Презентация, доклад по обществознанию Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

Содержание

ЕГЭ 2019Экономика Обществознание. Кодификатор вопросов ЕГЭ.

Слайд 1муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
"Ичалковская средняя школа"
презентация по

обществознанию

Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

(вопросы кодификатора ЕГЭ)

Ганюшин М.Е.,
учитель истории
высшей квалификационной категории

с. Ичалки

муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеПеревозского муниципального района Нижегородской области

Слайд 2ЕГЭ 2019
Экономика
Обществознание. Кодификатор вопросов ЕГЭ.

ЕГЭ 2019Экономика Обществознание. Кодификатор вопросов ЕГЭ.

Слайд 32.11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

2.11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

Слайд 4Экономический рост – увеличение производственных возможностей страны, позволяющее производить год от

года больше различных товаров и услуг.

Цели экономического роста
повышение материального благосостояния населения
поддержание национальной безопасности

Основные показатели экономического роста
годовой прирост объёма валового национального продукта (ВНП), валового внутреннего продукта (ВВП), национального дохода (НД)
годовые темпы роста ВНП, ВВП, НД на душу населения
годовые темпы роста промышленного производства в целом, его отраслей на душу населения



Экономический рост – увеличение производственных возможностей страны, позволяющее производить год от года больше различных товаров и услуг.Цели

Слайд 5Экстенсивный экономический рост – увеличение ВВП за счёт расширения масштабов использования

ресурсов (в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но ещё не использованные ресурсы).

- установка большего количества станков
- осуществление приёма дополнительной рабочей силы
- сохранение в неизменном виде технологии производства
- увеличение площади обработанных земель
- разработка новых месторождений
Экстенсивный экономический рост – увеличение ВВП за счёт расширения масштабов использования ресурсов (в производство вовлекаются имеющиеся в

Слайд 6Интенсивный экономический рост – увеличение ВВП за счёт качественного улучшения факторов

производства и повышения их эффективности.

- использование достижений научно-технического прогресса (НТП)
- повышение уровня квалификации рабочей силы
- перераспределение ресурсов (из низкоэффективных отраслей в высокоэффективные) приводит к повышению отдачи капитала и увеличению производительности труда
- экономия от масштабов производства (чем выше объём производства, тем ниже затраты на единицу продукции, на рекламу и т.п.)
Интенсивный экономический рост – увеличение ВВП за счёт качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.- использование

Слайд 7Факторы ускорения экономического роста

увеличение производственного капитала
совершенствование техники и технологий

(позволяет преодолеть дефицит некоторых ресурсов, повысить производительность)
повышение квалификации работников
совершенствование методов распределения ограниченных ресурсов
увеличение до определённого предела масштабов производства, позволяющее экономить ресурсы и наращивать выпуск продукции

Факторы экономического роста анализировал американский экономист Э. Денисон (1915-1992). Он установил, что их рост определяется не столько количеством, сколько качеством затраченных ресурсов, особенно качеством рабочей силы.


Факторы ускорения экономического роста увеличение производственного капитала совершенствование техники и технологий (позволяет преодолеть дефицит некоторых ресурсов, повысить

Слайд 8Показатели уровня экономического развития
1) ВВП на душу населения

2) Структура экономики
3) Уровень и качество жизни населения:
средняя продолжительность жизни
заболеваемость различными болезнями
доступность и качество медицинского обслуживания
личная безопасность
доступность и качество образования
социальное обеспечение
состояние природной среды
покупательная способность населения
условия труда

Экономическое развитие – сочетание экономического роста и качественных изменений (модернизации) в организации хозяйственной жизни страны.


Показатели уровня экономического развития  1) ВВП на душу населения  2) Структура экономики  3) Уровень

Слайд 91. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся

к проявлениям интенсивного пути развития сельского хозяйства.

1) механизация; 2) расширение посевных площадей; 3) повышение энерговооружённости; 4) увеличение числа работников; 5) совершенствование агротехнологии.

24

2. Выберите верные суждения об экономическом росте и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Экономическим ростом называют увеличение год от года производственных возможностей страны.
2) К экстенсивным факторам экономического роста относят повышение квалификации работников.
3) На темпы экономического роста влияет количество и качество трудовых ресурсов.
4) Экономический рост зависит от эффективности технологий и управления.
5) Интенсивный тип экономического роста обеспечивается увеличением количества используемых факторов производства.

134

1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к проявлениям интенсивного пути развития сельского

Слайд 103. Выберите верные суждения об экономическом росте и развитии и запишите

цифры, под которыми они указаны.
1) Под экономическим ростом понимается увеличение количества денег в обороте.
2) Одним из показателей экономического роста является прирост валового внутреннего продукта.
3) С переходом к постиндустриальному обществу приоритетным становится производство товаров, а не услуг.
4) Экстенсивный экономический рост достигается за счёт развития техники.
5) Интенсивный экономический рост связан с подъёмом производительности труда.

25

3. Выберите верные суждения об экономическом росте и развитии и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Под

Слайд 114. Выберите верные суждения об экономическом росте и запишите цифры, под

которыми они указаны.
1) Экономический рост представляет собой количественное изменение производственной системы страны.
2) Экстенсивный экономический рост сопровождается качественными совершенствованиями в структуре и функциях производственной системы того или иного уровня.
3) Интенсивный экономический рост происходит без качественного изменения производственных систем.
4) Экономический рост может происходить без развития: увеличивается количество товаров, но отсутствуют качественные изменения производства.
5) Факторами экономического роста, в том числе, являются количество и качество природных и трудовых ресурсов.

145

4. Выберите верные суждения об экономическом росте и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Экономический рост представляет

Слайд 125. Установите соответствие между примерами и факторами экономического роста, которые они

иллюстрируют; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

21212

5. Установите соответствие между примерами и факторами экономического роста, которые они иллюстрируют; к каждой позиции, данной в

Слайд 136. Установите соответствие между типами экономического роста и конкретными примерами, их

иллюстрирующими.

11122

6. Установите соответствие между типами экономического роста и конкретными примерами, их иллюстрирующими. 11122

Слайд 147. В стране Т преобладает интенсивный путь развития экономики. Какие факторы

из перечисленных ниже указывают на это? Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.
 
1) рост производительности труда
2) низкая инфляция
3) рост занятости
4) рост сбережений населения
5) увеличение доли высокотехнологичных товаров в экспорте
6) распространение ресурсосберегающих технологий

156

7. В стране Т преобладает интенсивный путь развития экономики. Какие факторы из перечисленных ниже указывают на это? Цифры

Слайд 158. Экономика страны К развивается в основном экстенсивным путём. Какие факторы

из перечисленных ниже свидетельствуют об этом? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) высокая инфляция
2) в государственном бюджете увеличивается доля поступлений от продажи полезных ископаемых
3) снижение курса национальной валюты
4) рост сельскохозяйственного производства происходит за счёт ввода в оборот новых земель
5) снижение производительности труда
6) активное привлечение дополнительной рабочей силы из других стран

2456

8. Экономика страны К развивается в основном экстенсивным путём. Какие факторы из перечисленных ниже свидетельствуют об этом?

Слайд 169. Рост населения традиционно рассматривается как _______ (А), стимулирующий экономическое развитие.

Для развивающихся стран быстрый рост населения не всегда является позитивным явлением, эффект от роста населения зависит от способности _____ (Б) создать рабочие места для новых работников. Эта способность часто связана с темпами ______ (В) капитала и развитием такого фактора производства как ________ (Г).
__________ (Д) в человеческий капитал повышают качество рабочей силы и часто способны дать больший производственный эффект, чем рост числа занятых. ________ (Е) всех форм образования, в свою очередь возрастает при соответствующих вложениях в их материальную базу: оборудование, здания, материалы (книги, персональные компьютеры, учебные и научные приборы и др.)

1) экономический рост 6) ВВП
2) предпринимательство 7) экономическая система
3) фактор 8) экономическая политика
4) эффективность 9) инвестиции
5) накопления

375294

9. Рост населения традиционно рассматривается как _______ (А), стимулирующий экономическое развитие. Для развивающихся стран быстрый рост населения

Слайд 1710. В ходе дискуссии было выражено мнение о том, что экстенсивный

путь развития экономики исчерпал себя. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в поддержку и один аргумент в опровержение этого мнения.

Могут быть приведены такие аргументы:
1) в поддержку:
- большая часть земель, пригодных для обработки, уже находится в сельскохозяйственном обороте;
- строительство новых промышленных предприятий требует слишком больших капиталовложений и связано с длительным периодом ввода в строй промышленных объектов;

2) в опровержение:
- в условиях открытого рынка труда сохраняется возможность привлечения дополнительной рабочей силы для расширения производства.

Часть 2.

10. В ходе дискуссии было выражено мнение о том, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя. Используя

Слайд 1811. За сорок лет с 1950 по 1990 год производство зерна

в мире увеличилось в три раза: с 630 до 1970 млн тонн. При этом посевные площади не увеличились. К 2025 году ожидается мировое производство зерна на уровне 4000 млн тонн. О каком пути развития сельскохозяйственного производства говорят эти данные? По какому признаку вы это определили? Укажите любой другой признак данного пути экономического развития.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: данные говорят об интенсивном пути;
2) ответ на второй вопрос: это можно определить на основе данного в условии положения «посевные площади не увеличились»;
3) признак, например: улучшение качества продукции, снижение издержек производства и др.
11. За сорок лет с 1950 по 1990 год производство зерна в мире увеличилось в три раза:

Слайд 19Макроэкономические индикаторы (за определённый период времени)
уровень безработицы
объём инвестиций
уровень

инфляции, размер дефицита/профицита бюджета, объём и динамика изменения объёма денежной массы, учётная ставка, индексы фондового рынка
торговый баланс (соотношение стоимости экспорта и импорта), платёжный баланс (соотношение платежей, идущих за границу, и платежей, приходящих в страну из-за границы), динамика обменного курса национальной валюты
темпы роста производства основных отраслей экономики
динамика ВВП (прирост объёма ВВП, темпы роста ВВП на душу населения)
Макроэкономические индикаторы (за определённый период времени) уровень безработицы объём инвестиций уровень инфляции, размер дефицита/профицита бюджета, объём и

Слайд 20ВВП – рыночная стоимость всего объёма товаров, услуг во всех сферах

экономики страны независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на её территории.

ВНП – рыночная стоимость всего объёма продукции и услуг во всех сферах национальной экономики независимо от территориального местоположения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).



Существуют три метода подсчёта ВВП – по расходам, доходам и добавленной стоимости.

Добавленная стоимость – стоимость, созданная в процессе производства.

ВВП и ВНП подсчитываются как в текущих ценах, так и в ценах какого-либо базового года, что позволяет учесть уровень инфляции

ВВП – рыночная стоимость всего объёма товаров, услуг во всех сферах экономики страны независимо от национальной принадлежности

Слайд 21Система национальных счетов (СНС) - это совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих

величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики.

СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства) – валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистый внутренний продукт (ЧВП) и три показателя совокупного дохода – национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (РЛД).

Функции макроэкономических показателей
измерение объема производства в конкретный момент времени
определение факторов, непосредственно влияющих на развитие экономики
прослеживание динамики и определение прогнозов экономического развития
разработка государственной экономической политики


Система национальных счетов (СНС) - это совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного

Слайд 2212. Выберите верные суждения об измерителях экономического роста и запишите цифры,

под которыми они указаны.

1) К измерителям экономического роста относят ВВП, ВНП, национальный доход.
2) ВВП называют количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды.
3) Правительство может планировать рост ВВП и проводить экономическую политику, обеспечивающую этот рост.
4) Стабильный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, улучшении благосостояния граждан страны.
5) ВВП рассчитывается только на душу населения.

134

12. Выберите верные суждения об измерителях экономического роста и запишите цифры, под которыми они указаны.1) К измерителям

Слайд 2313. Выберите верные суждения о валовом внутреннем продукте (ВВП) и запишите

цифры, под которыми они указаны.

1) ВВП – это совокупность экономических ресурсов, включающая ключевые производственные факторы.
2) ВВП отражает общественную потребность в определённом количестве товаров и услуг, необходимых для нормального жизнеобеспечения населения.
3) ВВП характеризует общий объём производства.
4) ВВП – это совокупная рыночная стоимость всех конечных продуктов, произведённых в экономике (внутри страны) в течение одного года.
5) ВВП – это система социально-экономических и юридических отношений, обеспечивающих непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы.

34

13. Выберите верные суждения о валовом внутреннем продукте (ВВП) и запишите цифры, под которыми они указаны.1) ВВП

Слайд 2414. Как известно, при подсчете ВВП по методу расходов учитываются расходы

потребителей, расходы фирм (инвестиции) и расходы государства, а также чистый экспорт (разность между экспортом и импортом). Установите соответствие между видами расходов и приведенными ниже ситуациями.

 

41312

14. Как известно, при подсчете ВВП по методу расходов учитываются расходы потребителей, расходы фирм (инвестиции) и расходы

Слайд 2515. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Измерители экономической деятельности».
Один

из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Измерители экономической деятельности (макроэкономические показатели) и система национальных счетов.
2. Функции макроэкономических показателей:
а) измерение объема производства в конкретный момент времени
б) определение факторов, непосредственно влияющих на развитие экономики
в) прослеживание динамики и определение прогнозов экономического развития
г) разработка государственной экономической политики.
3. Основные макроэкономические показатели
а) ВВП (валовый внутренний продукт)
б) ВНП (валовый национальный продукт)
в) ЛД (личный доход)
г) объем ВВП на душу населения или на одного занятого в экономике
д) объем инвестиций в национальную экономику
е) объем национального экспорта и импорта и др.
4. Система национальных счетов - информация о состоянии экономики.
15. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Измерители экономической деятельности».Один из вариантов плана раскрытия данной темы:1.

Слайд 26Фазы экономического цикла
Экономический подъем (пик)  – почти полная занятость

активного населения, постоянное расширение производства всех товаров и услуг, рост доходов, расширение совокупного спроса.
Экономическое сжатие (рецессия)  – сокращение производства и потребления, доходов и инвестиций, падение уровня ВВП.
Экономический спад (кризис)  – экономика, достигнув дна, топчется на месте.
Стагнация – состояние экономики, характеризующееся застоем производства, торговли на протяжении длительного периода; сопровождается увеличением численности безработных, снижением заработной платы и уровня жизни населения.
Оживление – постепенный рост производства, промышленность начинает привлекать дополнительную рабочую силу, растут доходы населения и прибыль предпринимателей.

Экономический цикл – это периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции; регулярно повторяющееся, периодическое колебательное движение экономической системы, проявляющееся в чередовании фаз экономической активности.


Фазы экономического цикла Экономический подъем (пик)  – почти полная занятость активного населения, постоянное расширение производства всех товаров

Слайд 2716. Найдите термин, который является обобщающим для всех остальных позиций представленного

ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Стагнация; экономический цикл; экономический кризис; оживление экономики; рецессия.

Экономический цикл

17. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к фазам экономического цикла.

1) рецессия; 2) деноминация; 3) фьючерс; 4) кризис; 5) оживление; 6) стагнация.

23

16. Найдите термин, который является обобщающим для всех остальных позиций представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).Стагнация;

Слайд 2818. Страна Z пе­ре­жи­ва­ет слож­ный пе­ри­од в экономике. Какие факты сви­де­тель­ству­ют

о том, что в стра­не на­блю­да­ет­ся эко­но­ми­че­ский спад? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
 
1) В стра­не на­блю­да­ет­ся вы­со­кий уро­вень за­ня­то­сти населения.
2) Банки со­кра­ща­ют кре­ди­то­ва­ние потребителей.
3) В про­из­вод­стве на­блю­да­ет­ся сни­же­ние про­из­вод­ствен­ных мощностей.
4) На­блю­да­ет­ся устой­чи­вый рост ВВП.
5) Ка­че­ство жизни на­се­ле­ния по­ка­зы­ва­ет самый вы­со­кий уро­вень за по­след­нее десятилетие.

23

18. Страна Z пе­ре­жи­ва­ет слож­ный пе­ри­од в экономике. Какие факты сви­де­тель­ству­ют о том, что в стра­не на­блю­да­ет­ся

Слайд 2919. В стране М наблюдается экономический рост. Какие факты из приведённого

списка свидетельствуют об этом? Запишите цифры, под которыми они указаны. 
1) Согласно данным статистических служб, выросла покупательная активность населения.
2) Произошло обвальное падение валютного курса национальной денежной единицы страны М.
3) Правительство констатирует падение производства в стране.
4) Руководство нескольких крупных коммерческих банков заявило о значительном сокращении количества потребительских кредитов.
5) Согласно базе данных Всемирного банка, в текущем году в стране увеличился ВВП на душу населения.
6) Уровень безработицы среди молодёжи сократился за последние два года.

156

19. В стране М наблюдается экономический рост. Какие факты из приведённого списка свидетельствуют об этом? Запишите цифры,

Слайд 3020. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономический цикл»? Привлекая знания

обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о фазах экономического цикла, и одно предложение, раскрывающее связь экономического цикла и рыночного механизма.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: регулярно повторяющееся, периодическое колебательное движение экономической системы, проявляющееся в чередовании фаз экономической активности;

2) одно предложение с информацией о фазах экономического цикла, например: «В экономическом цикле выделяются следующие фазы: кризис, депрессия, оживление и подъём»;

3) одно предложение, раскрывающее связь экономического цикла и рыночного механизма, например: «Смена фаз экономического цикла отражает неравномерность развития рыночной экономики, периодически возникающее в различных отраслях перепроизводство».
20. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономический цикл»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно

Слайд 3121. Приведите примеры изменений макроэкономических показателей в стране, которые происходят на

разных фазах экономического цикла. Назовите три фазы цикла и три примера соответствующих изменений макроэкономических показателей.

Экономический цикл - попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП.

Существует четыре стадии или фазы цикла:
1) Экономический подъем. Показатели: рост ВВП, рост производства, рост инфляции, на определенный момент совокупное предложение начинает превышать совокупный спрос.
2) Экономический спад (рецессия). Показатели: рост безработицы, сокращение производства, сокращение совокупного спроса.
3) Депрессия (дно). Показатели: безработица достигает максимума, а производство достигает максимального низкого значения.
4) Оживление. Показатели: повышение инвестиционной активности, рост доходов населения.
21. Приведите примеры изменений макроэкономических показателей в стране, которые происходят на разных фазах экономического цикла. Назовите три

Слайд 3222. По данным Государственной службы статистики, в стране Н. последние три

года стремительно падает ВВП.
На какой стадии экономического цикла находится экономика государства Н.?
Назовите также другие признаки этой стадии экономического цикла (назовите три признака).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названа стадия: спад (рецессия);

2) приведены три других признака:
− сокращение деловой активности;
− рост безработицы;
− сокращение объёмов производства.
22. По данным Государственной службы статистики, в стране Н. последние три года стремительно падает ВВП.  На

Слайд 33Дополнительные задания

Дополнительные задания

Слайд 341. Выберите верные суждения об экономическом росте. Запишите цифры, под которыми

они указаны.
Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.
 
1) Экономический рост является более широким понятием по отношению к понятию «экономическое развитие».
2) Экономический рост предполагает долговременное увеличение реального валового внутреннего продукта.
3) Экономический рост всегда сопровождается снижением инфляции.
4) Экономический рост является неотъемлемой частью экономического цикла.
5) Экономический рост может обеспечиваться как за счёт интенсивных, так и за счёт экстенсивных факторов развития.

245

1. Выберите верные суждения об экономическом росте. Запишите цифры, под которыми они указаны.Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания. 1)

Слайд 35Интернет-ресурсы
Литература
1) ЕГЭ 2017. Обществознание. 10 тренировочных вариантов / П. А. Баранов,

С.В. Шевченко. – М.: издательство АСТ, 2016.
2) Обществознание: новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко / Под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2017.
3) Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014.
4) ЕГЭ. Обществознание : типовые экзаменационные Е31 варианты : 30 вариантов / О. А. Котова, Т.Е. Лискова. – М. : Издательство «Национальное образование», 2017.

http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=756DF168F63F9A6341711C61AA5EC578 – ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. Обществознание
http://soc.reshuege.ru/ - Решу ЕГЭ

Интернет-ресурсыЛитература1) ЕГЭ 2017. Обществознание. 10 тренировочных вариантов / П. А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: издательство АСТ,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть