Слайд 1Презентация на тему: Что такое идеология терроризма
Презентацию выполнила: Полнякова Татьяна Юрьевна
группа 321-III Лаб
Презентацию проверил преподаватель: Истомина Ольга Викторовна
Слайд 2Введение
Довольно распространено утверждение, что терроризм – это идея, растворенная в действии.
Подобное понимание терроризма выводит к Э. Бёрку, утверждавшему, что «…если поскрести идеолога, то под ним обнаружится террорист…». Однако то, что было верным для ХIХ в., в ХХ и ХХI вв. оказалось спорным.
Если контингент боевиков ХIХ в. состоял в основном из идеалистов, наивно надеявшихся изменить мир, сделать его более справедливым, например, путем физического устранения какой-либо реакционной личности, то нравственно- этические аспекты у современных террористов попросту отсутствуют, а идеологию они используют исключительно для морального оправдания своей античеловеческой деятельности. Об этом свидетельствует и тот факт, что многих террористов идеология вообще не заботит, а у ряда европейских группировок отсутствуют четкие и постоянные цели. Лишь у очень ограниченного числа террористов (в первую очередь речь идет о террористах-смертниках) террористическая практика базируется на каких-то мировоззренческих началах.
Слайд 3ТЕРРОРИЗМ И ИДЕОЛОГИЯ
Представляется целесообразным начать разговор об идеологии терроризма с утверждения
У. Лакёр «Терроризм не является идеологией, но представляет собой бунтарскую стратегию, которая может применяться приверженцами самых разных политических течений…» Тем самым подчеркивается, что у идеологии терроризма как определенного мировоззрения и как руководства к практическому действию разные идейные корни.
Когда мы говорим, что Бакунин, Гейнцен, Мост, Маригелла являются идеологами терроризма, это не означает, что, изучая этих авторов, мы поймем внутренний мир исламского фанатика, неонациста или левака. Террористическая деятельность перестала быть предметом теоретических рассуждений и приобрела характер антиинтеллектуальной политической практики. Поскольку общественные цели исчезли из деятельности террористов, механизм ее замкнулся и основным импульсом к продолжению борьбы стала защита личных интересов инициаторов террористических акций.
Слайд 4 ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ
Рассматривая тему экстремизма, приведем емкие и точные слова Р.
Вассермана: «Нельзя оспаривать тот факт, что словесный террор предшествует «горячему» террору. Террористические акты… подпольных групп не свалились с неба, а были подготовлены теоретически брошюрами и лозунгами…» . Роль экстремизма в развитии терроризма как раз и состоит в том, что он питает терроризм идейно и духовно. В то же время неверно было бы утверждать, как это делают многие авторы , что терроризм - это социальная практика экстремизма. У экстремизма имеется собственная социальная практика. Отличие терроризма от этой практики заключается в том, что террорист доводит до логического конца то дело социальной дестабилизации общества, на середине которого останавливается экстремизм. Там, где экстремист швыряет камни, террорист начинает кидать бомбы. Там, где экстремист блокирует улицы, железнодорожные линии, автострады и взлетно-посадочные полосы, террорист берет заложников. Там, где экстремист угрожает смертью, террорист сеет смерть. экстремизм вырастает из крайностей восприятия общественных явлений, терроризм рождается из крайностей экстремизма.
Слайд 5С точки зрения своего социального облика, экстремист – это, как правило,
взвинченный до предела подлинными или мнимыми неурядицами общественной и личной жизни гражданский человек, который в иных условиях весьма вероятно являл бы собой приме вполне добропорядочного и благопристойного члена общества (эволюция, которую во все времена проделало большинство участников студенческих волнений). Предельно точно данная мысль выражена М. Функе : «Экстремист борется с системой, по отношению к центру которой он находится в крайней позиции, но еще с внутренней стороны границы системы. Экстремист еще всегда может вместо переворота хотеть изменения курса и стремиться только к ускорению эволюционных изменений. Экстремист в основе стоит по отношению к системе не на позиции революционера, уполномоченного на это своей совестью, а как противник правительства и определенной социальной структуры, (т. е.) он стоит на позиции радикального реформатора…», а не разрушителя.
Террорист, напротив, это разрушитель, сознательно определивший свой образ жизни и стиль поведения на много лет вперед. Экстремист в определенных случаях может стать террористом, поскольку ни для кого не секрет, что именно в среде экстремистов террористы вербуют свои кадры
Слайд 6У террористов имеется и еще одна особенность, отличающая их от экстремистов.
Эта особенность состоит в том, что если для выходцев из обеспеченных слоев экстремизм – это не более чем игра в политику и у них «…всегда остается лазейка повернуть в сторону реформизма, обратившись к тем… благам, которые уже созданы… семьей, то среди другой группы людей из низов, видевших в образовании единственный трамплин для продвижения по общественной лестнице, крах этой иллюзии, страх превратиться в объект такой же, а порой еще более унизительной эксплуатации, чем та, которой подвергаются рабочие, порождают настроения самого крайнего отчаяния и пессимизма. При этом отсутствие практических знаний о жизни… теоретическая безграмотность легко превращают их в жертвы лозунгов, сулящих скорую и довольно-таки легкую победу…».
Таким образом, для перешедшего в лоно террористов экстремиста терроризм становится тем же, чем стал для Герострата поджог храма Артемиды В Эфесе. Вследствие этого процесса происходит дальнейшее размывание социального состава террористических организаций.
Слайд 7 ТЕРРОРИЗМ И РАДИКАЛИЗМ
Помимо экстремизма терроризм как социальное явление часто путают с
радикализмом. Радикал (от лат. radix – корень) – сторонник коренных, решительных мер. По-видимому, стоит процитировать М. Функе, утверждающему, что, хотя «…радикал воплощает высокую степень интенсивности критики системы, однако он приводит свои аргументы в виде выстрелов, и, хотя он смотрит в корень «зла», он фетиширует его в своей теории, однако не участвует практически в политической борьбе. Во время демонстраций протеста он марширует с товарищами рука об руку – один. Его отношения с народом пробиваются через «стенки» книг, при непосредственной встрече с массой он должен принять решение о своей позиции – или стать революционным вождем (Ленин, Троцкий) или уйти в область политической философии, где можно словесно открывать новые горизонты, которые уже нащупывала критическая молодежь (Маркс, Сартр, Мерло-Понти, Маркузе)»
Слайд 8Как видно из рассуждений М. Функе, революционер и террорист соотносятся для
него как идеолог с практиком, но, на наш взгляд, данный подход грешит однобокостью. Конечно, с точки зрения удобно устроившихся на вершинах власти и вокруг них, лимит на революции всегда был исчерпан, и всякий призыв к революции расценивался и расценивается как экстремизм, а всякое революционное действие – как террористический акт. Но ведь и основатель США Дж. Вашингтон, пересекший в ночь на Рождество 1776 г. со своими войсками на лодках покрытую льдами реку Делавер, чтобы сразиться с состоящими на службе у английской короны немецкими наемниками, действовал в данный момент как революционер, а не как законопослушный обыватель. Не придет же нам в голову именовать его экстремистом и вождем террористов.
Слайд 9Отличие революционера от террориста заключается в том, что если революционера побуждают
к совершению насилия объективные исторические условия, то террорист действует субъективно, пытаясь, подобно африканским племенам, вызывающим духов игрой на тамтамах, разбудить звуками взрывов и выстрелов джина революции. Р.Е. Рубинштейн недаром окрестил террористов «алхимиками революции». Поклонение революции как полумистическому символу, как духу, который можно призвать усилием воли, превращает радикальных экстремистов в «жрецов псевдореволюционного культа», где революция выступает не как средство разрушения назревших общественных проблем, а как самоцель.
Слайд 10 ТИПОЛОГИЯ ЭКСТРЕМИЗМА
В истории существовали, и поныне существуют разнообразные экстремистские течения, идейно
питающие приверженцев абсолютного насилия. Среди основных можно назвать:
экономический экстремизм;
национальный экстремизм;
политический экстремизм;
религиозный экстремизм;
экологический экстремизм;
духовный экстремизм.
Всем этим формам экстремизма могут быть присущи тенденции как радикально-революционного, так и радикально-консервативного, или фундаменталистского характера.
Слайд 11Экономический экстремизм
Экономический экстремизм направлен на устранение и уничтожение многообразия и установления
какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства (различные формы коммунистического ортодоксального фундаментализма) либо на полный отказ от принципов государственного регулирования экономической сферы, резкое сокращение социальных расходов, наступление на социальные завоевания трудящегося населения. Свое выражение в террористической деятельности экономический экстремизм получает в форме диверсий и поджогов, в России особенно распространенный в сельской местности и в малых городах.
Слайд 12Национальный экстремизм
Национальный экстремизм, выступая с позиций защиты интересов «своей нации», ее
прав и интересов, ее культуры и языка, отвергает подобные же права других национальных и этнических групп. Как особый тип идеологии национальный экстремизм характеризуется нетерпимостью к другим расовым, национальным и этническим группам, верой в собственную исключительность, ксенофобией, отсутствием чувств реальности, в институализированном виде национальный экстремизм реализуется как в непосредственно репрессивной политике органов государственной власти против определенных этнических групп, так и в политической деятельности партий и движений, поддерживающих правящие режимы в их политике национальной и расовой дискриминации (движение африканцев в ЮАР в период существования там режима апартеида), либо выступающих за жесткий курс в отношении некоренного населения, национальных меньшинств и иммигрантов
Слайд 13Сепаратизм (фр. separatism, от лат. separatus – отдельный) – стремление к
отделению, обособлению. Сепаратизм направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации. Сепаратистские тенденции являются, как правило, непосредственным побудительным мотивом к ведению террористической борьбы. Недаром наиболее известные террористические организации (ИРА и ПИРА в Ольстере, ЭТА в Испании, «Тигры освобождения Тамил Ислама» на Шри Ланке) руководствуются в своей деятельности сепаратистскими идеями.. в этой связи следует заметить, что, по мнению Э. Гидденса, связанные с сепаратистскими движениями террористические группы имеют более прочные источники финансирования и провозглашают цели, пользующиеся определенной поддержкой у населения. Терроризм, основанный на мотивах национального экстремизма без уклона в сепаратизм, практикуется, как правило, ультраправыми группировками.
Слайд 14Политический экстремизм
Политический экстремизм традиционно рассматривается в двух разновидностях: левой и правой.
Левый
экстремизм обычно к идеям марксизма, неомарксизма и другим левым взглядам – анархизму, левому радикализму, объявляя себя наиболее последовательными выразителями интересов трудящихся масс, защитником всех обездоленных и неимущих. Объектами критики левых экстремистов выступают капитализм, империализм, плутократия, корпоративное государство, социальное неравенство, подавление личности, отчуждение и эксплуатация, бюрократизация общества, «забвение интересов классовой борьбы» традиционно левыми партиями и их конформизм в отношении правящих классов буржуазного общества.
Слайд 15Правые экстремисты (фашистские, неофашистские, ультраправые, националистические, расистские движения, организации. критикуют современное
общество с крайне консервативных и антикоммунистических позиций за «отсутствие порядка», «господство плутократии», «упадок нравов», «засилье евреев (негров, кавказцев, национальных меньшинств, инородцев и т. п. )», эгоизм, потребительство, наркоманию, массовую культуру и т. д. Правый экстремизм проникнут духом шовинизма или расизма, нацизма или антикоммунизма, зиждется на культе сильной личности и убеждении в ее превосходстве над остальной массой, утверждает тоталитарные принципы организации общества.
Слайд 16Религиозный экстремизм
Религиозный экстремизм в значительной степени является реакцией наиболее фанатичных приверженцев
религий на процесс секуляризации, сопровождающийся приспособлением религиозных институтов к изменениям, происходящим в области, модернизации догматики и культа. Приверженцы религиозного экстремизма выступают против руководства религиозных объединений, занимающего лояльную позицию по отношению к государству и принимающего происходящие в обществе перемены, против единоверцев, не разделяющих их крайних взглядов, а также против других конфессий и религиозных направлений.
Слайд 17В этом плане религиозный экстремизм часто смыкается с клерикализмом (реакционное политическое
направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в политической и культурной жизни государства) и религиозным фундаментализмом, принимая последний в качестве своей идеологической платформы. однако отождествлять их нельзя, поскольку фундаментализм, как и клерикализм, далеко не всегда проявляют себя в форме религиозного экстремизма – крайняя нетерпимость к инакомыслию, ко всем инаковерующим и особенно к неверующим, ксенофобия, проповедь своей исключительности и превосходства над окружающими
Слайд 18Религиозный экстремизм проявляется не только в религиозной среде. нередко он используется
в политической борьбе против светского государства, господствующего общественного строя, существующих законов и норм, в частности регулирующих государственно-церковные отношения, ориентируясь в крайних своих формах на теократическое правление. В этих случаях он выступает в качестве религиозной мотивации или религиозного оформления националистического или политического экстремизма. Примерами религиозного экстремизма можно считать деятельность многочисленных мусульманских организаций («Аль-Каида», «Хесббола», «Братья мусульмане» и др.), протестантских «ультра» в Северной Ирландии, сект подобных «Белому братству» на Украине или «Аум Сенрикё» в Японии. Нередки проявления такого рода экстремизма и в деятельности отдельных приходов и иереев Русской Православной Церкви (РПЦ).
Слайд 19Экологический экстремизм
Экологический экстремизм – новый вид экстремизма, вызванный резким обострением экологических
проблем, ухудшением качества окружающей среды как в отдельных регионах, так и в глобальном масштабе. Наряду с движениями, борющимися за осуществление эффективной природоохранной политики («зеленых», «экологистов» и пр.), возникли и активно действуют группы и движения («Гринпис»), выступающие за закрытие и ликвидацию неблагополучных в экологическом отношении производств, против научно-технического прогресса вообще, считая это единственно возможным путем улучшения качества окружающей среды. Нередко действия подобных групп и движений нарушают действующее законодательство, создают угрозу общественному порядку.
Слайд 20В Липецке в 1992 г. «хранители» захватили комнату в Администрации строившегося
шведами завода по переработке рапса, выдворять откуда их пришлось с помощью ОМОНа. Летом 1997 г., члены «Хранителей радуги» вместе с примкнувшими к ним казаками залегли на дороге, протестуя против строительства Ростовской АЭС. Для блокады дороги использовали конструкцию, которая могла переломать руки при попытке разблокировать путь. И только чудом этого не случилось…». Однако подобные факты свидетельствуют, что проявления экологического экстремизма приобретают все более насильственные формы, и обществу необходимо готовиться к тому, что данный вид экстремизма может стать идеологическим запалом новой формы террористической деятельности, в особенности в сочетании с религиозными или политическими мотивами.
Слайд 21Духовный экстремизм
Духовный экстремизм проявляется как в культурном изоляционизме, отвергающим опыт, связанный
с достижениями других культур, так и в бесконечном экспериментировании в сфере духовного творчества, выходящим за рамки традиционных представлений о моральном и допустимом с моральной этической и эстетической точек зрения, закономерным следствием чего является распад классических форм творчества, подмена их суррогатом, антиподом подлинного искусства. В основе духовного экстремизма – демонстративное пренебрежение установленными нормами и принципами общепринятого стиля, господствующего вкуса, крайне неуважительного отношения к традициям и здравому смыслу. Кроме того, духовный экстремизм проявляется в принудительном, назойливом навязывании индивиду и обществу определенных социальных, религиозных, этнических, этических и эстетических стандартов, попытках взломать культурный код общества и навязать ему чуждые во всех отношениях ценности и смыслы.
Слайд 22Первым духовным экстремистом в области искусства с полным основанием можно назвать
Малевича. Его статья «Наши задачи» («Изобразительное искусство» № 1 , 1919 г.) начинается пунктами, похожими по тональности на постановление трибунала:
«Война академизму (под академизмом Малевич понимает все, что существовало до этих «новаторов», от Рафаэля до Сурикова, Левитана, Кустодиева, Рериха и др. художников-классиков).
Директория новаторов.
Создание мирового коллектива по делам искусств.
Учреждение посольств искусств в странах.
Создание статических музеев современного искусства по всей стране.
Создание магистрали по всей Российской республике движения живых выставок искусств творческого.
Слайд 23«… Нужно поступить со старым – больше чем навсегда похоронить его
на кладбище, необходимо очистить их сходство с лица своего… Обобщаю вид музея. Реальное живой оси живописного цвета в современном музее Кубизм, Футуризм, Симультанизм, Суперматизм, беспредметное творчество. Скульптурный объем, как чистая форма, объемные рельефы, кубизм, футуристический феномизм объема…».
Но ведь это чистой воды духовный терроризм!
Осквернение икон и картин на выставках, уничтожение памятников, ритуальное убийство животного перед телекамерами, насилие, кровь, секс, передачи типа «Дом – 2», «Кривое зеркало», «Детектор лжи» и многие и многие другие, заполонившие телевизионные каналы – все эти практические проявления духовного экстремизма создают ту эстетику разрушения, которой упиваются террористы. Это дает нам основание утверждать, что духовный экстремизм из всех перечисленных выше форм экстремизма наиболее опасен, поскольку формируется он во многом не в сферах коллективных форм сознания, а в области индивидуального опыта, где ощущения и оценки предельно субъективированы и, следовательно, усложняется процесс выдвижения разумных или положительных альтернатив.
Слайд 24Аристотель писал, рассуждая о человеке: «Есть в душе известная сила, называемая
изобретательностью; она состоит в том, что человек, благодаря ей, может найти и добыть подходящие средства для известной цели. Если цель хороша, то эта сила похвальна, если же цель дурна, то эта способность готова на все…». Именно такой способностью и является духовный терроризм.
Слайд 25Заключение
Экстремизм есть изначальное отрицание всякого чувства меры. Он оперирует искаженными, деформированными
представлениями о действительности, по крайней мере в той ее части, где пытается реализовать свои цели, как ближайшие, так и более отдаленные. В языке это выражается в крайности суждений, безапелляционности, категоричности. В практической деятельности это неизбежно ведет к насилию.
Такое насилие, как правило, осуществляется во имя определенной цели, часто довольно привлекательной, однако утопической, для которой нет соответствующих условий. Если цели реальны и ощутимы, то насилие в известных случаях, с их точки зрения, может быть оправдано. Так, Н. Макиавелли утверждал, что государство может пойти на любые действия, чтобы избежать хаоса, беззакония и гражданской войны. Однако против зла к насилию приходится прибегать исключительно с целью избежать большего зла (12). Поэтому ответить на вопрос о том, считать или не считать какое-либо социальное действие экстремистским, в каждом конкретном случае чрезвычайно сложно.
Слайд 26В российском случае, когда рассадниками идеологии экстремизма выступают правящие или элитарные
круги, институты политической, государственной и отчасти религиозной власти, имеющие влияние на все общество в целом, широко используется тактика стравливания различных слоев населения, представителей конфессиональных и этнических групп между собой. В обществе разжигаются чувства ненависти, подозрительности и ксенофобии по отношению к иностранцам, представителям определенных профессий, членам оппозиционных политических и общественных организаций, сторонникам официально отвергаемых идейных и религиозных течений, неугодным власти политическим, общественным и религиозным деятелям, представителям бизнеса (Ходорковский), инородцам («лица кавказской национальности»).
Слайд 27Таким образом, идеологию терроризма можно охарактеризовать как комплекс крайне радикальных идейных
установок (крайне левых, крайне правых, национал-экстремистских, сепаратистских, великодержавных, религиозных, социально-экономических и духовно- психологических), выступающих теоретическим обоснованием применения насилия в различной форме на нелегитимной основе для достижения социальных, преимущественно политических, целей указанных структур.
Слайд 28Список литературы
Грачев А.С. Политический экстремизм. М., 1986. С.146.
Скворцов Л.В. Общество и
насилие. по Интернет. http // www. infoart. ru / magazine / October / №11-97 / Shvorc.htm. 01.10. 99, c. 5.
Кожушко Е.П. Современный терроризм. Анализ основных направлений / Под общ. ред. А.Е. Тараса. Минск, 2000, с. 368.
Сб. переводов № 3/29 – 185. М., ВНИИ МВД СССР. 1978, с. 6.
Вассерман Р. Безопасность или выхолащивание правового государства. Пер.с нем. // Сб.переводов №3/29-186. М., 1978, с. 29.
Молодежный экстремизм./ Под ред. А.А. Козлова. СПб. 2006, с. 16.
Веселицкий А.А. Кому это выгодно. Заметки публициста. М., 1990.
Гидденс Э. Социология. М., 1999, с. 350., 355.
Большой энциклопедический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., СПб., 2007, с. 1300.
«Солидарность» №21 (172) ноябрь 1997 г.
Аристотель. О Душе. Великие мыслители. Кн. 1. М., 2010.
Макиавелли Н. Государь. Великие мыслители. Кн.12. М., 2010.