Слайд 2Гипотеза исследования: можно ли найти абсолютную категорию смысла жизни?
Цель исследования: проанализировать
различные подходы в изучении категории бытия в разные промежутки времени.
Объект исследования: учащиеся 10-11 классов и педагогический коллектив школы.
Предмет исследования: проблема поиска смысла жизни.
Методы исследования: анализ специальной литературы, изучение терминологии, анкетирование.
Слайд 3Смысл жизни, или смысл бытия - философская и духовная проблема, имеющая
отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума.
Вопросы о смысле жизни люди задавали и продолжают задавать, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения.
Слайд 4Философское видение проблемы
Сократ-совершенствование души и проявление добродетели.
Аристотель - в счастье.
Эпикур – в получении удовольствия.
В Средневековой Европе и Индии смысл жизни был связан с почитанием предков, следование общераспространенным религиозным и мифическим идеалам и повторением социального статуса, полученного при рождении.
Слайд 5Служить другим и делать добро.
Аристотель
Праздность и ничего неделание влекут за собой порочность и нездоровье - напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.
Гиппократ
Слайд 6Иные взгляды на бытие
Артур Шопенгауэр - смысла жизни не существует,
а человек создал иллюзию и придумывает себе занятия.
Фридрих Ницше характеризовал нигилизм - иной взгляд на смысл жизни, как опорожение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности.
Людвиг Витгенштейн - вещи в личной жизни могут иметь смысл, но сама жизнь не имеет никакого смысла, отличного от этих вещей.
Слайд 7Социальная психология
Альфред Адлер - “без ощущения цели деятельность индивида не
имела бы никакого смысла”.
Карл Роджерс -каждый индивид существует в постоянно изменяющемся мире переживаний, центром которого является он сам, то есть, он говорил о сугубо индивидуальном характере смыслов жизни.
Слайд 8Взгляды на жизнь в разные возрастные периоды
Младенчество (первый год жизни) -
доверие к миру
Раннее детство (2 - 3 год жизни) - самостоятельность, самоконтроль.
Дошкольный возраст (4 - 6 лет) - активность без страха ошибки.
Школьный возраст (7-12 лет) - полноценность.
Юность (13-19 лет) - цельность, понимание себя.
Ранняя зрелость (20-30 лет) - любовь и верность.
Средняя зрелость (30 - 70 лет) - забота о других
Слайд 9Результат опроса
Можно ли найти абсолютную категорию смысла жизни?
а) Да, можно, она
заключается в материальных благах, - 1.
б) Да, можно, она заключается в виде поиска истины, - 11.
в) Нет, нельзя, - 16.
г) Абсолютная категория смысла жизни не имеет значения, - 2.
Могут ли измениться взгляды на жизненный путь с возрастом?
а) Да, - 30.
б) Нет, - 0.
Что может повлиять на изменение понимания смысла жизни?
Различные ситуации, - 13.
Влияние общества, - 11.
Изменение ценностей, - 10.
Возраст, - 9.
Сам человек, - 7.