Слайд 1Проверка домашнего задания
В. Шекспир
«Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре»
Слайд 2Как осуществляется государственная власть
Слайд 3Определение
Политическая элита —
это люди имеющие власть, находящиеся во власти и
желающие впредь удерживать ее в своих руках
Слайд 4Классификация власти:
формы правления (источник, способы и структура высших органов власти);
формы
территориально-государственного устройства (способы взаимоотношений территориальных единиц и нейтральной власти);
формы политического режима (способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью).
Слайд 5Формы правления по Аристотелю:
Монархия - правление одного; формальным или фактическим источником
государственной власти является одно лицо, получающее ее по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти (Древний Египет, Вавилонское царство).
Олигархия - правление немногих; власть узкой группы лиц, полученная не за их выдающиеся способности, а на основе происхождения, богатства или принадлежности к правящей элите (Древняя Иудея, города-государства средневековой Германии).
Аристократия - правление меньшинства (Древний Рим).
Демократия («власть народа») — правление большинства (Древние Афины).
Слайд 6Формы правления по Аристотелю:
5. Охлократия - власть толпы; состояние власти, характеризующееся
доминированием в политике государства социальных низов (люмпенов) и маргинальных групп и связанное с приходом к власти «черни», низших слоев общества, не способных эффективно управлять государством и склонных к непродуманным действиям, нарушению закона, использованию самосуда (отдельные периоды истории греческих городов-государств, государство Е. Пугачёва.)
6. Геронтократия - правление мудрецов, или лиц, достигших преклонного возраста и обладающих значительным жизненным опытом, в силу которого они могут управлять с большим успехом (таких государств практически не было, но можно отметить опыт некоторых китайских императоров, привлекавших к правлению философов.)
Слайд 7Формы правления:
Монархия - правление одного (Великобритания, Швеция).
Монархии бывают:
Абсолютные - основанные на
всевластии главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман).
Конституционные (или ограниченные)—основанные на ограничении полномочий монарха конституцией; они в свою очередь делятся на дуалистические, когда монарх преимущественна наделен исполнительной властью и лишь частично — законодательной (Иордания, Кувейт, Марокко), и парламентские, когда монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично — исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента (Дания, Испания, Швеция, Великобритания).
Слайд 8Формы правления:
Республика — форма государства, отличительные признаки которого — признание народа
высшим источником, сувереном власти и выборность высших органов государства (Франция, США, Россия).
Слайд 9Формы правления:
Республики бывают:
Парламентские — главной отличительной чертой является образование правительства на
парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом (ФРГ, Италия).
Президентские — главный отличительный признак состоит в совмещении президентом одновременно функций главы государства и главы правительства (Франция, США).
Иногда выделяют еще один вид — суперпрезидентские республики — разновидность государства, в котором авторитарная власть оформляется и камуфлируется с помощью фактически бесправных демократических институтов, почти вся реальная власть сосредоточивается у президента, находящегося вне контроля парламента и судебных органов и фактически обладающего полудиктаторскими полномочиями (Малави, ряд государств Латинской Америки и Африки).
Слайд 10Формы правления:
Республики бывают:
Полупрезидентские (смешанные) — главный отличительный признак состоит в двойной
ответственности правительства — перед президентом и перед парламентом, сочетании сильной президентской власти с эффективным контролем парламента над деятельностью правительства (Австрия, Португалия, Финляндия).
Слайд 11Домашнее задание
Прочитать § 2 и устно ответить на вопросы к нему;
учить термины (с. 20)
Письменно ответить на главный вопрос стр. 19 в тетрадях для домашних заданий;
Прочитать материалы рубрики «Путешествие по занимательным страницам» стр. 19 и письменно ответить на вопросы к ней.