Слайд 1Тема:
Человек. Индивид. Личность.
Слайд 2Человек - биопсихосоциальное существо.
Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель
всех социальных и психологических черт человечества.
Индивидуальность - специфические черты человека, которые отличают его от других людей.
Личность- субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.
Слайд 3В понятие индивидуальность включается : интеллект, характер, темперамент, социальные отличия.
Интеллект:
Задатки
- природные предпосылки способностей ( свойства нервной системы- повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.).Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности.
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные.
Талант - выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости.
Гениальность - высшая степень развития таланта.
Характер- совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.
Слайд 4Характер:
Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни.
На него оказывают
влияние:
наследственность
социальная среда
самовоспитание
Слайд 5Темперамент
Темперамент - врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других
людей и обстоятельства.
Темперамент не меняется в течение жизни.
Виды темперамента: ( Гиппократ)
холерик
флегматик
сангвиник
меланхолик
Слайд 6Личность
Три подхода к трактовке личности:
Антропологический ( Фейербах)-личность как носитель общечеловеческих свойств,
приравнивается к индивиду.
Социологический ( Дюркгейм, Леви-Брюль, Пиаже)- личность как объект и продукт социальных отношений.
Персоналистический ( Хайдеггер, Сартр, Ясперс)- личность абсолютно самостоятельна и уникальна.
Слайд 7Факторы, влияющие на формирование личности:
генетический
индивидуальный опыт человека
социальное окружение
культурная среда
Слайд 8Личность
имеет активную жизненную позицию
имеет
систему ценностей
воздействует на развитие других людей.
Слайд 9Концепции смысла жизни:
Аскетизм – жизнь – это отречение от мира, умерщвление
плоти ради искупления грехов.
Гедонизм – жизнь – наслаждение
Прагматизм – цель жизни оправдывает любые средства для её достижения.
Утилитаризм – жизнь – это извлечение из всего пользы.
Эвдемонизм – жизнь – стремление к счастью как к подлинному назначению человека.
Альтруизм – жизнь – пожертвование собой во имя других.
Слайд 10Первым исследовал структуру сознания Фрейд.
Он выделил:
Ид- Подсознательное или Оно- биологические
потребности+ вытесненные желания, является строительным материалом для личности.
Эго- Сознание или Я — внутренний ограничитель человека, ответственно за контакты с окружающим миром.
Суперэго- Сверхсознание или Сверх Я — нормы поведения, стереотипы, нравственные чувства человека.
Либидо- сексуальный или половой инстинкт.
Сублимация- переключение либидо на другую деятельность.
Слайд 11Бессознательное - совокупность психических процессов, функций, операций, представленных в структуре сознания.
Виды
бессознательного:
инстинкты,
влечения,
реакции)
Слайд 12Инстинкт - целесообразное поведение без осознания цели, ситуация при которой осуществление
одного рефлекса приводит к осуществлению другого.
Рефлекс- реакция, не поддающаяся сознательному контролю, бессознательный ответ организма на раздражение ранее осознанная деятельность, которая в процессе воспитания превратилась в стереотипы поведения.
Стереотип - принятый в обществе образец.
Сверхиндивидуальное бессознательное ( типичные образцы поведения, которые не оспариваются)
Слайд 13Природа человека. Человек в системе социальных связей
Слайд 14Биологическое и социальное в человеке
Природа
Преобладает при рождении, но в процессе
развития уходит на второй план
Культура
Отсутствует при рождении. Но в процессе развития становится ведущей
Психика
Слайд 15Социальное поведение и социализация личности
Социальное действие – это такое действие, которое
по своему смыслу ориентировано на поведение других людей
Типы социального поведения обусловлены нравами и обычаями
Нравы – это социально предписанные стереотипы поведения статусной группы
Обычаи – предписания, воспринятые из прошлого
Слайд 16Социализация - это
Процесс освоения знаний, навыков, способов повеления, необходимых человеку, чтобы
стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением
Процесс социального научения и развития качеств, необходимых для эффективного функционирования в обществе
Слайд 17Стадии и сферы социализации
Первая
Преобладание внешних санкций регулирования социального поведения
Вторая
Замена внешних санкций внутренним контролем
Слайд 18Самосознание и самореализация
Самосознание – это способность принимать самостоятельные решения и готовность
нести ответственность за них
Самореализация – это процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей, раскрытия творческого потенциала
Слайд 20Социальная ответственность
Склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей
и общества в целом, а не в узкоэгоистических интересах