Презентация, доклад по обществознанию на тему Для чего нужна дисциплина (7 класс)

Содержание

Ответьте на вопросы:Какие существуют правила жизни людей в обществе? Почему важно соблюдать эти правила? Что такое нормы и санкции? Всем ли обязательно соблюдать дисциплину? Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

Слайд 1Для чего нужна дисциплина. § 5.

Для чего нужна дисциплина. § 5.

Слайд 2Ответьте на вопросы:
Какие существуют правила жизни людей в обществе?
Почему важно

соблюдать эти правила?
Что такое нормы и санкции?
Всем ли обязательно соблюдать дисциплину?
Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

Ответьте на вопросы:Какие существуют правила жизни людей в обществе? Почему важно соблюдать эти правила? Что такое нормы

Слайд 31. Дисциплина общеобязательная и специальная.
Дисциплина — необходимое условие нормальной

жизни общества. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, они привыкают контролировать свои поступки и чувствовать ту грань, которая отделяет их от правонарушений. Дисциплина всегда направлена на соблюдение определённых правил.
Дисциплина — это определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.
1. Дисциплина общеобязательная и специальная.  Дисциплина — необходимое условие нормальной жизни общества. Благодаря дисциплине поведение людей

Слайд 4 Часто можно встретить слова «дисциплина» и «общественный порядок» рядом.

В этих случаях под дисциплиной понимается исполнение правил, установленных государством. В соответствии с этими правилами все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Эта дисциплина общеобязательная.
Наряду с ней существует специальная дисциплина, обязательная только для членов определённой организации (трудовая, школьная, воинская и т. д.)
В. И. Даль в своём словаре рассматривает дисциплину как «воинское повиновение, послушание, порядок подчинённости, чинопочитание». В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона одним из значений слова «дисциплина» выступает «воспитание, совокупность обязательных правил в школе».
Часто можно встретить слова «дисциплина» и «общественный порядок» рядом. В этих случаях под дисциплиной понимается

Слайд 5 Каковы особенности отдельных видов специальной дисциплины?
Наибольшей строгостью отличается воинская

дисциплина. И это понятно: именно от неё зависит боеспособность войск, чёткость в управлении ими, их действия в боевой обстановке, а главное — жизнь многих людей.
Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего строго соблюдать законы, выполнять требования Военной присяги, воинских уставов, приказы начальников. Необходимо хранить военную и государственную тайну, соблюдать правила воинской вежливости, с честью и достоинством вести себя вне расположения части, не допускать нарушений общественного порядка.
В художественном фильме «Офицеры» есть эпизод с участием суворовца Ивана Трофимова. Мальчик был из семьи потомственных военных. Его дед — боевой генерал, отец погиб на фронте. Как-то раз Ваня опоздал в училище из увольнения и тем самым нарушил воинскую дисциплину. Паренёк был в зоопарке, засмотрелся на бегемота и забыл о времени. Наказанием был наряд вне очереди.
Каковы особенности отдельных видов специальной дисциплины?Наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина. И это понятно: именно от

Слайд 6Сравните наказание, которому подвергся Иван, например, с тем, что ждёт опоздавшего

в школу. Какое из них строже и почему?
Сравните наказание, которому подвергся Иван, например, с тем, что ждёт опоздавшего в школу. Какое из них строже

Слайд 7 Отношения трудовой деятельности людей закрепляет трудовая дисциплина. Она предусматривает

своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, рациональное использование рабочего времени, точное исполнение распоряжений администрации. Требования трудовой дисциплины закрепляются в законах о труде, правилах трудового распорядка, в уставах о дисциплине, в коллективных договорах, в должностных и технических инструкциях.
Нарушение трудовой дисциплины проявляется в недобросовестном отношении к труду, неисполнении работником возложенных на него трудовых обязанностей. Оно наносит материальный ущерб не только отдельному предприятию, но и хозяйству страны в целом.

Отношения трудовой деятельности людей закрепляет трудовая дисциплина. Она предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной

Слайд 8Путешествие в прошлое.
В июне 1988 г. ужасную трагедию пережил

город Арзамас. Раздался взрыв чудовищной силы: взорвались три вагона грузового поезда. В них находилось около 120 т взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. Образовалась воронка размером с девятиэтажный дом. Пострадали почти 2000 человек — погибшие, раненые, люди, оставшиеся инвалидами, дети, ставшие сиротами. С лица земли был стёрт целый микрорайон... Кто-то вопреки правилам перевозки опасных грузов распорядился прицепить эти вагоны сразу же за локомотивом, а начальник поезда не принял решение переукомплектовать состав.
Грузовой Ил-76 потерпел аварию и врезался в жилой дом. Причина — взяли на борт груза больше, чем определено правилами.
Самолёт Аэрофлота Ил-86 более чем с сотней пассажиров на борту приземлился без выпущенных шасси. Почему? Кого-то из членов экипажа раздражал звук сирены, напоминающей о моменте их выпуска. Он отключил сирену, а без её звука командир забыл выпустить шасси. К счастью, всё обошлось без трагических последствий.
Межгосударственный авиационный комитет провёл анализ двух тысяч полётов и выявил ряд серьёзных нарушений. Некоторые пилоты высокомерно относятся к требованиям техники безопасности, переоценивают свои возможности, нарушают правила полётов.
Что объединяет все перечисленные факты? А приходились ли тебе сталкиваться в жизни с чем-то подобным?
Путешествие в прошлое.  В июне 1988 г. ужасную трагедию пережил город Арзамас. Раздался взрыв чудовищной силы:

Слайд 11Взрыв в Арзамасе 4 июня 1988 года. Снимок сделан фотолюбителем Николаем

Блошенковым
Взрыв в Арзамасе 4 июня 1988 года. Снимок сделан фотолюбителем Николаем Блошенковым

Слайд 12Внешняя и внутренняя дисциплина.
Что побуждает людей быть дисциплинированными? С

одной стороны, те правила, которые существуют, и само общество, которое контролирует соблюдение этих правил. «Принуждение, — писал немецкий философ И. Кант (1724—1804), — ограничивающее и в конце концов искореняющее постоянную склонность к отступлению от тех или иных правил, называется дисциплиной».
Если правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, можно говорить о внешней дисциплине. Люди в этом случае чувствуют посторонний контроль, стремятся получить материальное или какое-либо иное поощрение либо избежать наказания.
Например, ваши родители, а уж тем более бабушки и дедушки помнят, какая дисциплина существовала во всех школах в то время, когда они учились. Школьная администрация строго следила за тем, чтобы у мальчиков была короткая стрижка, у девочек — не слишком короткие юбки, чтобы все носили школьную форму. Одним это нравилось, другим нет. Не всем хотелось соблюдать такие требования, но нарушать их боялись.
Внешняя и внутренняя дисциплина.  Что побуждает людей быть дисциплинированными? С одной стороны, те правила, которые существуют,

Слайд 13 Порой внешняя дисциплина бывает основана на страхе. Например, работник

боится получить выговор, потерять в зарплате, быть уволенным с работы. Ещё более сильный стимул — страх уголовного наказания, утраты свободы.
Порой внешняя дисциплина бывает основана на страхе. Например, работник боится получить выговор, потерять в зарплате,

Слайд 14 С другой стороны, побудить человека исполнять определённые правила могут

требования к самому себе. В этом случае сам человек и автор таких требований, и контролёр. Никто посторонний ему о них не напомнит, не одёрнет, не пригрозит. Если человек соблюдает правила по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, можно говорить о внутренней дисциплине.
С другой стороны, побудить человека исполнять определённые правила могут требования к самому себе. В этом

Слайд 15 Внутренняя дисциплина — результат ясного понимания того, что, как и

почему надо делать. В этом случае человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины. Такая дисциплина основывается на осознанном решении самого человека и самоконтроле. Поэтому её нередко называют сознательной дисциплиной или самодисциплиной.
Каждый человек лично для себя устанавливает правила, которые лежат в основе самовоспитания.
Внутренняя дисциплина — результат ясного понимания того, что, как и почему надо делать. В этом случае

Слайд 16Дисциплина, воля и самовоспитание.
Существует ли связь между воплощением в жизнь

подобных желаний и дисциплиной? 1) Во-первых, оцените, удалось ли вам выработать чёткие правила поведения, направленные на развитие нужного качества или привычки.
2) Во-вторых, проверьте, удалось ли вам эти правила соблюдать. И не от случая к случаю, а ежедневно, неукоснительно.
Именно так вырабатывается дисциплина. Это сложно: нужно ежедневно одерживать нелёгкие победы над собой. А для этого важно призвать в союзники всю свою волю.
Дисциплина, воля и самовоспитание. Существует ли связь между воплощением в жизнь подобных желаний и дисциплиной?

Слайд 17 Воля помогает преодолеть слабость, привычку не доводить до конца

трудные дела. Благодаря ей можно победить унизительную зависимость от желания ничего не делать или заниматься только чем-нибудь приятным, делать только то, что хочется.
Французский писатель О. де Бальзак (1799—1850) об этом сказал так: «Твёрдая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Воля помогает в случае неудачи не опускать руки, а опять «собирать» себя и идти к цели.
Воля помогает преодолеть слабость, привычку не доводить до конца трудные дела. Благодаря ей можно победить

Слайд 18 Внутренняя дисциплина, основанная на волевых усилиях, — и залог, и

результат успешного самовоспитания. Ведь и сознательную дисциплину тоже надо в себе воспитывать. Это надо делать с детства, добиваясь целесообразной организации своей учёбы, свободного времени, взаимопонимания с родными и друзьями.
А путь один — ставить перед собой и решать конкретные задачи, исполнение которых зависит не от внешних обстоятельств, а от ваших собственных усилий.
Внутренняя дисциплина, основанная на волевых усилиях, — и залог, и результат успешного самовоспитания. Ведь и сознательную

Слайд 20Жил на свете человек.
Антон Семёнович Макаренко (1888— 1939) —

известный педагог, долгие годы посвятивший работе с беспризорниками и малолетними нарушителями закона. Ему удалось воспитать из них достойных граждан и хороших специалистов. Из трёх тысяч его воспитанников никто не вернулся к бродяжничеству и воровству, никто не сел в тюрьму. В чём был секрет? Общим правилам беспрекословно подчинялись все: дети, педагоги, заведующий — им был Антон Семёнович.
Все воспитанники детской колонии (а затем коммуны), которую возглавлял А. С. Макаренко, делились на отряды. Во главе отряда стоял командир. Должность командира отряда можно было занимать не больше шести месяцев. Командиры не имели никаких привилегий, ничего не получали дополнительно, не освобождались ни от каких работ. Совет командиров был фактически «правительством». Без консультаций с ним Антон Семёнович не принимал ни одного решения. «Парламентом» было общее собрание. Важнейшей особенностью жизни была неограниченная свобода слова (вплоть до критики заведующего).
Каждый отряд объединял ребят разного возраста. Младшие здесь получали необходимые знания, усваивали привычки поведения, приучались уважать старших. Старшие заботились о младших и отвечали за них. Кроме постоянных, создавались сводные отряды — кратковременные трудовые объединения. Руководили ими временные командиры. Каждый сводный отряд существовал 1—2 недели.
Опыт Макаренко показал значение дисциплины коллектива для формирования воли, развития характера, привычек, культуры общения, самодисциплины воспитанников.
Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А. С. Макаренко? Какие из этих правил можно ввести в классе, школе, лагере?
Жил на свете человек.  Антон Семёнович Макаренко (1888— 1939) — известный педагог, долгие годы посвятивший работе

Слайд 21 Когда слышишь правило «Незнание закона не освобождает от ответственности

за его нарушение», становится не по себе. Что же получается: чтобы быть законопослушным, надо знать абсолютно все законы? Законы знать, безусловно, полезно. Но держать их все в голове не под силу даже специалистам.
И здесь на помощь приходит дисциплина. Тот, кто приучен соблюдать правила, умеет чувствовать саму природу запретов и ограничений, не станет нарушителем закона.
Когда слышишь правило «Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение», становится не по

Слайд 22Заполните таблицу:

Заполните таблицу:

Слайд 23Вопросы:
1. Что такое дисциплина? Зачем она нужна?
2. Какая бывает дисциплина?
3. Каковы

последствия нарушения дисциплины?
4. Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?
5. С каким разделом параграфа связано утверждение Льва Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил выиграть»?

Вопросы:1. Что такое дисциплина? Зачем она нужна?2. Какая бывает дисциплина?3. Каковы последствия нарушения дисциплины?4. Как ты понимаешь

Слайд 24Урок – практикум.

Урок – практикум.

Слайд 25В классе и дома:
Определи, о какой дисциплине идёт речь: а) строгое

и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами; б) строгое соблюдение установленного порядка на производстве; в) соблюдение правил для учащихся.
Обратись к ресурсам Интернета и подбери материал, связанный с опасными последствиями нарушения дисциплины.
Андрей утверждает, что ему лично дисциплина не нужна, она даже порой мешает проявить творчество. Анна не согласна с ним, она полагает, что дисциплина помогает творческому человеку не тратить лишние усилия и добиваться успеха. Чьё мнение ты поддерживаешь? Обсуди в классе описанную ситуацию. Прими участие в дискуссии.

В классе и дома:Определи, о какой дисциплине идёт речь: а) строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка

Слайд 26Учимся быть дисциплинированными.
1. Привыкай сам себя контролировать. Задай себе вечером вопросы:

что я планировал сделать сегодня? Что из этих планов зависело только от меня? Что сделано, а что нет? Насколько помогала осуществлению планов внутренняя дисциплина?
2. Понаблюдай за окружающими тебя людьми. Зафиксируй отдельные, далее малые нарушения дисциплины. Отметь для себя, какие нарушения встречаются чаще всего, из-за чего они происходят, к чему могут привести.
3. Старайся не оставаться в стороне, если рядом с тобой происходят нарушения дисциплины, которые угрожают жизни и здоровью людей. Сообщи об этом взрослым или позвони в полицию. В этом тоже будут проявляться твоя внутренняя дисциплина, требования к самому себе.
4. Понаблюдай за собой. Ты ведёшь себя определённым образом, когда знаешь, что за тобой следят, когда ты на виду. А когда никого нет и никто не знает, что ты делаешь? Всегда ли в этом случае совпадает твоё поведение с тем, которое видят другие? Какие из этого можно сделать выводы?
Учимся быть дисциплинированными.1. Привыкай сам себя контролировать. Задай себе вечером вопросы: что я планировал сделать сегодня? Что

Слайд 27Заполните таблицу:

Заполните таблицу:

Слайд 28

Насколько ты дисциплинирован?

Вы с другом/подругой договорились встретиться и пойти в кино, но он(а) опоздала, и в зал вы входите уже в темноте. Как ты отреагируешь на ее опоздание?

А) Постараюсь больше не иметь с ней дела. Если она позволяет себе опоздания, то мне с ней больше говорить не о чем.

Б) Отреагирую по возможности спокойно: кто из нас не опаздывает!

В) Все в порядке, это нормально. Странно, что я сама пришла на встречу раньше нее.
Насколько ты дисциплинирован?Вы с другом/подругой договорились

Слайд 292. Как распределяется твое время в соответствии с теми делами, что

у тебя есть?

А) У меня обычно не очень много дел, и, как правило, мне удается сделать большую их часть.

Б) Дел обычно невпроворот, но я стараюсь справиться со всем.

В) У меня всегда много дел, и поскольку большинство из них очень важные и срочные, я хватаюсь за них, а на остальное времени не хватает.
2. Как распределяется твое время в соответствии с теми делами, что у тебя есть?А) У меня обычно

Слайд 303. Вчера ты запланировал(а) посмотреть по телевизору интересный фильм. Но сегодня,

перед самым его началом, ты вспоминаешь, что забыл(а) сделать очень важное дело. Что ты предпримешь?

А) Плюну на фильм и выполню это важное дело.
Б) Сделаю сколько успею, а закончу после фильма.
В) Посмотрю кино, а дело сделаю завтра.
3. Вчера ты запланировал(а) посмотреть по телевизору интересный фильм. Но сегодня, перед самым его началом, ты вспоминаешь,

Слайд 314. Как ты относишься к пунктуальным людям?
А) Без сомнения, это самые

достойные уважения люди. Я сама такая же.
Б) Они молодцы. Жалко, что мне не всегда удается следовать их примеру.
В) Отношусь плохо. Выходить из дома на полчаса раньше, чем это действительно необходимо - по-моему, это глупо.

5. Как ты стараешься организовать свои дела?
А) У меня есть записная книжка, в которую я записываю все свои дела.
Б) Стараюсь как-то фиксировать наиболее важные события ближайших дней, как правило, на бумажках.
В) Не трачу время на всякую ерунду: если я должна кому-то что-то сделать, мне это напомнят.
4. Как ты относишься к пунктуальным людям?А) Без сомнения, это самые достойные уважения люди. Я сама такая

Слайд 326. Как ты считаешь, рационально ли ты расходуешь свое время?

А) Стараюсь:

если замечаю, что в каких-то ситуациях просто бессмысленно теряю время, и стараюсь в дальнейшем их избегать.
Б) Не очень. Трачу время попусту, и не всегда могу что-то с этим поделать.
В) Никогда над этим не задумывалась. Просто делаю то, что делаю.
6. Как ты считаешь, рационально ли ты расходуешь свое время?А) Стараюсь: если замечаю, что в каких-то ситуациях

Слайд 337. Как ты обычно оправдываешь свои опоздания?

А) Всегда честно объясняю, почему

так случилось.
Б) Даю объяснение в зависимости от ситуации, но стараюсь при этом обходиться безо лжи.
В) Никак не объясняю. Достаточно того, что я извинилась.
7. Как ты обычно оправдываешь свои опоздания?А) Всегда честно объясняю, почему так случилось.Б) Даю объяснение в зависимости

Слайд 348. Как ты поступаешь с делами, если сил ни на что

больше нет, а делать все-таки что-то надо?

А) Собираю волю в кулак и делаю все, что нужно.
Б) Делаю, сколько могу, и продолжаю на следующий день.
В) Ложусь спать: все равно сегодня ничего сделать не смогу.
8. Как ты поступаешь с делами, если сил ни на что больше нет, а делать все-таки что-то

Слайд 359. Когда ты обычно делаешь уроки?

А) Сразу после того, как приду

из школы и поем.
Б) С пяти до восьми - мне в это время лучше всего работается.
В) Когда выдается свободное время.


9. Когда ты обычно делаешь уроки?А) Сразу после того, как приду из школы и поем.Б) С пяти

Слайд 3610. Какое высказывание из нижеследующих наиболее близко тебе по духу?

А) Делу

время, потехе час.
Б) Со временем я на «ты».
В) Утро вечера мудренее.

10. Какое высказывание из нижеследующих наиболее близко тебе по духу?А) Делу время, потехе час.Б) Со временем я

Слайд 3711. Представь себе такую ситуацию: школе тебе дают ответственное поручение (например,

подготовить важный доклад), и у тебя есть возможность выбрать, как ты его выполнишь. Какой вариант из предложенных ты предпочтешь?

А) Выполнить это задание за короткое время.
Б) Выполнить задание в строго оговоренные сроки, но не очень скоро.
В) Сроки выполнения не оговариваются, но за твою работу все время контролирует учительница.

11. Представь себе такую ситуацию: школе тебе дают ответственное поручение (например, подготовить важный доклад), и у тебя

Слайд 3812. Допустим, ты подготовила этот доклад, но уже на уроке выясняется,

что докладов будет несколько и не все могут успеть прочитать свой. Учитывая это, как ты выстроишь свое выступление?

А) Постараешься сократить свой доклад: закончишь быстрее, чем запланировала, но при этом безбожно его скомкаешь.
Б) Постараешься убрать из доклада несущественные моменты, чтобы уложиться в нужный срок.
В) Будешь читать так, как запланировала, все остальное - проблемы учительницы, если она не продумала этот вопрос.

12. Допустим, ты подготовила этот доклад, но уже на уроке выясняется, что докладов будет несколько и не

Слайд 39А теперь подсчитаем очки. За каждый выбранный тобой пункт «А» прибавь

себе 5 баллов, за «Б» - добавь 3 балла, а если где-то предпочла «В» - оставь сумму без изменений. Что получилось?
0-20 баллов: К сожалению, назвать тебя пунктуальным человеком нельзя при всем желании. Как бы ты не старалась, тебе почти никогда не удается попасть в нужное место вовремя. И даже если ты каждый раз обещаешь себе, что сегодня уж точно никуда не опоздаешь, толку от этого совсем немного.
И если этот твой недостаток пока не причиняет тебе больших проблем (что вряд ли), то в будущем он почти наверняка грозит стать твоим бичом. Поэтому лучше прямо сейчас начать прикладывать все усилия к тому, чтобы выработать в себе внутреннее чувство дисциплины и научиться самоконтролю, пока это не вызвало непоправимых последствий и не начало по-настоящему отравлять твою жизнь.
21 - 44 балла: Нужно отдать тебе должное: если ты задумаешь попасть куда-то вовремя, тебе это наверняка удастся. И пусть у тебя не всегда получается быть пунктуальной, у тебя есть все шансы стать таким человеком. Прими к сведению те советы, которые предложены предыдущей группе, и все получится!
А теперь подсчитаем очки. За каждый выбранный тобой пункт «А» прибавь себе 5 баллов, за «Б» -

Слайд 4045-54 балла: Молодец! Не убавить и не прибавить. Причем в прямом

смысле этого слова. Тебе идеально удается соблюдать баланс времени. Это уникальный дар, и если он у тебя от природы - береги и развивай его. Если же ты сама смогла воспитать в себе это качество, то ты просто сокровище для окружающих тебя людей. Как бы громко это ни звучало, помни: кто владеет своим временем, только тот по-настоящему владеет своей жизнью… Так что владей на здоровье!
55-60 баллов: Наверное, на свете не так и много людей, настолько же пунктуальных, как и ты. Но не кажется ли тебе, что такая распланированная жизнь немного напоминает функционирование робота? Может быть, тебе стоит подумать о том, чтобы немного ослабить свою жесткую дисциплину?
В конце концов, если вдуматься, ничего плохого не случится, если ты войдешь в класс не за пятнадцать минут до начала урока, а за пять, или завтра сядешь за уроки не в пять пятнадцать, а в восемь? В непредсказуемости, даже такой маленькой, есть свою прелесть, так почему бы не попробовать сделать то, что ты никогда прежде не делала?
45-54 балла: Молодец! Не убавить и не прибавить. Причем в прямом смысле этого слова. Тебе идеально удается

Слайд 41Домашнее задание:
п.5, вопросы;
выучить новые слова;
подготовьте рубрику «В классе и дома»;
доделать таблицу.

Домашнее задание:п.5, вопросы;выучить новые слова;подготовьте рубрику «В классе и дома»;доделать таблицу.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть