Слайд 1«Научное познание»
обществознание 10 кл.
Выполнила: Белозерова М.В.
учитель МБОУ СОШ пос. Санболи
Слайд 2План урока:
1. Особенности научного познания.
2. Два уровня научного познания.
3. Методы
научного познания. Этапы.
4. Дифференциация и интеграция научного знания.
5. Как развивалась наука.
6. Как происходят научные революции.
7. Роль науки в современном обществе.
8. Ученые и их открытия.
Слайд 3Особенности научного познания
Научное познание характеризуется:
Объективностью устанавливаемого знания, соотнесенностью понятий с опытом;
Воспроизводимостью
полученного результата в аналогичных условиях;
Систематичностью выдвигаемых положений, их логической выводимостью;
Доказательностью, открытостью рациональной критике любой теории, идеи;
Использованием специальных способов и методов познавательной деятельности, особого языка, четко определяющего значения понятий.
Слайд 4Структура научного знания
Теоретические законы
Эмпирические законы
Факты
Слайд 5Методы научного познания
Основу научного знания образуют установленные факты, отражающие явления реального
мира. Эти явления связаны многочисленными незримыми нитями. Наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи, называемые законами, также выявляются наукой и входят в состав научного знания. По уровню обобщения различают законы эмпирические и теоретические.
Слайд 7Методы научного познания
На уровне теоретического знания наука оперирует идеальными объектами (абсолютно
твердое тело, идеальный газ, тип общества), использует методы системного анализа, моделирования. Многие законы науки первоначально выступают в форме гипотез, т.е. предположений, догадок.
Эмпирическое познание опирается на эксперимент, описание, наблюдение.
Слайд 10Совокупность приемов исследования объекта - есть метод.
Методы бывают:
-Конкретно-научные и
специфические методы.
-Общенаучные, применяемые во всех науках.
-Всеобщий, философский метод.
Общенаучный метод делится на 3 группы:
1. Эмпирические методы познания (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент)
2. Методы, используемые в эмпирическом и теоретическом познании (обобщение, абстрагирование, анализ и синтез) и схожие с ними методы (дедукция и индукция, моделирование и идеализация)
3. Чисто теоретические методы (формализация, исторический и логический методы, восхождение от абстракции к конкретному, системно - структурный метод, аксиоматический).
Слайд 11Методы теоретического уровня научного познания отличаются от методов эмпирического:
Абстрагирование -
метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств предмета познания с целью углубленного исследования одной из его сторон.
Аналогия- умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.
Моделирование - метод, основанный на изучении не самого объекта , а его модели.
Идеализация - метод использования идеальной модели.
Слайд 12Гипотеза - научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своей
целью решить проблему, носящее вероятностный характер.
Теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых предположений и сводящая все открытые в данной области законы к единому основанию.
Концепция - определенный способ понимания, трактовки каких - либо явлений, основная точка зрения.
Слайд 13 Дифференциация и интеграция научного знания
Дифференциация
– разделение, расчленение целого на части, формы и т.д.
Интеграция- сближение и связь различных частей, процессов, явлений.
Древнегреческие мыслители первыми перешли к созданию логически связанных систем – теорий. В Новое время научное знание начинает дифференцироваться – появляются отдельные науки со своими предметом и методами исследования. В ХХ веке на стыке традиционных областей науки: физическая химия, математическая лингвистика и т.д.
Слайд 14Как развивалась наука
Начиная с ХVІІ века наука стала рассматриваться как способ
увеличения общественного богатства путем все более полного господства над природой. Индустриальное общество требовало новых природных ресурсов, производительных машин и оборудования. Вместе с тем оно создавало материальную базу для развития самой науки. Изменения, произошедшие в то время в науке, получили название научной революции.
Слайд 15Как происходят научные революции
1) сбор сведений и уточнение уже познанного –
картина мира не меняется в основах, но охватывает все новые сферы деятельности;
2) Наука развивается через периодические и коренные изменения в системе научных знаний (концепция Т. Куна). Накапливаются факты, не поддающиеся объяснениям в рамках существующих теорий. Начинается этап кризиса, выдвигаются новые гипотезы, происходят научные открытия, предлагаются новые способы решения научных проблем.
Слайд 16Роль науки в современном обществе
Наука в современном обществе является устойчивым социальным
институтом и выполняет ряд функций. Среди них помимо познавательной (накопление новых знаний о мире, развитие интеллектуальных способностей человека), выделяют культурно-мировоззренческую (влияние научной картины мира на взгляды и убеждения людей), практико-производственную (развитие наукоемких производств, создание высоких технологий), прогностическую функции.
Слайд 17Наука выступает и в качестве социальной силы, включаясь в процессы общественного
развития и управления ими. Вместе с тем преувеличенное представление о возможностях науки породили так называемый сциентизм, который сегодня подвергается острой критике. Сциентизм (от лат. scientia -- «знание», «наука»), представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки». Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно со сциентизмом возникла его антитеза - антисциентизм, провозглашавшая прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.
Слайд 18При общей оценке идеального мира, мира знаний особо обращают внимание на
два аспекта. Прежде всего отмечается, что вовлечение в научную деятельность, приобщение к сфере знаний повышает и общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре: «Человек не может отказаться от знания, не опускаясь; поэтому-то интересы науки священны». Данная оценка науки дополняется ее характеристикой как стратегического ресурса общества. «В качестве показателя национального богатства, - пишет А. Б. Мигдал, - выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей».
Слайд 19Иван Михайлович Сеченов
русский ученый, мыслитель-материалист, физиолог. Научные труды Ивана получили высшую
награду Академии наук. В Париже, Сеченов открыл явление центрального торможения. Этот механизм был обнаружен в головном мозге лягушки, и занимался подавлением рефлексов. Журнал «Медицинский вестник», выходящий в Российской Империи, опубликовал статью ученого «Рефлексы головного мозга». В ней Иван Михайлович научно обосновал, что поведение человека зависит от внешних раздражителей. Любое раздражение вызывает реакцию организма – рефлекс. В свою очередь рефлексы делятся на простые и сложные. А головной мозг может контролировать то или иное возбуждение. Последнее утверждение, получило в науке название «сеченовского торможения». Это открытие позволило в дальнейшем установить, что нервная деятельность состоит из двух процессов возбуждения и торможения.
Слайд 20Александр Михайлович Бутлеров
В 1863 году Бутлеров , впервые в истории химии,
получил третичный бутиловый спирт. Вскоре Александр Михайлович откроет основные положения теории изомеризации таутомерии. В последующие годы Бутлеров напишет учебник по химии – «Введение к полному изучению органической химии». Впоследствии учебник Бутлерова был переведен почти на все европейские языки.
Слайд 21Андрей Дмитриевич Сахаров
В начале пятидесятых годов ХХ в., Сахаров совместно с
Таммом работали над созданием управляемой термоядерной реакции. Сахарову принадлежит идея магнитной кумуляции для получения сверхсильных магнитных полей. Позже Сахаров озвучил идею лазерного обжатия для получения импульсивной управляемой термоядерной реакции. В конце пятидесятых Сахаров начал активно выступать против проведения ядерных испытаний в атмосфере.
Слайд 22Михаил Тимофеевич Калашников
Михаил Тимофеевич Калашников был удостоен сталинской премии за создание
АК-47. Помимо автомата, Калашников изобрел АКМ, РГС. Вскоре конструктору торжественно вручили звания Героя Социалистического Труда.
Слайд 23Курчатов Игорь Васильевич
Выдающийся физик-ядерщик, открывший колоссальные возможности атома. Игорь Васильевич не
только открыл силу атома, но смог использовать её для укрепления авторитета страны на мировой арене, а впоследствии направить в мирное русло. Первая атомная электростанция, первый атомный ледокол - это лишь единичные упоминания о мирном применении атома.
Слайд 24Пирогов Николай Иванович
Именно благодаря его исследованиям, в медицине впервые появились сведения
о точном расположении брюшной аорты, об особенностях кровообращения в ней. Пирогов стал первым в мире врачом, который попытался изучить оболочки окружающие группы мышц. Николай Пирогов был первым врачом, который настаивал на широком использовании антисептиков. Пирогов побывал на Крымской Войне, кавказской и русско-турецкой. За годы военно-полевой медицинской практики им были придуманы различные эффективные способы эвакуации раненых с поля боя, а так же их последующего лечения. Николай Иванович был крупнейшим исследователем свойств эфирного наркоза. Благодаря нему наркоз нашел широкое применение в стационарах и в военно-полевых условиях. Он разработал методы ухода за ранеными, открыл ряд мероприятий по предотвращению развития гниения тела. Николаем Ивановичем были усовершенствованы гипсовые повязки.