Слайд 1Тема урока:
«Экономика семьи»
Слайд 2План урока
1. Имущество и доходы семьи.
2. Что такое семейный бюджет.
3. На
что расходуются деньги.
Слайд 3Спорят два школьника. Один говорит, что планирование семейного бюджета его не
касается и не интересует. Пусть этим занимаются родители. Его товарищ считает, что подростки должны быть в курсе доходов и расходов семьи.
— Кто из них прав?
— Надо ли составлять семейный бюджет?
— Кто этим должен заниматься?
Слайд 4Задание: работая с п. 1 § 14 учебника, графически отобразите, как
связаны между собой экономика и семья.
Слайд 5— Из чего состоит хозяйство семьи? Какие ассоциации у вас возникают?
Слайд 6Задание: работая с материалом п. 1 § 14 учебника, графически отобразите
источники доходов семьи.
Слайд 7Задание: работая с материалом на с. 113, 115 учебника, заполните таблицу
«Виды доходов семьи».
Виды доходов семьи
Слайд 9Задание для первой группы: работая с п. 2 § 14 учебника
и различными информационными источниками, объясните значение понятий бюджет, семейный бюджет, личный бюджет.
Задание для второй группы: работая с п. 2 § 14 учебника и различными информационными источниками, объясните, почему необходимо составлять личный бюджет.
Задание для третьей группы: работая с п. 2 § 14 учебника и различными информационными источниками, объясните, почему необходимо составлять семейный бюджет.
Слайд 10Творческое задание. Разделитесь на несколько групп и инсценируйте ситуации — что
происходит, когда семьи и отдельные люди не заботятся о своем бюджете, к каким последствиям это приводит.
Слайд 12Задание: работая с п. 3 § 14 учебника и различными информационными
ресурсами, заполните таблицу «Расходы семьи».
Расходы семьи
Слайд 14Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 117
учебника, ответьте на вопрос и выполните задания после него. (Проверка выполнения задания.)
Проблемное задание. Работая в парах, смоделируйте семейный бюджет на один месяц, используя следующую таблицу.
Слайд 15— Сегодня меня порадовало...
— Сегодня меня огорчило...
Слайд 16Объясните, как вы понимаете высказывания.
«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования»
(М. Стине).
«Долги похожи на всякую другую западню: попасть в них весьма легко, но выбраться довольно трудно» (Б. Шоу).
Согласны ли вы с утверждением: «Уровень жизни зависит не столько от того, сколько получено, сколько от того, как расходуются средства»? Свое мнение аргументируйте.
Слайд 17Домашнее задание
1. Прочитать § 14 учебника, ответить на вопросы
2. Выполнить одно
из трех заданий на выбор:
• задание 1 рубрики «В классе и дома» на с. 118 учебника;
• задание 3 рубрики «В классе и дома» на с. 118 учебника;
• подготовить эссе на тему «Чего нельзя допускать при планировании семейного бюджета».
Слайд 18Человек в системе экономических отношений
Слайд 19«Понимаешь экономику — понимаешь мир»
Слайд 20Экономика потребителя
Как связаны между собой производство и потребление?
Производство осуществляется для потребления,
и определяет его структуру.
Потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие.
Кого называют потребителем?
Потребитель- тот, кто приобретает и использует товары и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Кто является потребителем?
Слайд 21Какова цель потребителя?
Цель потребителя- извлечение максимальной полезности от потребления товаров и
услуг.
Что ограничивает наши потребительские возможности?
-бюджет семьи
-цены на товары и услуги
-ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
Потребитель испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним стоит проблема рационального выбора.
Слайд 22Остановка «Экономика и ее участники»
— Установите соответствие между понятиями и их
определениями.
Слайд 23Остановка «Дом мастеров»
Сравните труд высокой и низкой квалификации. На конкретных примерах
исследуйте их сходства и различия. Назовите признаки качественного труда.
Слайд 24Остановка «Производство»
Отметьте верные суждения.
1) Затраты на производство товара могут превысить прибыль
от его продажи.
2) Государству приходится компенсировать часть затрат производителей дешевых товаров массового спроса.
3) Форма собственности не влияет на прибыльность предприятия.
4) Энергосбережение не является насущной проблемой для России.
5) Сырье и технология определяют качество товара.
6) В настоящее время господствует единичное производство.
Слайд 25Остановка «Склад ресурсов»
Вспомните сказку о Золушке. Попробуйте разобраться, какими видами ресурсов
обладали ее герои.
Установите соответствие между видом ресурсов и его источником.
Слайд 26Найдите общие и переменные затраты.
Владелец фирмы вел документацию неаккуратно и пропустил
часть записей о затратах на производство. Некоторые из них удалось восстановить. Расходы на аренду помещения — 25 тыс. р., зарплата рабочих — 50 тыс. р., расходы на покупку сырья — 75 тыс. р., транспортные расходы — 20 тыс. р. Известно, что постоянные затраты составили 100 тыс. р.
Слайд 27Ответ. Из перечисленных затрат к постоянным относится только аренда помещения. Поэтому,
сложив остальные, можно найти переменные затраты фирмы:
50 000 + 75 000 + 20 000 = 145 000 р. — переменные затраты.
145 000 + 100 000 = 245 000 р. — общие затраты.
Слайд 29Остановка «Экономика семьи»
1. В семье Ивана-царевича затруднения с ведением домашнего хозяйства.
Помогите Ивану, распределив семейный бюджет. Иван-царевич и Василиса Премудрая обсуждают месячный семейный бюджет. Доход семьи составляет 890 монет в месяц.
В общие расходы входят: квартплата и коммунальные услуги — 200 монет, продукты питания — 250 монет, расходы на ремонт квартиры и мебели — 190 монет, ремонт и обновление одежды — 150 монет. Кроме того, бабушка Василисы попросила ее купить лекарства, стоимость которых составляет 40 монет; мама Ивана-царевича — журналы мод за 15 монет; младшая сестренка Василисы — куклу за 40 монет; брат Ивана — лыжи с лыжными ботинками за 65 монет.
Слайд 302. Заполните таблицу, используя следующий перечень:
1) зарплата главы семьи;
2) приобретение новой
квартиры;
3) пенсия бабушки;
4) годовые проценты от банковского вклада;
5) деньги от продажи автомобиля;
6) выигрыш в лотерею;
7) налог на выигрыш в лотерею;
8) оплата коммунальных платежей;
9) премия, полученная мамой;
10) продукты, купленные мамой в магазине;
11) кредит, полученный на приобретение семейной туристической путевки;
12) покупка рассады для дачи;
13) стипендия сына;
14) бесплатные лекарства, получаемые дедушкой-инвалидом;
15) зарплата мамы.
Бюджет семьи
Слайд 313. Заполните пропуски, используя слова для справок, записав их в нужном
падеже.
Неумелая хозяйка отличается от опытной тем, что не знает наиболее рациональных способов _________, не владеет сложной семейной _________ (бухгалтерией), не умеет _________ семейный бюджет.
Бюджет каждой конкретной семьи неповторим, как и стиль ее жизни. В разные годы бюджет одной семьи будет разным, разными будут и _________.
Словосочетание «_________» вовсе не означает постоянное самоограничение, отказ себе во всем. Просто перед каждой новой тратой надо четко представлять, для чего та или иная вещь нужна. Стоит поискать наиболее _________вариант приобретения нужной вещи.
Необходимо научиться _________на заработанные деньги. Если счастье не ставить в полную зависимость от _________, если видеть главную ценность семьи в теплых, сердечных, любовных отношениях, то они окажутся гораздо важнее любых приобретений.
Слова для справок: материальные блага, бухгалтерия, рациональный, потребности, планировать, экономия, жить по средствам, экономика семьи.
Слайд 324. Заполните таблицу, вписав виды доходов, соответствующие приведенным ситуациям.
Слайд 332. Правовые советы
Найдите в тексте несоответствия и исправьте их. Свой выбор
объясните.
15-летнюю Золушку мачеха отправила на работу в супермаркет. Девочка должна была работать продавцом в торговом зале, а также помогать грузчикам на складе — переносить тяжелые вещи. Отец Золушки ничего об этом не знал, так как дочь не хотела его расстраивать.
При приеме девочка устно обговорила условия своей работы с директором и приступила к исполнению обязанностей. Работала она с 6.00 до 21.00 5 дней в неделю — с понедельника по пятницу. Во время испытательного срока (в течение трех месяцев) она должна была проявить себя, после чего хозяйка должна была принять решение: оставить Золушку на работе или уволить.
Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал. Королевский повар придет покупать продукты в выходные, поэтому тебе необходимо поработать в субботу и воскресенье дополнительно». Девочка не только проработала все выходные, но и осталась в ночную смену, чтобы выполнить задание хозяйки.
Слайд 34Золушка надеялась, что за работу в выходные дни и ночную смену
она получит дополнительное вознаграждение и сможет купить себе платье для бала. Но, к ее удивлению, зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.
На бал Золушка не попала, так как мачеха отправила девочку в игорный клуб — помогать крупье.
Девочка проработала в супермаркете год и надеялась, что сможет получить оплачиваемый отпуск. Однако директор уехала отдыхать в тридесятое царство, а Золушку в отпуск не отпустила. Она сказала, что даст ей две недели, но только тогда, когда наймет на работу нового человека.
Терпение Золушки лопнуло. Она отправилась на консультацию к юристу. Он дал ей несколько полезных советов, воспользовавшись которыми Золушка смогла отстоять свои права.
Слайд 35Что такое гарантийный срок?
Это период времени, который устанавливает производитель, в который
купленный товар точно будет работать без поломок- гарантировано производителем. Если происходит поломка товара (не по вине потребителя) в период гарантии, то производитель обязуется устранить её за свой счет(произвести ремонт изделия) или обменять товар на новый в случае когда отремонтировать невозможно.
Слайд 36Ситуация
Вы купили телефон. Гарантия производителя- 2 года, гарантия продавца- 6
месяцев. Телефон поломался после 1 года эксплуатации. Вы имеете право на гарантийный ремонт товара?
По законодательству РФ продавец не имеет права устанавливать гарантийный срок ниже чем тот, который установил производитель. Значит действия продавца- незаконны!
Слайд 37Ситуация
Вы купили телефон, он сломался через неделю. Есть ли у
вас какие-нибудь права?
ФЗ «О защите прав потребителей». Потребитель имеет право на возврат брака в течении 14 дней с момента покупки, при этом он вправе выбирать сам: обменять ли ему товар на такой же новый, обменять ли ему товар на аналогичный товар другого производителя с перерасчетом цены, вернуть ли ему деньги за товар, осуществить ли бесплатный ремонт или уменьшить стоимость товара соразмерно размеру брака.
Слайд 38ФЗ «О защите прав потребителей» материальный ущерб.
1. Вред, причиненный жизни, здоровью
или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.
2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.
3. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего.
Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).
Слайд 39ФЗ о компенсации морального вреда
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем
(продавцом, предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Слайд 40Доход семьи распределяется на две части: одна идет на оплату услуг
и товаров, другая образует сбережения.
Слайд 41Что такое сбережения?
Сбережения-
часть дохода, которая
откладывается для удовлетворения будущих потребностей;
отказ от потребления сегодня с целью потребить завтра на большую сумму.
Слайд 42Домашнее задание
Повторить § 8—14 учебника.