Слайд 1«Человек среди людей».
Набиева Нурия Миннахметовна учитель истории и обществознания
МБОУ «Многопрофильный
лицей им. А.М.Булатова пгт. Кукмор»
Слайд 2Сегодня на уроке
Культура общения.
Межличностные отношения.
Учимся вести себя в
ситуации конфликта.
Слайд 3Проблемный вопрос уроков
- Почему важно научиться жить среди людей?
Слайд 4Марк Аврелий
«Если бы ты хотел этого, ты не сможешь отделить свою
жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».
Слайд 5Правила поведения в обществе.
Слайд 6Так воспитанный человек
не будет:
- хлопать собеседника по плечу;
- размахивать руками;
-
теребить одежду, крутить пуговицы;
- чесать голову и теребить себя за ухо;
- барабанить по столу;
- зевать, чихать и кашлять, не прикрыв рот и кончик носа рукой;
- бесцельно вертеть в руках какой- нибудь предмет.
Слайд 7Общее задание:
группы должны сформулировать законы общения.
Слайд 9Рассказ Е. Пермяка
«Самое страшное»
Вова
рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.
Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.
Один-одинёшенек!
Слайд 11Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».
Автор: Странствия привели Утенка в дом, обитатели
которого считали себя непререкаемыми авторитетами.
Курица: Умеешь ты нести яйца?
Утенок: Нет!
Курица: Так и держи язык на привязи!
Кот: Умеешь ты выгибать спинку, мурлыкать и испускать искры?
Утенок: Нет!
Кот: Так и не суйся с своим мнением, когда говорят умные люди!
Слайд 13 В Древней Греции жил знаменитый баснописец
Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа.
Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал:
- “Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви”. – ответил Эзоп.
Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.
В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил……языки. Все опять удивились.
- “Ты велел мне купить самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?” - объяснил Эзоп
Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.
Слайд 14В русском языке существуют «цветные» выражения, передающие эмоции, объясните их значение.
Покраснеть
от стыда.
Позеленеть от зависти.
Побледнеть от страха.
Порозоветь от удовольствия.
Потемнеть от горя.
Слайд 15Сформулируйте законы общения на основе предложенных русских пословиц.
За худые слова слетит
голова.
Много говорить – голова заболит.
Сердечное слово до сердца доходит.
Малое слово большую обиду творит.
Хорошее слова – половина счастья.
Сперва подумай, потом говори.
Красную речь красно и слушать.
Слайд 16Игра «Цвета эмоций».
Участники групп в конверте № 2 находится какой-либо
цвет (красный, зеленый, синий, желтый и др.) и представить его остальным (изобразить его своим поведением, жестами, эмоциональным состоянием), не называя его, а другие ученики должны отгадать, что это за цвет.
Поверь в себя.
1. Относись к другим так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам.
2. Как вы к людям, так и они к вам.
3. Не обижайтесь. Умейте оправдать своего обидчика.
4. Осознавайте свои действия и их возможные результаты.
Слайд 18 Рефлексия
- Какие задания показались вам самыми интересными?
- Что нового о
себе и своих товарищах по классу вы узнали сегодня на уроке?
- Что не понравилось?
- Почему?
Слайд 19Домашнее задание
- Составить схему «Малые группы в нашем классе»;
- Придумать короткие
сценки, показывающие разный уровень межличностных отношений.