Слайд 2План:
1. Философские школы о получении истинного знания.
2. Что такое истина.
3. Абсолютная
и относительная истина.
4. Критерии истины.
5. Заблуждения.
Слайд 3 Философские школы
о получении истинного знания.
Различные фило-
совские школы
по-разному отве-чали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания.
считали, что получить достоверные знания невозможно.
Эмпирики считали, что это можно сделать только при помощи ощущений.
Рационалисты утверждали, что критерием истины может быть только разум.
Слайд 5 Что такое истина.
Под истиной
в философии понима-ется достоверное, правильное знание.
«Слово истина в собственном своём смысле означает соответствие мысли предмету», - писал французский философ Р. Декарт.
Это соответствие, то есть восприятие предмета таким, каков он в действительности, позволяет говорить об объективности истинного знания.
Объективная сторона показывает истину в той её части, содержание которой не зависит от чело-века, поскольку оно существует в объективной реальности.
Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при её получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание субъекта.
Слайд 7 Истина
Абсолютная
Относительная
Слайд 8 Абсолютная истина – это полное, неизменное, раз
и навсегда установлен-ное знание о каком-либо предмете или явлении (математические формулы, утверждение или неопровержимо уста- новленный факт).
Слайд 9 Относительная истина – это неполное,
ограниченное, верное лишь в определённых условиях знание, которым обладает человек на данном этапе своего развития.
Слайд 10 Критерии истины.
В переводе с греческого
«критерий» означает «мерило».
Слайд 11 Ведущий критерий истины – практика, которая включает
материальное произ- водство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Практика – это целенаправленная предметная деятельность человека, направленная на преобразование действительности.
Слайд 12Характерные черты практики.
1. Целенаправленность – проявляется в создании людьми некоторых идеальных
моделей, которые они стремятся воплотить в окружающую действи-тельность;
2. Предметно-чувственный характер – человек сталкивается с предметами материального мира;
3. Преобразование окружающей действитель-ности.
Слайд 13 Виды практики.
1. Общественно-производственная – промышленное и сельскохозяйственное
производство; изготовление продуктов потребления и средств производства;
2. Социально-политическая – создание государства, формирование партий, реформа социальныхструктур и органов управления, революционные движения, забастовки…
3. Врачебная или медицинская – хирургическая, стоматологическая, терапевтическая…
4. Семейно-бытовая или повседневно-хозяйственная – строительство и ремонт жилья, садоводство, приготовление пищи.
Слайд 14Классификация видов практики.
По полученным результатам:
1. Практика созидательная;
2. Практика разрушительная.
По содержанию и
назначению:
1. Стандартизованная (стереотипно-механическая);
2. Поисковая.
В зависимости от субъекта деятельности:
1. Индивидуальная;
2. Микрогрупповая;
3. Практика социального слоя, класса, нации;
4. Практика государства;
5. Практика общества.
Слайд 15
В процессе практики меняется не только действительность, окружающая человека, но
и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание, мышление.
Но практика противоречива в отноше-нии характера результатов познания: на её основе формируются разного рода заблуждения.
Слайд 16Заблуждения.
Заблуждение – это несоответствие каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту.
Заблуждение –
это ложное знание, принимаемое за истинное.
Слайд 17 Роль заблуждений в познании неоднозначна:
с одной стороны, заблуждение уводит познающего
в сторону от истины, мешает познанию;
с другой – оно может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности.
Слайд 18Выводы:
Таким образом, познание истины – долгий процесс, который находится в постоянном
развитии.
Вместе с познанием истины развивается и практика.