Презентация, доклад по обществознанию на тему Философские вопросы естественных гуманитарных и технических наук

Содержание

Тема: Концептуальная история науки 1. Природа научного знания. 2. Генезис и эволюция науки.3. Научное и ненаучное знание. Проблема демаркации.

Слайд 1Философские вопросы естественных гуманитарных и технических наук

Философские вопросы естественных гуманитарных и технических наук

Слайд 2Тема: Концептуальная история науки
1. Природа научного знания.
2. Генезис и

эволюция науки.
3. Научное и ненаучное знание. Проблема демаркации.
Тема: Концептуальная история науки 1. Природа научного знания. 2. Генезис и эволюция науки.3. Научное и ненаучное знание.

Слайд 3
Наука и философия
Наука и религия
Наука и искусство
Наука и обыденное

познание
Наука и философия Наука и религия Наука и искусствоНаука и обыденное познание

Слайд 4Наука и философия общее
рациональность
категориальный аппарат
системность и теоретичность знания

Наука и философия  общеерациональность категориальный аппарат системность и теоретичность знания

Слайд 5Наука и философия различия
наука исключает все субъективное из результатов познания
философия

изучает мир глазами человека и вместе с человеком
Наука и философия  различиянаука исключает все субъективное из результатов познания философия изучает мир глазами человека и

Слайд 6Хосе Ортега-и-Гассет 1883-1955
Два типа истины:
научная - точна, но не достаточна,
философская -

достаточна, но не точна
Хосе Ортега-и-Гассет  1883-1955Два типа истины:научная - точна, но не достаточна,философская - достаточна, но не точна

Слайд 7Наука Философия
объективность
субъективность

Наука			Философия объективностьсубъективность

Слайд 8Наука Философия
Истина - соответствие знаний объекту

Истина - соответствие замысла и дела

идеалу
Наука		ФилософияИстина - соответствие знаний объекту Истина - соответствие замысла и дела идеалу

Слайд 9Наука Философия
частное познание, результаты науки требуют эмпирической проверки
изучает мир в целом

Наука		Философия частное познание, результаты науки требуют эмпирической проверкиизучает мир в целом

Слайд 10
Научное мышление теоретично. Теория формируется как отражение объекта, как мысль о

предмете.

Философия рефлексивна, мышление осуществляется от мысли к мысли.
Научное мышление теоретично. Теория формируется как отражение объекта, как мысль о предмете. Философия рефлексивна, мышление осуществляется от

Слайд 11Наука и религия
Разум


Вера

Наука и религия  Разум Вера

Слайд 12Наука религия
объективность
беспристрастность
кумулятивность
универсальность

вера
догматизм

Наука   религия объективностьбеспристрастность кумулятивность универсальностьвера догматизм

Слайд 13Наука религия
предметный мир
Символический
интелигибельный (сверхчувственный, сверхъестественный) мир

Наука    религияпредметный мирСимволическийинтелигибельный (сверхчувственный, сверхъестественный) мир

Слайд 14Искусство Наука
Создание особой реальности
Духовное моделирование мира.
Эмоции.
Субъективность.
Символизм.
Реальность
Обезличенность

Искусство		НаукаСоздание особой реальностиДуховное моделирование мира. Эмоции.Субъективность.Символизм. Реальность Обезличенность

Слайд 15Даже если научный закон носит имя ученого или ученых, открывших его,

например Гей-Люссака и Бойли-Мариотта, то мы, по замечанию К. Свасьяна, не знаем, «сколько их: двое, трое, может все четверо».


Даже если научный закон носит имя ученого или ученых, открывших его,  например Гей-Люссака и Бойли-Мариотта,

Слайд 16Наука Обыденное познание
фрагменты реальности не включенные в практику
объекты

включенные в практику, бытовая жизнь

Наука    Обыденное познаниефрагменты реальности не включенные в практикуобъекты включенные в практику, бытовая жизнь

Слайд 17Наука – научный метод!

Наука – научный метод!

Слайд 18ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НАУКИ
Универсальность
Общезначимость
Систематичность
Преемственность
Достоверность
Рациональность

фрагментарность
Обезличенность
Незавершенность
Критичность
Внеморальность
Чувственность

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НАУКИУниверсальностьОбщезначимостьСистематичностьПреемственностьДостоверностьРациональностьфрагментарностьОбезличенностьНезавершенностьКритичностьВнеморальностьЧувственность

Слайд 19наука
теоретическое знание об объекте, особый рациональный способ познания мира, основанный на

эмпирической проверке или математическом доказательстве.

наукатеоретическое знание об объекте, особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

Слайд 20Наука как
Форма знания
Форма деятельности
Социальный институт

Наука какФорма знанияФорма деятельностиСоциальный институт

Слайд 21Философия науки
раздел философии, где предметом философской рефлексии служит наука во

всей полноте проявлений, т.е. как теория и метод, как система знаний, как социальный институт, как деятельность и т.д.
Философия науки раздел философии, где предметом философской рефлексии служит наука во всей полноте проявлений, т.е. как теория

Слайд 22Генезис и эволюция науки

Генезис и эволюция науки

Слайд 23Способы познавательного отношения к миру
созерцательный
деятельностный
диалоговый

Способы познавательного отношения к миру созерцательный деятельностный диалоговый

Слайд 24созерцательная эпистемология

познание понимается как отражение (копирование) объекта субъектом

(О?С)

созерцательная эпистемологияпознание понимается как отражение (копирование) объекта субъектом(О?С)

Слайд 25деятельностная эпистемология
Процесс познания трактуется как деятельность, в которой субъект сначала конструирует

теоретическую модель и затем проецирует ее на сферу объекта
(С ?О)
деятельностная эпистемологияПроцесс познания трактуется как деятельность, в которой субъект сначала конструирует теоретическую модель и затем проецирует ее

Слайд 26Диалоговая эпистемология
Познание предстает как коммуникативный процесс, в котором смыслы не предзаданы,

а формируются в акте взаимодействия, в диалоге.
Диалоговая эпистемологияПознание предстает как коммуникативный процесс, в котором смыслы не предзаданы, а формируются в акте взаимодействия, в

Слайд 27Античность. Созерцательная эпистемология

Античность.  Созерцательная эпистемология

Слайд 28П. П. Гайденко «Эволюция понятия науки»

научные программы Античности:

демокритовская
платоновская
аристотелевская

П. П. Гайденко  «Эволюция понятия науки»научные программы Античности: демокритовскаяплатоновская аристотелевская

Слайд 29научная программа Демокрита
нацелена на объяснение физического мира, на поиск механических причин

изменчивости
научная программа Демокританацелена на объяснение физического мира, на поиск механических причин изменчивости

Слайд 30Научная программа Платона
Наука – фундамент государственной жизни. С помощью зрения мы

воспринимаем внешнюю видимость, с помощью разума постигаем внутреннюю сущность.
Первое дает нам мнение, второе - знание
Научная программа ПлатонаНаука – фундамент государственной жизни. С помощью зрения мы воспринимаем внешнюю видимость, с помощью разума

Слайд 31Научная программа Аристотеля

Задача науки в том, чтобы найти правильную интерпретацию того,

что мы воспринимаем в чувствах.
Научная программа АристотеляЗадача науки в том, чтобы найти правильную интерпретацию того, что мы воспринимаем в чувствах.

Слайд 32Средние века Тип научного знания«доктрина схоластики».
Не знает эксперимента
Природа трактуется как

текст, знание о природе - это расшифровка текста
символизм- всякая вещь, будучи сотворенной, олицетворяет скрытую за собой фундаментальную сущность
телеологизм - все существует по помыслу Бога, для исполнения заранее уготованных целей.
Средние века  Тип научного знания«доктрина схоластики».Не знает эксперимента Природа трактуется как текст, знание о природе -

Слайд 33Научная программа Нового времени


Рационализм
Сциентизм
Механистический материализм

Научная программа Нового времениРационализмСциентизмМеханистический материализм

Слайд 34Историки науки выделяют в научном континууме
эпистему греков
доктрину схоластов
науку Нового времени
современную

науку
Историки науки выделяют в научном континуумеэпистему грековдоктрину схоластов науку Нового временисовременную науку

Слайд 35аспекты формирования науки Нового времени
объект классической науки
субъект познавательной деятельности
метод научного

познания
аспекты формирования науки Нового времениобъект классической наукисубъект познавательной деятельности метод научного познания

Слайд 36
Античность - ориентация человека на порядок природы
Средние века –

ориентация человека на Божественный порядок
Новое время - основания рационализации в самом себе
Античность - ориентация человека на порядок природы Средние века – ориентация человека на Божественный порядок Новое время

Слайд 37
Экспериментальный метод и формирование новой рациональности

Экспериментальный метод и формирование новой рациональности

Слайд 38Творцами научного метода были
Н. Коперник
Г. Галилей
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Т.

Гоббс
И. Кеплер
Творцами научного метода былиН. КоперникГ. Галилей Ф. Бэкон Р. Декарт Т. ГоббсИ. Кеплер

Слайд 39Н. Коперник
«Гелиоцентризм это начало нового мировоззрения, в котором человек смотрит

с «позиций Господа Бога»»

Н. Коперник  «Гелиоцентризм это начало нового мировоззрения, в котором человек смотрит с «позиций Господа Бога»»

Слайд 40Принцип движения в физике Аристотеля и в физике Галилея - Ньютона


Принцип движения в физике Аристотеля  и в физике Галилея - Ньютона

Слайд 41Френсис Бэкон (1551-1626)

Родоначальник эмпиризма

«Новый Органон»
«Новая Атлантида»


Френсис Бэкон (1551-1626) Родоначальник эмпиризма«Новый Органон»«Новая Атлантида»

Слайд 42Учение об идолах Ф. Бэкона
четыре типа идей, ограничивающих мышление
идолы рода
идолы пещеры
идолы

площади
идолы театра
Учение об идолах Ф. Бэконачетыре типа идей, ограничивающих мышлениеидолы родаидолы пещерыидолы площади идолы театра

Слайд 43Научное и ненаучное знание


Проблема демаркации

Научное и ненаучное знание Проблема демаркации

Слайд 44позитивизм ( лат. Positivus – положительный
Познавательно-методологическая установка, согласно которой позитивное знание

может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания.
Философское направление фундированное означенной установкой.
3 этапа:
Первый позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Д. Миля;
Второй - физический позитивизм (махизм, энергетизм) Авенариус, Мах;
третий логический позитивизм - Куайн, Поппер, Айдукевич, Карнап.
позитивизм ( лат. Positivus – положительныйПознавательно-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо

Слайд 45постпозитивизм
смягчение исходного радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в

динамике науки
Т.Кун И. Лакатос С. Тулмин
П. Фейерабенд)
постпозитивизмсмягчение исходного радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки Т.Кун И. Лакатос С.

Слайд 46Центральная проблема позитивизма
формулируется в виде проблемы демаркации: как отличить науку от

других форм духовной деятельности: философии, религии, искусства и т.д.
Центральная проблема позитивизмаформулируется в виде проблемы демаркации: как отличить науку от других форм духовной деятельности: философии, религии,

Слайд 47логический позитивизм, 20-е годы ХХ века.

Представители: Р. Карнап, Г. Фреге,
Б.

Рассел, Л. Витгенштейн,
А. Тарский,
К. Поппер.
логический позитивизм, 20-е годы ХХ века.Представители: Р. Карнап, Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, А. Тарский,К. Поппер.

Слайд 48Верификация
логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы (или научного утверждения)

на основе их соответствия эмпирическим данным или теоретическим положениям, соответствующим эмпирическим данным.
Верификация  логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы (или научного утверждения) на основе их соответствия эмпирическим данным

Слайд 49Полная обоснованность и достоверность в науке недостижимы

Полная обоснованность и достоверность в науке недостижимы

Слайд 50фальсификация
научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической

проверки на соответствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соответствие принятым в научном сообществе фундаментальным теориям.
фальсификациянаучная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие экспериментальным данным или

Слайд 51Имре Локатос
понятие «научно исследовательской программы» - это ряд или последовательность теорий,

непрерывно связанных друг с другом. Исследовательская программа имеет твердое ядро, вспомогательные гипотезы, которые образуют «защитное поле» вокруг ядра программы.
Имре Локатоспонятие «научно исследовательской программы» - это ряд или последовательность теорий, непрерывно связанных друг с другом. Исследовательская

Слайд 52Пол Фейерабенд
«концепция методологического анархизма»

Пол Фейерабенд«концепция методологического анархизма»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть