Презентация, доклад по обществознанию и истории 10 класс

Содержание

ЦивилизацияЦивилизация — это и присущий данному культурно-историческому типу способ организации пространства и времени, формирующий особые черты государственности, социальной жизни, экономики и культуры. При множественности факторов, составляющих цивилизацию, основными принято считать три признака: наличие городов, государства и

Слайд 1Типология цивилизаций
Цивилизация
Типы цивилизаций
Восточная цивилизация
Западная цивилизация

Типология цивилизацийЦивилизацияТипы цивилизацийВосточная цивилизацияЗападная цивилизация

Слайд 2Цивилизация
Цивилизация — это и присущий данному культурно-историческому типу способ организации пространства

и времени, формирующий особые черты государственности, социальной жизни, экономики и культуры.
При множественности факторов, составляющих цивилизацию, основными принято считать три признака: наличие городов, государства и письменности.
ЦивилизацияЦивилизация — это и присущий данному культурно-историческому типу способ организации пространства и времени, формирующий особые черты государственности,

Слайд 3Переход к цивилизации произошел на рубеже V—IV тысячелетий до Р.Х.
Каждая цивилизация,

ограниченная хронологическими и географическими рамками, уникальна и неповторима. Постоянно развиваясь, она проходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели. Цивилизации делятся на три глобальных типа:
— традиционные цивилизации;
— индустриальная цивилизация;
— постиндустриальная, или информационная, цивилизация.
Переход к цивилизации произошел на рубеже V—IV тысячелетий до Р.Х.Каждая цивилизация, ограниченная хронологическими и географическими рамками, уникальна

Слайд 4Традиционная
индустриальная



Постиндустриальная
???
во времени

Традиционнаяиндустриальная  Постиндустриальная???во времени

Слайд 5Запад
Восток
Россия


в пространстве

ЗападВостокРоссияв пространстве

Слайд 6Восточная цивилизация
Для восточных обществ характерен первый тип. Отличающиеся большой устойчивостью, цивилизации

Востока развиваются циклически, т.е. проходят фазы становления и упрочения единого государства, его упадка из-за усиления центробежных сил, а затем наступает социально-политическая катастрофа, связанная с распадом государства. На новой ступени развития этот цикл повторяется.
Восточная цивилизацияДля восточных обществ характерен первый тип. Отличающиеся большой устойчивостью, цивилизации Востока развиваются циклически, т.е. проходят фазы

Слайд 7Западная цивилизация
Для Западной Европы, где все три типа цивилизаций последовательно сменяли

друг друга, характерно поступательное развитие, то есть постоянное восхождение к более прогрессивным формам развития общества (при всей относительности понятия прогресс).
Западная цивилизацияДля Западной Европы, где все три типа цивилизаций последовательно сменяли друг друга, характерно поступательное развитие, то

Слайд 8Российская цивилизация
Российская цивилизация, сформировавшаяся на стыке Европы и Азии, синтезировала черты

развития Востока и Запада. 
Российская цивилизацияРоссийская цивилизация, сформировавшаяся на стыке Европы и Азии, синтезировала черты развития Востока и Запада. 

Слайд 9Традиционные цивилизации Древнего Востока (Восточная цивилизация)
К традиционным относят древневосточные, античные и

средневековые цивилизации. Эпоха их господства (преобладания) охватывает время с рубежа V—IV тысячелетий до Р.Х. по 1492 г. по Р.Х. и включает периоды древности и средневековья.
Традиционные цивилизации Древнего Востока  (Восточная цивилизация)К традиционным относят древневосточные, античные и средневековые цивилизации. Эпоха их господства

Слайд 10Черты Восточной цивилизации
Основой традиционной цивилизации является община. Постепенно существующие в ней

родо-племенные связи замещаются этническими, хозяйственными, религиозными, профессиональными и т.п. Базой развития общества становится унаследованная от родо-племенного строя корпоративность — включенность человека в социальное, религиозное или профессиональное сообщество, призванное сохранить существующий порядок вещей.
Черты Восточной цивилизацииОсновой традиционной цивилизации является община. Постепенно существующие в ней родо-племенные связи замещаются этническими, хозяйственными, религиозными,

Слайд 12Для большинства традиционных цивилизаций характерна ксенофобия — неприятие и боязнь чужого,

отождествляемого с враждебным.

При этом интересы сообщества стоят над интересами отдельной личности, а ее собственностью распоряжается община. Интересы корпорации ограничивают свободу личности. Такая система не терпит изменений и очень консервативна.

Для большинства традиционных цивилизаций характерна ксенофобия — неприятие и боязнь чужого, отождествляемого с враждебным.При этом интересы сообщества

Слайд 13Традиционное общество строилось на двух принципах: — люди, родившиеся в разных сословиях,

имеют разные права, неравноправны; — общие интересы всегда важнее устремлений отдельных людей.
Традиционное общество строилось на двух принципах: — люди, родившиеся в разных сословиях, имеют разные права, неравноправны; —

Слайд 14ВОСТОК

ВОСТОК

Слайд 15ПИСЬМЕННОСТЬ
Несмотря на развитые системы письменности, большинство людей в традиционных цивилизациях было

неграмотно.
ПИСЬМЕННОСТЬНесмотря на развитые системы письменности, большинство людей в традиционных цивилизациях было неграмотно.

Слайд 16ЭКОНОМИКА ВОСТОКА
Основой экономики традиционных цивилизаций является сельское хозяйство экстенсивного типа, направленное

на овладение природными ресурсами. Его эффективность мала, а получаемые излишки незначительны. Поэтому доминирует натуральное хозяйство, а рынок играет небольшую роль.
Подавляющая часть населения проживает в деревне. Города являются центрами ремесла и торговли, но доля городского населения невелика.
ЭКОНОМИКА ВОСТОКАОсновой экономики традиционных цивилизаций является сельское хозяйство экстенсивного типа, направленное на овладение природными ресурсами. Его эффективность

Слайд 17Древневосточная экономика
На Древнем Востоке сложилась первая в истории командно-распределительная система экономики.

Ее основой было земледелие (как правило, ирригационное), отделившееся от ремесла на начальном этапе складывания государства. Хозяйство носило натуральный характер.
Ирригационная экономика, требовавшая трудоемких земляных работ, была основана на восточной форме собственности; верховным собственником земли выступало государство в лице царя. Он был главным организатором работ по созданию и поддержанию в порядке системы ирригационных сооружений, ведал распределением воды и урожая. Проблема избытка рабочей силы решалась путем поголовного привлечения общинников к строительству грандиозных сооружений.
Древневосточная  экономикаНа Древнем Востоке сложилась первая в истории командно-распределительная система экономики. Ее основой было земледелие (как

Слайд 18командно-распределительная система экономики

командно-распределительная система экономики

Слайд 19Древневосточные цивилизации
К древневосточным относят цивилизации, сложившиеся в конце V — II

тысячелетиях до Р.Х. в Северной Африке и Азии. Эти цивилизации, развивавшиеся, как правило, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с великими реками — Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы.
Древневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей, различавшихся этнически, социально, имущественно, профессионально и религиозно.
Древневосточные  цивилизацииК древневосточным относят цивилизации, сложившиеся в конце V — II тысячелетиях до Р.Х. в Северной

Слайд 20Человек Древнего Востока
Сознание человека Древнего Востока было мифологическим. Причинно-следственные связи виделись

ему как личностные силы, наделенные сознанием и волей.
В странах Древнего Востока Вселенная отождествлялась с государством. Сложившийся там идеал можно описать формулой
«праведно жить, праведно мыслить и праведно действовать в нашей праведной общине».

Идеалу соответствовал человек тихий — скромный, кроткий, смиренный, покорный установленному богами порядку вещей. Полная покорность богам (и обожествленному правителю) была основой моральных ценностей и стержнем идеального человека.

Человек  Древнего ВостокаСознание человека Древнего Востока было мифологическим. Причинно-следственные связи виделись ему как личностные силы, наделенные

Слайд 21"Человек для государства"


Слайд 22Ценности
Труд земледельца и скотовода признавался одной из высших ценностей, усердие —

единственной дорогой к благополучию. В бедности видели зло, но богатство, если оно не было взаимосвязано с бескорыстием и помощью нуждающимся, обычно не считалось абсолютным добром.
Более значимым было, как правило, приобретение высшего блага — мудрости.
Корпоративность древневосточных обществ делала семью одной из важнейших ценностей. Представления о норме семейной жизни были сопряжены с согласием между супругами, многодетностью и почитанием родителей. 
ЦенностиТруд земледельца и скотовода признавался одной из высших ценностей, усердие — единственной дорогой к благополучию. В бедности

Слайд 23ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО
Политическую и культурную жизнь организуют традиции и обычаи. Верховная власть

связана с владением землей и носит личностный характер. В результате этого складывается иерархическое устройство общества.
Тип правления, характерный для традиционных цивилизаций Европы, основан на неизменности традиций, которые считались священными и неприкосновенными.
Другой тип правления — харизматический (от греч. слова харизма — дар) — связан с особыми качествами, присущими или приписанными конкретному правителю. Характерный для восточных цивилизаций, в Европе он, как правило, складывался в эпохи социальных бедствий.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВОПолитическую и культурную жизнь организуют традиции и обычаи. Верховная власть связана с владением землей и носит

Слайд 25Древневосточное государство
При отсутствии прямых (независимых от верховной власти) экономических, политических и

культурных связей между общинами централизованное государство играло огромную роль. Оно было обожествленной силой, контролирующей, регулирующей и направляющей действия и поступки людей.
Основой порядка была ничем не ограниченная и никем не контролируемая власть царя — живого бога или главного жреца. Он был верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, высшей инстанцией в суде. Опорой власти царя был бюрократический аппарат, управлявший от его имени.
Древневосточное  государствоПри отсутствии прямых (независимых от верховной власти) экономических, политических и культурных связей между общинами централизованное

Слайд 27Деспотизм
Человек был полностью подчинен государству. Оно эксплуатировало не отдельного общинника, а

всю общину. Как пользователи земли общинники отдавали государству часть урожая, выполняли общественные работы и несли рекрутскую повинность. Земледельцев нередко прикрепляли к земле, а ремесленников — к профессии.
Такой тип государственности является деспотическим (от греческого слова деспот — повелитель). Страны Древнего Востока почти не знали социальных смут. Это отчасти объяснялось тем, что отсутствовали представления о личности. В общественном сознании царило единомыслие. Понятия царь и справедливость сливались, а личную собственность и социальные низы в какой-то мере защищали традиция и закон. 
ДеспотизмЧеловек был полностью подчинен государству. Оно эксплуатировало не отдельного общинника, а всю общину. Как пользователи земли общинники

Слайд 29Древневосточное общество
Древневосточное общество было иерархичным и делилось на сословия — замкнутые

группы населения со сходным набором обязанностей и привилегий; принадлежность к сословиям была наследственной. Каждый человек занимал строго определенную общественную нишу.
На вершине иерархии стояли царь и высший слой знати, состоявшей из родовой, управленческой и военной аристократии и жречества. К средним слоям принадлежали чиновники; бюрократический аппарат контролировал все сферы жизни. Низ общественной иерархии составляли ремесленники и свободные общинники-земледельцы.
В ряде стран Древнего Востока население делилось на касты, отличавшиеся от сословий полной изолированностью друг от друга.
Древневосточное  обществоДревневосточное общество было иерархичным и делилось на сословия — замкнутые группы населения со сходным набором

Слайд 30Древневосточное общество было построено на общинном коллективизме. Община не только была

основной производственной единицей, но и ообеспечивала социальную стабильность.
Древневосточное общество было построено на общинном коллективизме. Община не только была основной производственной единицей, но и ообеспечивала

Слайд 31
ЗАПАД

ЗАПАД

Слайд 32Западная цивилизация:
Ее исторические корни —
в античности,
христианстве,
индивидуализме
и демократических

традициях;
к этому типу относится подавляющая часть развитых стран;
Западная цивилизация:Ее исторические корни — в античности, христианстве, индивидуализме и демократических традициях; к этому типу относится подавляющая

Слайд 33Рождение Западной цивилизации
Переворот в мышлении греков был составной частью архаической революции.

Его опорой стал алфавит, созданный на основе финикийского письма. В него греки ввели знаки для обозначения гласных звуков. Простой способ записи информации обеспечил почти полную грамотность.
Рождение Западной цивилизацииПереворот в мышлении греков был составной частью архаической революции. Его опорой стал алфавит, созданный на

Слайд 34Рождение новой личности
Рождение новой личности — гражданина полиса — породило интерес

к его внутреннему миру, что отразила лирическая поэзия. Ее расцвет в конце VII — VI в. до Р.Х. связан с именами Архилоха, Сафо, Алкея, Анакреонта и других поэтов, воспевавших мир чувств — любви и вражды, горя и радости.

Осознание самоценности человека проникло в изобразительное искусство. Скульпторы архаической поры увековечили идеал эпохи в статуях победителей Олимпийских игр — прекрасных, физически сильных, жизнерадостных людей. Первый памятник, установленный в Афинах, изображал граждан Гармодия и Аристогитона, освободивших полис от сына Писистрата, тирана Гиппарха.

Рождение новой личностиРождение новой личности — гражданина полиса — породило интерес к его внутреннему миру, что отразила

Слайд 35Человек в западном обществе

Человек в западном  обществе

Слайд 36Новый взгляд на развитие
В земледельческих полисах Балканской Греции преодоление мифологического сознания

шло медленно. Тем не менее младший современник Гомера, поэт Гесиод в поэме «Труды и дни» впервые в истории европейской общественной мысли дал периодизацию развития человеческого общества. По его мнению, она делилась на:
золотой век — время всеобщего изобилия и равенства, серебряный век — век упадка благочестия,
медный век — эпоху всеобщей вражды и
героический век — эпоху Троянской войны и великих героев Греции.
Свое время Гесиод назвал железным веком — эпохой полного упадка нравов.
Новый взгляд на развитиеВ земледельческих полисах Балканской Греции преодоление мифологического сознания шло медленно. Тем не менее младший

Слайд 37греки-философы

греки-философы

Слайд 38Рождение философии
В полисах Малой Азии и Великой Греции, где бурно развивались

ремесла и торговля, граждане быстрее преодолели мифологичность сознания, ощутив изменчивость мира и общества. Там зародилась натурфилософия — наука, познающая мудрость природы.
Мыслители той поры (греки называли их мудрецами) пытались объяснить развитие мира и общества на основе естественных причин, которые они познавали с помощью разума, не порывая и с верой в богов.
В конце VI в. до Р.Х. в южноиталийском полисе Кротоне возникла пифагорейская школа. Ее основатель, Пифагор (ок. 540 — 500 г. до Р.Х.), первым назвал себя любителем мудрости — философом. Цель философии он видел в поиске гармонии мира — в соединении противоположностей в закономерное целое.
Рождение философииВ полисах Малой Азии и Великой Греции, где бурно развивались ремесла и торговля, граждане быстрее преодолели

Слайд 39Пифагор
ПИФАГОР Самосский (6 в. до н. э.), древнегреческий философ, религиозный и

политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.

Философ полагал, что гармонию космоса можно найти, если выразить все явления в числах — универсальной мере всех вещей.
Исследуя движение небесных тел, Пифагор первым определил, что земля имеет форму шара и открыл закономерности передвижения планет и их взаимодействия.

(ок. 540 — 500 г. до Р.Х.)

ПифагорПИФАГОР Самосский (6 в. до н. э.), древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору

Слайд 40Великое брожение умов (VI—V вв. до Р.Х.)
Великое брожение умов, определившее переход

от мифологического сознания к мировоззрению, основанному на добытом в интеллектуальном поиске знании, завершило эпоху становления древних цивилизаций.
Эту эпоху, в ходе которой, по мнению многих ученых, сформировался человек современного типа, обычно называют осевым временем.
Великое брожение умов (VI—V вв. до Р.Х.)Великое брожение умов, определившее переход от мифологического сознания к мировоззрению, основанному

Слайд 41средневековье

средневековье

Слайд 42Индустриальная цивилизация
В XIX столетии жизнь обитателей Европы начала меняться очень быстро.

В начале прошлого века европейцы оглядывались на времена столетней давности как на совершенно другую, бесконечно далекую эпоху. Ломка прежних традиций и устоев, стремительные перемены во всех областях жизни были настолько глубоки, что ощущались как признаки появления совершенно нового способа существования, нового общественного устройства. Философы и историки стали называть его по-разному — «капиталистическое», «индустриальное», «модернизированное» (современное) общество.

Индустриальная цивилизацияВ XIX столетии жизнь обитателей Европы начала меняться очень быстро. В начале прошлого века европейцы оглядывались

Слайд 43индустриальное общество

индустриальное общество

Слайд 44Человек индустриальной цивилизации
Промышленная цивилизация предъявляла к человеку совершенно новые требования, во

многом противоположные прежним.
«Идеальный герой» эпохи индустриализации, будь то фабрикант или рабочий, должен был надеяться только на себя, трудиться в поте лица и постоянно стремиться достичь большего и лучшего. Часто работа шла без выходных и праздников, на пределе сил и способностей, «на износ».
Человек индустриальной цивилизацииПромышленная цивилизация предъявляла к человеку совершенно новые требования, во многом противоположные прежним. «Идеальный герой» эпохи

Слайд 45Принципы жизненного устройства
С возникновением промышленной цивилизации рухнули вековые принципы жизненного устройства. Капиталист

, в отличие от господ прежних времен, не претендовал на роль заботливого отца своих рабочих и не ждал от них благодарности. Наем на работу стал всего лишь разновидностью торговой сделки между юридически равными взрослыми людьми, которая расторгалась так же легко, как и заключалась. Тут не было места ничему личному — конкуренция обрекала на неминуемое разорение любого сердобольного хозяина, держащего из жалости плохих работников или завышающего зарплату. Принять эти безличные отношения как должное могли далеко не все. «Маленький человек», нуждающийся в заботе и покровительстве со стороны сильных мира сего, проникался в таких обстоятельствах ненавистью к «бездушным эксплуататорам». Новое общество казалось безжалостным.
Принципы жизненного устройства С возникновением промышленной цивилизации рухнули вековые принципы жизненного устройства.  Капиталист , в отличие

Слайд 46Европеец начала ХХ века имел гораздо больше возможностей выбора, чем его

прадед, но гораздо меньше уверенности в завтрашнем дне.
Особенно болезненно воспринимали перемены крестьяне. Почти во всех странах они составляли большинство населения, именно в их сознании традиции предшествующих поколений коренились особенно прочно, именно они были хранителями традиционных жизненных ценностей, культуры и образа жизни. Промышленная революция создала общество, в котором покупателями и продавцами стали все. К концу столетия даже в самых глухих уголках Европы цены на продовольствие и сырье зависели уже не столько от местных урожаев, сколько от мирового рынка — каждый крестьянин, продающий хотя бы мешок зерна, становился участником всемирной конкуренции. Дедовские методы земледелия и животноводства уступали место новым, более рациональным и интенсивным.
Европеец начала ХХ века имел гораздо больше возможностей выбора, чем его прадед, но гораздо меньше уверенности в

Слайд 47Главные политические идеи
Главными политическими идеями индустриального общества стали равноправие и индивидуальная

свобода. Эти идеи имели глубокие религиозные корни; отнюдь не случайно они появились на почве христианской цивилизации. Согласно христианскому учению, каждый человек приходит в мир и в свой час покидает его по воле Создателя. В этом мире идет борьба дьявола и Бога за души людей. Жизненный путь человека — это испытание его души. В своей земной жизни человек сам должен распознавать, что есть добро, а что — зло, и он обладает свободой воли самостоятельно выбрать — на чьей он стороне.
Главные политические идеиГлавными политическими идеями индустриального общества стали равноправие и индивидуальная свобода. Эти идеи имели глубокие религиозные

Слайд 48Идея равенства
Все люди рождаются равными и свободными. Никто не имеет права

отнимать у человека то, что дал ему Творец, отправивший его душу на испытание в мир, — жизнь и свободу выбора. Общество должно быть устроено таким образом, чтобы никто никогда не был стеснен в осуществлении этих неотъемлемых прав человека. Если государство ради своих целей лишает граждан жизни или силой навязывает им свою волю, оно — дьявольское орудие, какими бы благими намерениями ни оправдывали свои дела тираны.
Идея равенстваВсе люди рождаются равными и свободными. Никто не имеет права отнимать у человека то, что дал

Слайд 49«Государство для человека»
Из идеи равноправия следовало, что все граждане обладают равным

правом участвовать в управлении государством, что власть должна избираться всеобщим голосованием, что самым справедливым является государство демократическое. Однако даже самая демократическая власть не может вторгаться в частную жизнь отдельного человека, суверенной личности. Ограничения, которые не вправе переступать власть, фиксировались в конституциях и других законах.
В ХХ веке во многих странах на подобных идеях постепенно выстраивалась сложная, тонкая, но весьма прочная и устойчивая общественная и государственная система, которую называют либеральной демократией. Либеральная конституция и демократически избираемый парламент стали нормой для европейского государства уже с начала прошлого столетия.
«Государство для человека»Из идеи равноправия следовало, что все граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством, что

Слайд 50Вера в прогресс
Открытия, изобретения, технические усовершенствования производили на людей XIX века

настолько сильное впечатление, что от научного прогресса стали ждать решения всех человеческих проблем, причем в ближайшем будущем.
Поколение, достигшее зрелости к началу ХХ века, имело возможность на себе ощутить, как жизнь меняется к лучшему, становится всё более комфортной и безопасной. Европейцы были полны веры в свои силы и решимости улучшать мир по собственной воле и разумению.
Вера в прогрессОткрытия, изобретения, технические усовершенствования производили на людей XIX века настолько сильное впечатление, что от научного

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть