Слайд 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал ВГУЭС в г.Артёме
Отделение
общеобразовательной подготовки
Цейко Маргарита Валерьевна, преподаватель истории и обществознания
Артем 2014
Слайд 3Цель занятия:
Дать определение этнос, рассмотреть основные признаки и пути становления наций
и охарактеризовать особенности межнациональных отношений в современном мире.
Слайд 4Формирование общеобразовательных компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Слайд 5Задачи:
Повторение изученного ранее материала
Выполнение проблемных заданий
Проведение работы в группах
Слайд 7Домашнее задание
Параграф 19
Внеаудиторная самостоятельная работа: составьте заповеди, которых следует придерживаться в
отношениях с людьми других национальностей, дабы сохранить мир на Земле.
Критерии оценки за внеаудиторную самостоятельную работу: 1 балл
Слайд 8Определите верный ответ
Относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся одинаковыми чертами, условиями и
образом жизни,- это:
А) социальная структура
Б) социальный институт
В) социальная общность
Г) социальная однородность
Слайд 9Найдите черты, присущие всем социальным группам:
А) объединяют людей по какому-либо значимому
признаку
Б) существуют только в современном обществе
В) характерны для всех этапов развития общества
Г) обладают относительной устойчивостью
Слайд 10Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности…
А) территориальные
Б) демографические
В) этнонациональные
Г) профессиональные
Слайд 11Глубинная причина социальных конфликтов:
А) несовпадение характера
Б) различные воззрения социальных групп
В) несовпадения
экономических, политических, духовных интересов и возможностей.
Слайд 12Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между
ними – это…
А) политика общества
Б) структура общества
В) характер общества
Слайд 13Продолжите предложение:
Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом,
происхождением, семейным положением, - это…
Слайд 14План нового материала
Этнические общности
Национальное самосознание
Развитие межнациональных отношений в современном мире
Национализм. Межнациональные
конфликты и пути их преодоления
Национальная политика
Слайд 17Этнос ( от греч. народ) – исторически сложившаяся на определенной территории
устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Слайд 18Задание № 1: Прочитайте легенду « Как хорошо что мы все
разные» и ответьте на вопросы:
В чем заключалась основная идея, составившая суть мудрости наших далеких предков?
Согласны ли вы с этой мыслью?
Приходилось ли в жизни встречать ситуации, подобные той, о которой рассказывает легенда?
Слайд 19Российская Федерация:
население - 145,2 млн.чел.
национальностей – свыше
Слайд 20Этнос
род
племя
народность
Нация
исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и
общностью языка, культуры, этнического самосознания.
Слайд 21Задание № 2. Выделите признаки нации
Слайд 22Признаки нации
Территория
Общность языка
Историческая память
Культура
Вопрос: Какой признак является наиболее устойчивым?
Слайд 23Задание № 3. Установить соответствие
Слайд 30Национальное самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства
и отличия от других этнических групп.
Слайд 31Национальное самосознание
Патриотизм
Самобытность
Национальная гордость
Любовь к малой Родине
Слайд 32Задание № 4. Прочитайте текст“Слово о малой Родине” В.М. Шукшина и
ответьте на вопросы:
1. Что такое малая родина?
2. Для чего она нужна человеку?
3. Согласны ли Вы с мнением В. Шукшина о роли малой родины в судьбе русского человека?
4. Есть ли у Вас малая родина? Что она значит для Вас?
5. Любовь к малой Родине и Родине – привычка, предрассудок, необходимость?.
Слайд 333. Развитие межнациональных отношений в современном мире
Слайд 34Задание № 5. Прочитайте учебник на стр.225-226 и ответьте на вопросы:
Какие
две тенденции в развитии национальных отношений выделяют?
Приведите примеры интеграции в современном мире.
Слайд 35Межнациональные отношения
Интеграция
Дифференциация
Слайд 36Межнациональная интеграция
Европейский Союз
«Плавильный котел» США
Слайд 37Какой процесс приводит к межэтническим конфликтам?
Межнациональные отношения
Интеграция
Дифференциация
Слайд 384. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления
Слайд 39Задание: Какое определение национализма вам больше нравится и почему?
Преданность своему народу.
2.
Защита национального единства или независимости.
3. Всеобщая приверженность и верность своей нации.
4. Приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных или групповых интересов.
5.Инстинкт национального самосохранения, вера в силу своего народа; преобладание интересов нации над всеми другими (государства, партий и т.п.), приводящее к способности нации эффективно бороться с враждебными инородными элементами.
Слайд 40Проблемный вопрос: Может ли какая-либо нация осчастливить человечество?
Слайд 41Национализм – это политика, в основе которой лежит идея исключительного превосходства, недоверие
к другим нациям.
расизм
нацизм
геноцид
шовинизм
Слайд 42Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся
состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов вплоть до вооруженных столкновений.
Слайд 43Задание № 6. Кратко пересказать суть конфликта и вычленить причину конфликта.
Слайд 44Причины конфликтов:
Территориальные — борьба за изменение границ.
Экономические — борьба этносов за
обладание ресурсами.
Социальные — требования гражданского равноправия, равенства перед законом.
Культурно-языковые — требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности
Слайд 45Проблемный вопрос: Как выстраивать межнациональное, межэтническое взаимодействие, чтобы избегать конфликтов?
Слайд 46Вывод: этнические конфликты можно избежать, преодолев этноцентризм ( уверенность в правоте
собственной культуры) людей.
Слайд 48Национальная политика – система мер, осуществляемых государством и направленных на учет
и реализацию национальных интересов.
Слайд 49Задание № 7. Выберите и выпишите из статей № 2, 13,
19, 26, 29, 68 Конституции РФ принципы национальной политики РФ
Слайд 50Принципы национальной политики РФ
Равенство прав и свобод граждан, независимо от расы,
нации, языка.
Сохранение целостности и суверенитета Российской Федерации.
Равноправие всех субъектов федерации.
Гарантии прав коренных малочисленных народов.
Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность.
Содействовать развитию национальных культур, обычаев и языков Российской Федерации.
Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.
Слайд 51Антуан де Сент-Экзюпери:
«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля»
Слайд 52Закрепление
Творческое задание
Согласны вы с высказыванием или нет, свой ответ аргументируйте.
«Этническое многообразие
- богатство или беда России?»
Слайд 53Блиц-опрос
1. Расположите этнические общности в порядке их исторического развития:
А) народность;
Б) род;
В) племя;.
Г) нация.
Слайд 542. К исторически сложившимся группам людей относятся:
А) народности;
Б) классы;
В) государства.
Слайд 553. По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность.
А) демографическому
Б)
этническому
В) территориальному
Г) классовому
Слайд 564. Добавьте еще один вид этноса:
А) род
Б) племя
В) нация
Г)……….
Слайд 575. Важным фактором, определяющим нацию как общность и человека как члена
этой общности, является:
А) гражданство
Б) национальное самосознание
В) общность политических взглядов
Г) религиозная принадлежность.
Слайд 586. Что не является этносом:
А) род
Б) семья
В)
нация
Г) племя