Слайд 1
Предмет:
Обществознание
Класс: 8
Тема: «ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ. БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА И СЕМЬИ.»
Выполнила:
учитель истории
и обществознания
МКОУ «ЦО № 12»
Анпадистова Татьяна Александровна
Слайд 2Определите, какова тема сегодняшнего урока?
План урока:
1. Главные вопросы экономики.
2. Экономические системы.
3. Бюджет.
4. Государственный бюджет: доходы, расходы. Профицитный, дефицитный и сбалансированный бюджет.
5. Семейный бюджет. Статьи доходов и расходов.
Слайд 4Как и для чего необходимо составлять государственный бюджет и бюджет семьи?
Слайд 5Интеллектуальная разминка. 1. Что лишнее (Север – Юг, терроризм, рельеф, демография).
Слайд 62. Обобщить – экономическая, политическая, социальная, духовная.
Что это?
Слайд 7
3.Что пропущено – логическая цепочка
а)власть, выборы, президент – это… ,
б)
деньги, производство, потребление –это… ;
в) религия, культура, этика – это...
Слайд 84. Какое слово скрывается (все буквы стоят не по порядку) -
коминокаэ.
Слайд 9 Задание:
Найдите
ошибки в тексте.
Слайд 105. Лови ошибку. Найти 5 ошибок в тексте.
«Потребности – это нужда
в чём – либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом. Потребности людей разнообразны, но попробуем выделить наиболее значимые для человека. Прежде всего, это материальные потребности (в еде, одежде, жилище). И духовные потребности (в чтении книг, посещении театров, религии). Также у людей развиваются социальные потребности (в дружбе, лидерстве, самоуважении)».
Слайд 11Существует три основных вопроса экономики.
1. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ?
Организации, предприятия,
учитывая спрос потребителя , ограниченность ресурсов, постоянно принимают решения о том, какие товары и услуги должны быть произведены с использованием имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Слайд 12.
2. КАК ПРОИЗВОДИТЬ?
1. Происходит выбор :
Экономических ресурсов
Технологий
Размещения предприятия
Использования финансовых, технических затрат
Трудовых ресурсов.
Для повышения эффективности производитель использует следующие способы:
-внедрение новых технологий;
- экономное и бережное использование ресурсов;
- привлечение работников высокой квалификации
Слайд 13.
3. ДЛЯ КОГО ПРОИВЗОДИТЬ ПРОДУКТ?
Производитель учитывает потребности в товарах и услугах
различных групп населения с разными доходами и решает для кого производить: для богатых (предметы роскоши), для массового потребителя (товары повседневного спроса), для бедных (дешевые товары).
Слайд 14Три вопрос экономики:
1. Что производить?
2. Как производить?
3. Для кого производить?
Слайд 15.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ФУНКЦИИ
Существует несколько вариантов организации экономической жизни. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА – совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить. И четыре типа экономики: традиционная, командная, рыночная и смешанная.
Слайд 16.
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1. ТРАДИЦИОННАЯ
Основана на использовании ручного труда, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене. Основные экономические вопросы решаются в соответствии с традициями и обычаями (все делать так как раньше). Ведущая отрасль принадлежит сельскому хозяйству.
В настоящее время традиционная экономика сохранилась в Центральной Африке, в Южно и Юго-Восточной Азии
2. КОМАНДНАЯ (ПЛАНОВАЯ)
Государство является собственником всех экономических и природных ресурсов. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. Основные экономические решение принимает государство. Что как и для кого производить государство планирует из единого центра на основе приказов, законов, плановых заданий. Производители превращались в исполнителей чужих распоряжений. Такая экономическая система была в СССР и других социалистических странах. Ведущая роль принадлежит производственной индустрии (промышленность)
В настоящее время такая экономика присутствует в Северной Корее, на Кубе
ЭКОНОМИКА
Рынок – совокупность экономических отношений, проявляющиеся в сфере обмена и совершения сделок.
Рыночная экономика основана на частной собственности, предпринимательстве, конкуренции, свободном ценообразовании. Каждый производитель самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями: что производить, как производить, для кого производить. В условиях свободной рыночной экономики действует правило – спрос рождает предложение.
ЭКОНОМИКА
В современном хозяйстве активную роль играет и рынок и государство. Используются различные формы государственного регулирования. Частная собственность и государственная взаимодействуют. Например в хорошо развитых странах США, Япония.
ВЫВОД: экономическая система способствует решению задачи эффективного использования ограниченных ресурсов. Основная задача – привести в соответствие безграничные потребности и ограниченные возможности членов общества через решение вопросов: что, как и для кого производить?
Слайд 20
Бюджет – финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определенный
период времени.
Слайд 21Составление бюджета:
Постановка финансовых целей
Оценка доходов
Планирование расходов
Слайд 23Бюджетная система РФ:
Федеральный бюджет
Региональный бюджет
Местный бюджет
Слайд 24
Основными расходными статьями являются:
1) социальная политика
2) национальная оборона.
Основная статья доходов –
налоги.
Слайд 25Бюджет государства может быть трёх типов:
1. Профицитным – если доходы превышают
расходы.
2. Дефицитным – если расходы превышают доходы.
3. Сбалансированным – если доходы и расходы равны.
Слайд 26Способы решения проблем дефицита госбюджета:
Сокращение расходов.
Одалживание денег у своего населения и
других стран.
Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег для покрытия расходов.
Слайд 27Как и для чего необходимо составлять государственный бюджет и бюджет семьи?
Слайд 281. Государственный бюджет в Российской Федерации утверждается:
Центральным банком РФ;
Правительством РФ;
Федеральным Собранием
РФ (Парламентом);
Референдумом.
Слайд 292. Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?
А. Государственный бюджет пополняется
только за счет налогов с юридических лиц.
Б. Часть бюджетных средств направляется на укрепление обороноспособности страны.
Верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
Слайд 30А3. Правительство РФ:
утверждает государственный бюджет;
исполняет государственный бюджет;
изменяет государственный бюджет;
осуществляет сбор налогов
в бюджет.
Слайд 314. Найдите черты сходства и отличия между семейным бюджетом и государственным
бюджетом.
имеет юридическую силу;
содержит статьи расходов на социальные нужды;
состоит из доходной и расходной частей;
включает оплату управленческого аппарата;
пополняется за счет налогов с населения.
Слайд 32
5. Установите соответствие между видом государственного бюджета и соотношением доходов и
расходов.
Слайд 33Домашнее задание:
1. параграф 12;
2. заполнить в тетради таблицу: «Типы экономических систем» (командная, рыночная,
смешанная), учебник, страница 100;
3. Написать эссе «Самый бедный тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает». (П. Буаст).
Слайд 34Ответьте на вопросы:
1. Понравился ли урок?
2. Было ли интересно?
3. Что запомнилось?
4.
Что было не понятным?