Слайд 1Искусство.
Презентация учителя истории МБОУ лицей №4 г.Данкова Кочетовой Т.П.
Слайд 2Эпиграф
«Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем» (Ж.Кокто,
французский деятель культуры XX века)
Слайд 3План
Понятие и структура искусства.
Споры о сущности искусства.
Функции искусства.
Современное искусство.
Слайд 4Понятие
Искусство – отображение действительности в художественных образах.
Слайд 5Предмет искусства
Человек и его отношения с окружающим миром; жизнь людей в
определенных исторических условиях
Форма – художественное произведение.
Слайд 6Признаки (специфика)
Образность и наглядность.
Особые способы и средства воспроизведения окружающей действительности (слово,
звук, цвет и т.д.)
Большая роль воображения и фантазии.
Слайд 7Классификации видов искусства
Реальные (музыка, живопись, пластика – архитектура и скульптура) и
идеальные (литература и поэзия)
Пространственные или пластические (архитектура, ИЗО, художественное фото)
Временные или динамические (литература и музыка)
Пространственно-динамические, синтетические или зрелищные (театр, кино, хореография, цирк и др.)
Слайд 8Жанры искусства
В литературе – эпос, лирика, драма
В ИЗО – портрет, натюрморт,
пейзаж, батальная или историческая тема, карикатура, шарж.
В музыке – вокальный или инструментальный жанры.
Жанр – это обобщение свойств художественной формы и содержания какой-либо группы произведений искусства определенной исторической эпохи, народа или мира в целом.
Слайд 9Виды искусства
Декоративно-прикладное
Фотоискусство
Живопись
Музыка
Скульптура
Литература
Театр
Цирк
Кино
Балет
Архитектура
Эстрада.
Слайд 10Теории происхождения
Биологизаторская – из потребности привлечь внимание противоположного пола.
Игровая – из
потребности реализовать энергию, тренировать социальные роли.
Магическая – из потребности воздействовать на сверхъестественные силы.
Трудовая – как результат труда, дающий возможность наслаждаться художественным качеством произведения.
Слайд 11Споры о сущности искусства
Античность:
- подражание природе и ее отражение
- Платон:
«Искусство – это «тени теней», т.е копия чувствования предметного мира.
- Аристотель: «Искусство…имеет познавательную способность и катарсис – очищение человеческой души от низменных страстей посредством созерцания.
Слайд 12Споры о сущности искусства
Возрождение.
Отражение природы и человека при помощи изучения анатомии,
математики.
Гуманизм – утверждение безграничности творческого потенциала человека
Слайд 13Споры о сущности искусства
Классицизм.
- отражение человеческих типов и воспитательная роль искусства.
-
патриотизм и служение Отечеству.
- прославление власти, государя
- подражание античности
Слайд 14Споры о сущности искусства
Просвещение.
- реализм
- критика проблем
- моральное воздействие искусства
на общество
Слайд 15Споры о сущности искусства
Современное искусство
- самовыражение
- эмоциональность, житейские переживания, отраженные в
искусстве
- знаково-символическая концепция - закодированная информация в иконописи, кубизме, абстракционизме, сюрреализме и т. д.
Слайд 16Функции
Общественно-преобразующая – оказывая идейно-эстетическое воздействие, направляет людей на преобразование действительности. (плакат
«Родина-мать зовет!»)
Художественно-концептуальная–анализирует состояние окружающего мира. (Пушкин А.С. «Евгений Онегин»)
Слайд 17Функции
Воспитательная – формирует личность, чувства и мысли людей. (патриотический фильм или
боевик, триллер и т.п.)
Эстетическая – формирование чувства красоты, вкуса. (подражание нарядам кумиров, моде и т.д.)
Слайд 18Функции
Утешительно-компенсаторная – восстанавливает психическое равновесие, гармонию духа. (пейзажи родной природы, лирическая
музыка и т.д.)
Предвосхищения – предугадывает будущее (фантастика Ж.Верна)
Внушающая – воздействие на подсознание, психику людей (тяжелый рок, абстракционизм)
Слайд 19Функции
Гедонистическая – доставляет удовольствие.
Познавательно-эвристическая – отражает труднодоступные науке стороны жизни. (например,
«Боярыня Морозова» Сурикова)
Слайд 20Современное искусство
Использует метафору – синтез мысли и образа для отображения различных
сторон бытия
Переход от монументальности в скульптуре к ее малым формам
Интегральное искусство или гипер-арт – возможность созидать в нескольких измерениях сразу
Интернациональность.
Слайд 21Закрепление
Что такое искусство? Каковы его отличительные черты?
Какие предположения о причинах возникновения
искусства выдвигают исследователи?
Как понимали сущность искусства мыслители различных исторических эпох?
Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции искусства.
Перечислите основные виды и жанры искусства
Слайд 22Домашнее задание
Записи учить
Эссе: «Искусство любят те, кому не удалась жизнь» В.О.Ключевский.