Слайд 1Глава 3 Духовная жизнь общества
Разработала Камнева АС
Слайд 3Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального
и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе
Слайд 4Виды культуры
Материальная – представлена материальными предметами (технические сооружения, здания, орудия труда,
произведения искусства и пр.)
Духовная – знания верования, убеждения, духовные ценности, идеология, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, установленные и усваиваемые людьми
Слайд 5Культурное наследие
Материальные и духовные продукты, принятые и закрепленные как часть общества
для передачи следующим поколениям
Слайд 7Функции культуры
Регулятивная
Образовательная и воспитательная
Объединяющая
Ретранслирующая
Регулирует характер поведения людей
Способствует становлению личности
Обеспечивает единство
общества
Передача накопленного опыта последующим поколениям
Слайд 8Формы культуры
Народная – развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности
и традиций, синтез материальных и духовных ценностей
Фольклор – ( от англ. Folklore – народная мудрость)
Слайд 9Формы культуры
Элитарная – рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые
обладают особой художественной восприимчивостью
Элита – (от франц. elite) лучшее отборное
Слайд 10Формы культуры
Массовая – характеризуется общественностью и легкостью усвоения создаваемых ею ценностей,
не требующих развитого эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случаев на проведение досуга
Слайд 11Формы культуры
Субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей
определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней
Слайд 12Сложившаяся в обществе система воззрений на жизненное назначение человека, на оценку
его поступков с точки зрений понятий добра и зла
Слайд 14Социальные
Правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых считается обязательным в
обществе
Слайд 15Экономические
Получение прибыли от выгодных сделок и организации своего дела
Слайд 16Семейные
Правила взаимоотношений в семье
Слайд 17Политические
Правила взаимоотношения людей в политике
Слайд 18Корпоративные
Правила общественных и иных организаций для регулирования поведения тех, кто
объединился с другими людьми для решения конкретных задач
Слайд 19Религиозные
Учат состраданию, доброте, супружеской верности
Слайд 20Правовые
Правила поведения, установленные и охраняемые государством
Слайд 21Нравственные черты характера
Долг
Совесть
Гуманизм
Необходимость выполнения нравственных обязательств даже в ущерб своим
интересам
Соотнесение своих поступков с обще принятыми нормами морали
Признание человека как личности высшей ценностью
Слайд 22Вид деятельности, целью которой является познание мира, получение новых знаний и
их рациональное осмысление
Слайд 24Научное познание
Объективное изучение мира, независимое от взглядов и убеждений человека
Слайд 25особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя
свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)
Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.
Слайд 26Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах,
которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.
Рукопись Корана 7 в
Слайд 27
Функции религии
Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким
особым значением и смыслом
Компенсаторная - возможность религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью
Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми
Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
Слайд 28
Функции религии
Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность,
скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования
Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях
Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы Психотерапевтическая — религия может быть использована как средство психотерапии
Слайд 29Магия
В основе магии лежат как вера в
сверхъестественные силы, так и
стремление
любыми способами воздействовать на эти
силы, чтобы отвратить от себя неудачи и
получить желаемое.
Тотемизм
Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, в сказках и мифах.
Анимизм
В основе находится вера в духов и потусторонние существа, в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей.
Фетишизм
Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.
Религии и верования мира
Слайд 30Иудаизм
включает в религиозную сферу все стороны жизни человека
Иудей — это
одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха)
Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр.
Один из внешних символов иудаизма с XIX века — шестиконечная Звезда Давида
Слайд 31Христианство
христианство стало мировой религией. Взяв из иудаизма лишь то, что касается
непосредственно религии, христианство, тем самым, сняло со своих последователей множество ограничений.
Одним из самых важных нововведений христианства следует считать веру в действительное (а не кажущееся или мнимое) в очеловечивание Бога, его сознательную жертвенную смерть и воскресение
Слайд 32Ислам
Ислам возник на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество
Ислам
признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий, впервые вводя концепцию прогрессирующего Откровения
В исламе дополнительно введён запрет на потребление спиртных напитков, азартных игр и т.д.
Пакистан, Исламабад. Мечеть короля Фэйзала.
Слайд 33Мировая религия
Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей
по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью
Слайд 34
Распределение численности последователей по конфессиям:
Слайд 35Среди определённой части людей (в основном верующих) распространено убеждение, что, несмотря
на противопоставление атеизма религии, сильный атеизм является лишь одной из разновидностей религии, так как любое мировоззрение, согласно их
Многие попытки определить атеизм как религию сводятся к тезису «Религия — вера в Бога, атеизм — вера в Его отсутствие».
Сильный атеизм как религия
Символ
Атеистов
Слайд 36
Религия и преступность
Существует оспариваемое мнение о том, что религия служит фактором,
снижающим уровень преступности
В то же время, речь в указанных исследованиях идёт лишь о росте религиозности среди людей, которые уже попали в места лишения свободы, и ничего не говорится про уровень религиозности и конфессиональную принадлежность людей до совершения преступлений
Слайд 37
Религия и политика
Религия может быть использована политическими деятелями для достижения собственных
целей. Особенно это касается харизматических политических лидеров, склонных становиться народными идолами
Слайд 38
Религия в культуре
Большое количество литературных, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства
отображают представления людей о религии и религиозных объектах
Предположительный автопортрет Леонардо да Винчи
Слайд 39Святая Троица
(изокефальное изображение ангелов,
Псков, XVI век)
Слайд 40Святая Троица
(Андрей Рублёв, ок. 1410 года)
Слайд 41Коран, IX век
Коран с цветным обозначением правил тажвида
Слайд 42
Библия Гутенберга
Обложка современного издания русской православной Библии 2004 года
Слайд 43Разновидность духовной деятельности людей, вид духовного освоения действительности, имеющей целью формирование
и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты и гармонии
Слайд 44Художественный образ
Чувственное воссоздание действительности на основе субъективной позиции автора
Слайд 46ЖИВОПИСЬ
Это изображение художественных образов в цвете. Слово «живопись» значит живописать,
то есть писать жизнь Искусство живописи было известно ещё в древности.
В живописи используют масляные и акварельные краски, темперу, гуашь.
Живописные произведения создаются на плоскости (бумаге, холсте, дереве, стекле, стене).
Слайд 47СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ
Станковая живопись предназначена только для комнат и залов. Это
картины, создаваемые на мольберте (т.е., на «станке»).
Эти произведения можно свободно переносить с места на место
В. Серов. Девочка с персиками.
Слайд 48МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
Монументальная живопись связана с архитектурой. Это большие картины, украшающие
строение изнутри и снаружи на стенах, потолках. Это росписи, фрески, мозаики, витражи
Богоматерь Владимирская.
Слайд 49МИНИАТЮРНАЯ ЖИВОПИСЬ
Миниатюрная живопись украшает изделия прикладного искусства, в том числе
ювелирные. Это маленькие картины, украшающие рукописные книги, медальоны, часы, вазы, браслеты
Н. Сулоева. Людмила в саду
Черномора.
Слайд 50ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ
Театрально – декоративная живопись связана с оформлением сцены, с
изготовлением декораций
Декоративная живопись для украшения зданий в виде красочных панно, а также предметов быта( ларцов, шкатулок, сундуков, посуды)
Слайд 51СКУЛЬПТУРА
« Скулно» (лат.)- «вырезаю», « высекаю». Это объёмные изображения человека,
животного, выполненное в каком – либо материале (дереве, глине, гипсе, камне, металле)
Слайд 52МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА
Монументальная - имеет крупные размеры и формы, потому что размещается
на улицах ,в парках, на фасадах домов и в просторных залах (памятники, декоративная скульптура, рельефы)
Слайд 53СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА
Станковая по своим размерам не превышает изображаемый предмет. Располагается внутри
помещений, в жилых домах, музеях, скверах, парках. Это статуи, портреты, жанровые сцены
Голова мальчика. Древний Рим.
1 в. н. э.
Слайд 54ГРАФИКА
Её название происходит от
«графо» (греч.) – «пишу»,
«рисую», «черчу».
Это изображение
(рисунок), выполненный
на бумаге или картоне пером, карандашом, углём, тушью, фломастерами с помощью линий, чёрточек, точек, штрихов. Графика бывает чёрно – белой и цветной. Произведения графики – это рисунки, наброски, зарисовки, книжные иллюстрации, этикетки, газетные и журнальные карикатуры, плакаты, афиши, шрифты для книг
Слайд 55СТАНКОВАЯ ГРАФИКА
Станковая графика украшает кабинеты, галереи, стены квартир.
Виды графики
– гравюра, офорт (на меди), литография (на камне), ксилография (на дереве)
Голландская гравюра.
Слайд 56КНИЖНАЯ ГРАФИКА
Книжная графика связана с книгой. Это не только иллюстрации, но
и шрифтовое оформление
И. Билибин.
Слайд 57ПЛАКАТНАЯ ГРАФИКА
Плакатная графика – художественное средство информации, агитации ( надписи, призывы,
плакаты, рекламы)
Слайд 58ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА
Промышленная графика связана с промышленными изделиями (оформление упаковок, марок, открыток,
грамот, этикеток, буклетов и т. д.)
Слайд 59
АРХИТЕКТУРА
Это искусство создания для людей красивой и удобной среды обитания
(зданий, улиц, площадей, парков, стадионов, поселков, городов).
Слайд 60ОБЪЁМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Гражданские сооружения – жилые дома, правительственные, деловые здания
Культурные сооружения – храмы, церкви, мечети, синогоги.
Слайд 61ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА
Ландшафтная архитектура планировка скверов, бульваров, парков, беседок, мостов, фонтанов
Слайд 62ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
Градостроительство – это создание новых городов и посёлков, а также реконструкция
( обновление) постаревших населённых пунктов
Слайд 63ДЕКОРАТИВНО–ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
«Декор» (лат.) означает «украшать», а «прикладное» указывает на то ,
что вещи можно использовать в повседневной жизни. Это художественно оформленные предметы , которые человек использует в быту (посуда, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, ювелирные изделия, ковры)
Слайд 64Образование-целенаправленный процесс воспитания в интересах человека, общества, государства
(из закона РФ «Об
образовании»)
Право на образование является од-ним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Рос-сийской Федерации
(ст.43 Конституции РФ)
Слайд 65Как система учебных заведений, обеспечивающих дорофессиональное и профессиональное обучение и воспитание
детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение и повышение квалификации специалистов
Как система знаний об основах наук, традициях и навыках, необходимых для применения в практической деятельньности
Образование
Слайд 66Система образования в РФ
-совокупность органов управления образованием и подведомственных им учреждений
и организаций;
-сеть реализующих программы и стандарты образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
-совокупность преемственных образовательных программ и государственных стандартов разного уровня и направленности;
Слайд 67Функции образования
профессионально-экономическая-
социальная
Культурно –
гуманистическая
Политико-
идеологическая
Слайд 68Профессионально-экономическая функция
-воспроизводство рабочей силы различной квалификации
-переподготовка и повышение квалификации кадров;
-участие образовательных
учреждений в повышении производительности труда и создании новых технологий;
Слайд 69Социальная функция
-социализация и воспитание личности;
Институт образования –один из основных каналов социальных
перемещений
Слайд 70Культурно-гуманистическая функция
-обучение новых поколений знаниям, навыкам, традициям, социально-культурному опыту, необходимым для
их вступления в жизнь;
-участие института образования в производстве новых знаний, материальных и духовных ценностей;
-использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности
Слайд 71Политико-идеологическая функция
-государственное регулирование деятельности института образования во избежание политических,
научных, религиозных и прочих разногласий;
-контроль со стороны государственных институтов, политических и общественно-политических партий и движений за содержанием учебного процесса и учебных программ;
-формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества;
Слайд 72Принципы образования
Гуманитаризации
Интернационализации
Гуманизма
Слайд 73Виды образования
Дошкольное
Детские сады
Ясли
(полное)
(10-11 классы)
Основное общее
(неполное среднее)
(5-9 классы )
средняя школа
начальная школа
Начальное общее
(1-4 классы)
Общее (школы, гимназии, лицеи)
Слайд 75Профессиональное
Начальное:
-ТУ
-ПТУ
-ВПУ
-училища
Среднее:
-профессиональные лицеи;
-техникумы;
-профессиональные колледжи;
Высшее:
Вузы:
-институты;
-университеты;
-академии;
Послевузовское:
-аспирантура;
-докторантура;
-ординатура;
-адъюнктура;
Профессиональная школа
Высшая школа
Слайд 76Формы образования
-очная
-очно-заочная
(вечерняя)
-заочная
-самообразование
-экстернат
-семейное образование
в образовательном учреждении