4. Можете ли вы вмешаться в спор в общественном транспорте?
• а) нет;
• б) да, с удовольствием;
• в) только, чтобы отстоять свою точку зрения.
Слайд 235. Что вы будете делать, если кто-то попытается пролезть вперед вас без
очереди?
• а) тоже пойдете без очереди;
• б) будете возмущаться, но про себя;
• в) выразите свое недовольство.
6. Если вас обсчитали в ресторане, как вы поступите?
• а) не дадите чаевых;
• б) попросите пересчитать еще раз;
• в) устроите скандал.
Слайд 247. Вам предлагают план работы, который кажется вам нерациональным, подвергнете ли вы
его критике?
• а) да;
• б) нет;
• в) в зависимости от обстоятельств.
8. Возмущает ли вас, если кто-то недостаточно хорошо выполняет свои обязанности?
• а) да, всегда;
• б) вам все равно;
• в) иногда.
Слайд 266 баллов и менее. Вы совсем не конфликтный человек и легко
можете пойти на компромисс. Вас довольно сложно чем-то вывести из себя. С вами легко общаться, но иногда все-таки стоит отстаивать свою точку зрения. Будьте увереннее в себе.
Слайд 277-11 баллов. Иногда с вами бывает тяжело найти общий язык, но
вы все же стараетесь не вступать в конфликтные ситуации. Порой вы предпочитаете находиться в стороне. Но если вы начали спор, то отстаивать свою точку зрения будете до конца, даже несмотря на дружеские отношения. Не поддавайтесь на провокации, будьте сдержаннее.
Слайд 2812-16 баллов. Вы крайне конфликтный человек и иногда бываете настолько агрессивны,
что поддерживать с вами дружеские отношения совсем не просто. Кроме всего прочего, вы вспыльчивы по мелочам и часто пытаетесь навязать свое мнение окружающим. Вам следует изменить свое поведение, чтобы не остаться в гордом одиночестве.
Слайд 29Ну и, напоследок…
Чтобы реже участвовать в конфликтах – старайтесь не создавать
конфликтных ситуаций!
Слайд 31
А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”
… Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое
чудо…
«Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку, непростую…
Не посмел я взять с неё выкуп,
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
“Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”
эмоциональное состояние
Причина конфликта?
1
Слайд 32
различные представления о правилах или нормах поведения
“Жил-был старик. У него было
три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…”
Русская народная сказка
Причина конфликта?
2
Слайд 33
Различия, связанные с положением в обществе
… Вот лиса попросилась к зайчику
переночевать, да его из избёнки и выгнала…”
Русская народная сказка
Причина конфликта?
3
Слайд 34Уклонение от конфликта.
“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу
– собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.
Стратегия
поведения
4
Слайд 35поведение– приспособление
А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”
“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал
он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”
Стратегия
поведения
5
Слайд 36 В.Г.Сутеев “Яблоко”
Крик, шум на весь лес.
И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему: «Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть». И рассказали Медведю всё, как было. «Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...». «Но тут только одно яблоко!» – сказали Ёж, Заяц и Ворона. «Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку».
Стратегия
поведения
компромисс
6
Слайд 37 Басня Эзопа.
Лев и вепрь боролись,
пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”.
Сотрудничество
Стратегия
поведения
7
Слайд 38Разрешение конфликта
«Худой мир лучше доброй ссоры»
«С глаз долой, из сердца вон»
«Сядем
рядком, да поговорим ладком»
компромисс
интеграция
прерывание
конфликта
8
Слайд 39Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий:
1) сотрудничество
3) приспособление
2) избегание 4) компромисс
Случай, происшествие, недоразумение:
1) инцидент 3) аргумент
2) конфликт 4) поведение
Слайд 40Что из перечисленного соответствует понятию «конфликт»?
1) столкновение противоположных интересов
2) дружеский розыгрыш
3)
обсуждение фильма
4) спортивное состязание
1) причина 3) инцидент
2) осознание 4) посредничество
Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие:
Слайд 41Верны ли суждения о поведении участников в конфликтной ситуации?
А. Стремление выйти
из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём, - это компромисс.
Б. Непогашенный конфликт может вспыхнуть вновь с ещё большей силой.
Слайд 42Верно ли, что:
А. Наиболее острые конфликты происходят из-за моральных барьеров?
Б. Несправедливость
высказывания может привести к конфликту.
Слайд 43Верны ли суждения о ступенях конфликта?
А. Углублению конфликта будут способствовать оскорбление
и грубость.
Б. Прерывание конфликта может способствовать его разрешению.
Слайд 44Верны ли суждения о способах разрешения конфликта?
А. Разрешая конфликт, надо быть
готовым пойти на уступки.
Б. Лучшим способом разрешения конфликта является подчинение.
Слайд 45Какие советы помогут разрешить конфликт?
1) Проявляйте упорство в разрешении конфликта.
2) Уступка
– признак слабости, избегайте уступок.
3) Обратитесь за объективной оценкой конфликта к нейтральному человеку.
4) Попытайтесь посмотреть на конфликт с точки зрения другой стороны.
5) Умейте прощать слабости других людей.
Слайд 46Найти термин, который не относится к понятию «самообладание».
1) Выдержка
2) Спокойствие
3) Невозмутимость
4)
Сдержанность
5) Хладнокровие
6) Раздражение
Слайд 47Продолжить предложения:
Я так и не понял …
Мне стало понятно…
Больше всего понравилось
…
Мне не понравилось …
Слайд 49Несколько правил разрешения конфликта:
• Конфликтуйте не спеша
• Анализируя конфликтную ситуацию, ищите
причину и не «зацикливайтесь» на самом факте конфликта.
• Мысленно проиграйте все «позитивные» и «негативные» стороны, моменты тех или иных вариантов развития конфликта.
• Конфликт не стремитесь «замять», а доведите его до логического конца, если убеждены, что вы правы, что вас поймут и поддержат в коллективе, если не все, то наиболее прогрессивная часть коллектива.
• Не конфликтуйте по пустякам.
Слайд 50Правила высоконравственного поведения и общения:
• Не поступай по отношению к другим
так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
• Дайте людям ощутить свою значимость.
• Разрешая конфликт, четко определите свои цели.
• Кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает.