Слайд 1Философские вопросы естественных гуманитарных и технических наук
Слайд 2Тема: Концептуальная история науки
1. Природа научного знания.
2. Генезис и
эволюция науки.
3. Научное и ненаучное знание. Проблема демаркации.
Слайд 3
Наука и философия
Наука и религия
Наука и искусство
Наука и обыденное
познание
Слайд 4Наука и философия
общее
рациональность
категориальный аппарат
системность и теоретичность знания
Слайд 5Наука и философия
различия
наука исключает все субъективное из результатов познания
философия
изучает мир глазами человека и вместе с человеком
Слайд 6Хосе Ортега-и-Гассет
1883-1955
Два типа истины:
научная - точна, но не достаточна,
философская -
достаточна, но не точна
Слайд 7Наука Философия
объективность
субъективность
Слайд 8Наука Философия
Истина - соответствие знаний объекту
Истина - соответствие замысла и дела
идеалу
Слайд 9Наука Философия
частное познание, результаты науки требуют эмпирической проверки
изучает мир в целом
Слайд 10
Научное мышление теоретично. Теория формируется как отражение объекта, как мысль о
предмете.
Философия рефлексивна, мышление осуществляется от мысли к мысли.
Слайд 12Наука религия
объективность
беспристрастность
кумулятивность
универсальность
вера
догматизм
Слайд 13Наука религия
предметный мир
Символический
интелигибельный (сверхчувственный, сверхъестественный) мир
Слайд 14Искусство Наука
Создание особой реальности
Духовное моделирование мира.
Эмоции.
Субъективность.
Символизм.
Реальность
Обезличенность
Слайд 15Даже если научный закон носит имя ученого или ученых, открывших его,
например Гей-Люссака и Бойли-Мариотта,
то мы, по замечанию К. Свасьяна, не знаем, «сколько их: двое, трое, может все четверо».
Слайд 16Наука Обыденное познание
фрагменты реальности не включенные в практику
объекты
включенные в практику, бытовая жизнь
Слайд 18ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НАУКИ
Универсальность
Общезначимость
Систематичность
Преемственность
Достоверность
Рациональность
фрагментарность
Обезличенность
Незавершенность
Критичность
Внеморальность
Чувственность
Слайд 19наука
теоретическое знание об объекте, особый рациональный способ познания мира, основанный на
эмпирической проверке или математическом доказательстве.
Слайд 20Наука как
Форма знания
Форма деятельности
Социальный институт
Слайд 21Философия науки
раздел философии, где предметом философской рефлексии служит наука во
всей полноте проявлений, т.е. как теория и метод, как система знаний, как социальный институт, как деятельность и т.д.
Слайд 23Способы познавательного отношения к миру
созерцательный
деятельностный
диалоговый
Слайд 24созерцательная эпистемология
познание понимается как отражение (копирование) объекта субъектом
(О?С)
Слайд 25деятельностная эпистемология
Процесс познания трактуется как деятельность, в которой субъект сначала конструирует
теоретическую модель и затем проецирует ее на сферу объекта
(С ?О)
Слайд 26Диалоговая эпистемология
Познание предстает как коммуникативный процесс, в котором смыслы не предзаданы,
а формируются в акте взаимодействия, в диалоге.
Слайд 27Античность.
Созерцательная эпистемология
Слайд 28П. П. Гайденко
«Эволюция понятия науки»
научные программы Античности:
демокритовская
платоновская
аристотелевская
Слайд 29научная программа Демокрита
нацелена на объяснение физического мира, на поиск механических причин
изменчивости
Слайд 30Научная программа Платона
Наука – фундамент государственной жизни. С помощью зрения мы
воспринимаем внешнюю видимость, с помощью разума постигаем внутреннюю сущность.
Первое дает нам мнение, второе - знание
Слайд 31Научная программа Аристотеля
Задача науки в том, чтобы найти правильную интерпретацию того,
что мы воспринимаем в чувствах.
Слайд 32Средние века
Тип научного знания«доктрина схоластики».
Не знает эксперимента
Природа трактуется как
текст, знание о природе - это расшифровка текста
символизм- всякая вещь, будучи сотворенной, олицетворяет скрытую за собой фундаментальную сущность
телеологизм - все существует по помыслу Бога, для исполнения заранее уготованных целей.
Слайд 33Научная программа Нового времени
Рационализм
Сциентизм
Механистический материализм
Слайд 34Историки науки выделяют в научном континууме
эпистему греков
доктрину схоластов
науку Нового времени
современную
науку
Слайд 35аспекты формирования науки Нового времени
объект классической науки
субъект познавательной деятельности
метод научного
познания
Слайд 36
Античность - ориентация человека на порядок природы
Средние века –
ориентация человека на Божественный порядок
Новое время - основания рационализации в самом себе
Слайд 37
Экспериментальный метод и формирование новой рациональности
Слайд 38Творцами научного метода были
Н. Коперник
Г. Галилей
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Т.
Гоббс
И. Кеплер
Слайд 39Н. Коперник
«Гелиоцентризм это начало нового мировоззрения, в котором человек смотрит
с «позиций Господа Бога»»
Слайд 40Принцип движения в физике Аристотеля
и в физике Галилея - Ньютона
Слайд 41Френсис Бэкон (1551-1626)
Родоначальник эмпиризма
«Новый Органон»
«Новая Атлантида»
Слайд 42Учение об идолах Ф. Бэкона
четыре типа идей, ограничивающих мышление
идолы рода
идолы пещеры
идолы
площади
идолы театра
Слайд 43Научное и ненаучное знание
Проблема демаркации
Слайд 44позитивизм ( лат. Positivus – положительный
Познавательно-методологическая установка, согласно которой позитивное знание
может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания.
Философское направление фундированное означенной установкой.
3 этапа:
Первый позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Д. Миля;
Второй - физический позитивизм (махизм, энергетизм) Авенариус, Мах;
третий логический позитивизм - Куайн, Поппер, Айдукевич, Карнап.
Слайд 45постпозитивизм
смягчение исходного радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в
динамике науки
Т.Кун И. Лакатос С. Тулмин
П. Фейерабенд)
Слайд 46Центральная проблема позитивизма
формулируется в виде проблемы демаркации: как отличить науку от
других форм духовной деятельности: философии, религии, искусства и т.д.
Слайд 47логический позитивизм, 20-е годы ХХ века.
Представители: Р. Карнап, Г. Фреге,
Б.
Рассел, Л. Витгенштейн,
А. Тарский,
К. Поппер.
Слайд 48Верификация
логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы (или научного утверждения)
на основе их соответствия эмпирическим данным или теоретическим положениям, соответствующим эмпирическим данным.
Слайд 49Полная обоснованность и достоверность в науке недостижимы
Слайд 50фальсификация
научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической
проверки на соответствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соответствие принятым в научном сообществе фундаментальным теориям.
Слайд 51Имре Локатос
понятие «научно исследовательской программы» - это ряд или последовательность теорий,
непрерывно связанных друг с другом. Исследовательская программа имеет твердое ядро, вспомогательные гипотезы, которые образуют «защитное поле» вокруг ядра программы.
Слайд 52Пол Фейерабенд
«концепция методологического анархизма»