Слайд 2Понятие общества в широком смысле:
→ общество - это обособившаяся от природы,
но тесно связанная с ней, часть материального мира, представляющая собой формы организации и способы взаимодействия людей
Слайд 3Понятие общества в узком смысле:
1. Общество как группа людей, объединенная неким
общим признаком, интересами (общество книголюбов).
2. Общество как характеристика определенного исторического этапа в развитии человечества (средневековое общество).
3. Общество как отличительные особенности ж (российское общество).
4. Общество как все население Земли в целом (человеческая раса).
Слайд 4Признаки общества:
Открытость
устойчивость
Целостность
способность к саморазвитию
Слайд 5Функции общества:
→ репродуктивная - воспроизведение рода.
→ производственная - производство материальных и
духовных благ.
→ регламентирующая - установление правил поведения людей в обществе.
→ социализирующая - приобщение человека к достижениям цивилизации.
Слайд 6Общество и природа между собой тесно взаимосвязаны.
Весь материальный мир (планета Земля)
состоит из двух частей: общество и природа.
Их взаимодействие может носить как конструктивный, так и деконструктивный характер.
Пример конструктивного взаимодействия общества и природы: первые поселения вдоль рек, сельскохозяйственное производство.
Пример деконструктивного взаимодействия: осушение водоемов, вырубка лесов, загрязнение окружающей среды.
Слайд 7
Как общество может влиять на природу, так и природа может влиять
на общество.
Пример влияния общества на природу→ изменения русла реки.
Пример влияния природы на общество→стихийное бедствие (ураган,
землетрясение, цунами).
Слайд 8Словарь
Природа - совокупность естественных условий на Земле (поверхность, растительность, климат), органический
и неорганический мир, все существующее на Земле, не созданное деятельностью человека.
Культура - вся преобразовательная деятельность человека.
Слайд 9Под влиянием чего развивается общество:
1. Идеалистический подход человека.
2. Материалистический подход человека
жить в комфорте.
3. Натуралистический подход природы.
4. Плюралистический подход какого-то одного подхода, а под воздействием нескольких.
Слайд 10
Общество это динамическая система
Динамическая - потому, что находится в постоянном движении,
статичность обществу не свойственно.
Система - потому, что состоит из взаимосвязанных элементов, подсистем общества.
Слайд 12Формы общественных изменений:
1. Эволюция - постепенные изменения в обществе, не приводящие
к качественно новому социальному строю (эволюция человека).
2. Революция - коренные скачкообразные изменения всех или большинства сторон общественной жизни (распад СССР).
3. Реформа - преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы ( реформа образования).
Отличительный признак – происходит зачастую по инициативе властей.
4. Модернизация - процесс обновления, придания тем или иным социальным структурам форм, отвечающим современным требованиям (изменений заданий ЕГЭ).
Слайд 13
Общественный процесс - это череда сменяющих друг друга событий, участниками которых
являются целые поколения людей.
Слайд 14Направления общественного процесса
Прогресс -движение от низших
форм к высшим
Регресс - движение
от
высших к низшим
Слайд 15
Объект общественного процесса - это вся историческая действительность.
Субъект общественного процесса -
это участники процесса.
Слайд 16
Критерии общественного прогресса:
развитие и совершенствование производственных сил
уровень развития науки
уровень жизни населения
расширение
прав и свобод человека
уровень нравственности
Слайд 17
Социальный институт - исторически сложившиеся устойчивые формы
организации совместной деятельности людей, направленной
на
удовлетворение важнейших жизненных потребностей.
Слайд 18Виды социальных институтов:
Семья: удовлетворяет потребность в воспроизводстве рода
ГОСУДАРСТВО: удовлетворяет потребность
в безопасности
ПРОИЗВОДСТВО: удовлетворяет потребность в средствах существования
ОБРАЗОВАНИЕ: удовлетворяет потребность в знаниях
РЕЛИГИЯ: удовлетворяет потребность в решении духовных проблем
Слайд 19Исторические типы общества
ТРАДИЦИОННОЕ (АГРАРНОЕ)
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНО (ИНФОРМАЦИОННОЕ)
Слайд 20Характерные черты традиционного общества:
Экономика - господство натурального хозяйства, экстенсивное производство.
Политика -
абсолютная монархия, правовая незащищенность граждан, приверженность традициям и обычаям.
Социальная сфера - сословное деление общества (бояре, дворяне, купцы, духовенство, крестьяне, рабы), отсутствие социальной мобильности.
Духовная сфера - господство религии, низший уровень образования, неграмотность населения.
Слайд 21Характерные черты индустриального общества:
Экономика - развитая промышленность, интенсивные методы производства, революция
в технике и технологиях, индустриализация общества.
Политика - расширение прав и свобод, появление демократии, разделение властей.
Социальная сфера - классовое деление (буржуазия и пролетариат), рост социальной мобильности, формирование гражданского общества, урбанизация.
Духовная сфера - рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки.
Слайд 22Характерные черты постиндустриального общества:
Экономика - сфера производства уступает сфере услуг, компьютеризация.
Политика
- формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии.
Социальная сфера - профессиональное деление общества, развитие гражданского общества.
Духовная сфера - приоритет отдается науке и образованию, высшей ценностью выступает честь и достоинство личности.
Слайд 23Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.
Формационный подход - общество в
своем развитии проходит через определенные, смягчающие друг друга этапы → общественно-экономические формации.
Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества основанный на определенном способе производства.
Слайд 24Типы общественно-экономических формаций:
Первобытнообщинная
рабовладельческая
феодальная
капиталистическая
коммунистическая
Представители формационного подхода - К.
Маркс, Ф.Энгельс, В.И. Ленин.
Слайд 25
Цивилизационный подход - общества развиваются не по одному и тому же
сценарию (как переход от одной экономической формации к другой), а по своему собственному, уникальному вектору развития. Каждая цивилизация уникальна и ее развитие зависит от множества факторов (общества изучаются изолировано).
Основоположником теории является Э.Тоффлер
Слайд 26
Цивилизация - это целостность материальной и духовной жизни людей в определенных
пространственно-временных границах.
Слайд 27Основные черты восточной цивилизации.
Экономика - Господство государственной собственности над частной.
Политика -
Вера в мудрого правителя, его обожествление, бесправие подданных.
Социальная сфера - интересы личности подчинены общественным, коллективным.
Духовная сфера - преобладание религии, главная цель человека - нравственное совершенствование.
Слайд 28
Западная цивилизация:
Экономика - развит рынок, предпринимательство и конкуренция в экономике.
Политика -
правовое государство, демократия.
Социальная сфера - личность выступает как высшая ценность, индивидуализм.
Духовная сфера - преобладание науки, главная цель человека – получение нового знания для улучшения комфорта.
Слайд 29
Материалисты - так называют людей, для которых экономическая сфера главная.
Идеалисты -
так называют людей, для которых на первом месте стоит духовная сфера.
Слайд 30
Глобализация - это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и
государствами.
Интеграция - процесс сближения, объединения.
Слайд 32
Глобальные проблемы человечества- это проблемы касающееся каждого человека.
Слайд 33Признаки глобальных проблем:
а) носят планетарный характер;
б) могут быть решены только совместными
усилиями;
в) угрожают всему человечеству.
Слайд 34Виды глобальных проблем человечества:
1. Демографический кризис.
2. Проблема войны и мира.
3. Проблема
Север-Юг.
4. Проблема освоения мирового океана.
5. Проблема освоения космоса.
6. Терроризм.
7. Экологический кризис.
8. Экономический кризис.
Слайд 35
Образование - это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, умений и
навыков.
Слайд 36Функции образования:
а) приобщение человека к достижениям человечества;
б) передача и сохранения культурного
наследия;
в) подготовка человека к самостоятельной деятельности;
г) развитие творческих способностей личности;
д) воспитание и социализация личности.
Слайд 37
Тенденции (направления) развития образования:
1. Глобализация - единый стандарт образования.
2. Гуманизация -
внимание к личности (школы для инвалидов, индивидуальная нагрузка)
3. Гуманитаризация - увеличение доли гуманитарных дисциплин в школьной программе.
4. Демократизация - свободный доступ к образованию.
5. Интернационализация - возможность получить образование за границей.
6. Компьютеризация - внедрение компьютерных технологий в школах.
7. Профилизация - школы с определенным уклоном в изучении предмета.