Презентация, доклад по обществознанию 10 кл (профильный уровень) § 27.Самопознание и развитие личности. К учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова.

Содержание

Самопознание и развитие личностиПочему нам трудно познавать самих себя? Нужно ли это вообще делать и каким образом?

Слайд 1«Человек — это знание, которое познает самого себя.
И этот процесс

продолжается всю жизнь».

«Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя». 
Ф. Вийон.

Каковы особенности социального познания?
В чем, по вашему мнению, заключается сложность познания самого себя, изображенная Ф. Вийоном?

Какое свойство истины применительно к познанию самого себя отмечает Е. Евтушенко?

«Человек — это знание, которое познает самого себя. И этот процесс продолжается всю жизнь». «Я знаю, как

Слайд 2Самопознание и развитие личности
Почему нам трудно познавать самих себя?
Нужно ли

это вообще делать и каким образом?
Самопознание и развитие личностиПочему нам трудно познавать самих себя? Нужно ли это вообще делать и каким образом?

Слайд 3В общем виде проблема самопознания была впервые поставлена уже в Древнем

мире. Известно, что на фронтоне древнегреческого храма Апполона в городе Дельфы было начертано: «Познай самого себя».
Этот афоризм принадлежит одному из семи греческих мудрецов — Хилону из Спарты. (VI в. до н. э.)
С тех пор эта проблема стала центральной для всей философской науки.
В общем виде проблема самопознания была впервые поставлена уже в Древнем мире. Известно, что на фронтоне древнегреческого

Слайд 4Русские мыслители (А. Хомяков,
Н. Бердяев) обосновывали идею о том, что

высший смысл человеческой жизни состоит в работе человека по самопознанию - отыскании наилучшего соответствия между способностями, которыми он обладает человек, и теми реальными условиями их применения, которые даны ему судьбой

Вспомните идеи даосизма. Соотнесите их идеями
А. Хомякова, Н. Бердяева

Русские мыслители (А. Хомяков, Н. Бердяев) обосновывали идею о том, что высший смысл человеческой жизни состоит в

Слайд 5Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения,

вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.
Самопознание происходит на индивидуальном уровне в течение всей жизни.
Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации - это процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей при достижении намеченных целей.
важный признак самосознания - готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия. Самая большая победа, которую мы можем одержать, есть победа над собой.
сложность процесса самопознания состоит в том, что субъект не отделен от объекта, поэтому сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе.
однако, даже не вполне исчерпывающие и не совсем точные результаты самоанализа (относительная истина), упорядочивать нашу деятельность, придавая ей большую целенаправленность и повышая таким образом ее эффективность.
общение с людьми - наиболее надежный критерий правильности или ошибочности проведенного анализа своих способностей.
Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими

Слайд 6Самосознание - это «осознание и оценка человеком себя как субъекта практической и познавательной

деятельности».
В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте природных и обществ, событий.
Основными признаками самосознания выступают следующие элементы:
осмысление своего «Я»,
сравнение себя с другими,
суждение о себе по результатам своей деятельность,
анализ и критика в свой адрес 
Самосознание - это «осознание и оценка человеком себя как субъекта практической и познавательной деятельности». В самосознании человек выделяет себя

Слайд 7Самопознание начинается с самоузнавания, различения се­бя от внешнего мира.
Ученые полагают,

что такое различение встречается уже у трех — восьмимесячных младенцев. Становясь достаточно активным, ребенок произносит знаменитую фразу: «Я сам...»
Овладение личными местоимениями - пере­ход к важному этапу познания себя, человек учится словами обозначать признаки своего «Я»

Рассказ Л. Пантелеева «Буква «ты», какими сложными бывает взаимоотношение формирующейся личности с собственным «Я» и «Я» другого человека.
«Я, как всегда, показал ей букву, дал как следует ее рас­ смотреть и сказал: А это, Иринушка, буква «я».
Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит: Ты?
Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это бук­ва «я»...»

Самопознание начинается с самоузнавания, различения се­бя от внешнего мира. Ученые полагают, что такое различение встречается уже у

Слайд 8Каждый человек, смотрящийся в зеркало, стремится уви­деть себя, свой образ, скорректировать

его, изменить или «поправить» свою внешность.
Это начало перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа «Я»,
путь к самосовершенствованию, затрагивающему пока только внешность.

«Совершенствоваться — значит меняться, быть совершенным — значит меняться часто».
У. Черчилль

Каждый человек, смотрящийся в зеркало, стремится уви­деть себя, свой образ, скорректировать его, изменить или «поправить» свою внешность.

Слайд 9Внешность человека не только значима для него самого, она оказывает влияние

на восприятие человека другими людьми.
Психологи пришли к выводу, что внешность человека значима не только для него, но и для окружающих: обладающим приятной внешностью приписывают те достоинства, которых у них нет, и наоборот.
Das Gesicht verrät den Wicht (немецкая пословица) – «Лицо выдаёт негодяя» - определяет связь между обликом и внутренними свойствами человека.
Внешность человека не только значима для него самого, она оказывает влияние на восприятие человека другими людьми.Психологи пришли

Слайд 10Ошибались ли сами немцы, придумавшие эту пословицу. Das Gesicht verrät den

Wicht?

Гитлер

Геббельс

Между истинным и восприни­маемым изображением существует расхождение. Объективно увидеть себя в зеркале практически невозможно, искажение внешности всегда замечает сам глядящий на свое фото, также мы воспринимаем и собственный голос. Каждый из вас, кто слышал запись своего голоса на магнитофоне, удивлялся тому, что звучит он совсем не так, как вы привыкли считать

Прочитайте роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Ошибались ли сами немцы, придумавшие эту пословицу. Das Gesicht verrät den Wicht? ГитлерГеббельсМежду истинным и восприни­маемым изображением

Слайд 11Самопознание выступает в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому

себе, или самооценки -  суждении о значении или значимости своих поступков, способностей, черт или личности в целом.
Самооценка субъективна, но зависит не только собственных суждений о себе, но и мнения других.

Механизмы самооценивания:

1.соотнесение реального «Я» с идеальным, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы стать.
Повысить самооценку можно либо добившись у с п е х а , либо снизив требования к идеалу — п р и т я з а н и е .
Расхождение между этими двумя уровнями «Я», и дает человеку стимул к изменению, самосовершенствованию.

2. Временное сравнение, т.е. сравнение себя с самим собой на континууме «я был — я есть», сопоставление наличных достижений с прошлыми успехами.

Самопознание выступает в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки -  суждении о значении

Слайд 123. усвоение субъектом оценок, данных ему другими людьми, т.е. человек воспринимает

и оценивает себя через отношение к нему отдельных людей или обобщенного отношения всей группы: «говорят, что я умен, значит, так оно и есть». Существуют многочисленные экспериментальные исследования, подтверждающие положение об изменении самооценки в сторону групповых оценок: под влиянием благоприятного мнения самооценка повышается, а неблагожелательного — снижается.
Если кто-нибудь скажет мальчику, что он лопоухий, то и спустя годы, идя на свидание, юноша будет натягивать шапку или прятать уши под волосами

У личности всегда имеется круг людей, с которыми она считается, среди которых черпает свои ценностные ориентации, мнение этих людей важно для формирования самооценки

3. усвоение субъектом оценок, данных ему другими людьми, т.е. человек воспринимает и оценивает себя через отношение к

Слайд 13В пятнадцать лет, продутый на ветру
Газетных и товарищеских мнений
Я думал:

«окажись , что я не гений,
Я в тот же миг от ужаса умру»

Но точно вызов в суд, или собес,
К стеклу прижался желтый лист осенний,
И я прочёл на бланке: «Ты не гений!» -
Коротенькую весточку с небес.

Все так же тупо пялился в окно
Знакомый голубь, важный и жеманный…
И жизнь не перестала быть желанной
От страшного прозренья моего

Леонид Филатов

4. Наше отношение к собственным успехам и неудачам.

В пятнадцать лет, продутый на ветру Газетных и товарищеских мненийЯ думал: «окажись , что я не гений,

Слайд 14Уровни самооценки: высокий, средний и низкий.
Люди с высокой самооценкой достаточно самоуверенны, готовы принимать

собственные решения и отстаивать их при столкновении с различными проблемами; знают свои цели и ценности, достаточно гибки, чтобы изменить их в случае необходимости; обладают оптимистическим взглядом на жизнь.
Люди с низкой самооценкой обладают такими личностными чертами, как тревожность, неуверенность, зависимость. Они испытывают большие затруднения в межличностных отношениях. Им чаще кажется, что другие плохо о них думают, недостаточно их любят.
В последнее время многие психологи высказывают идею о том, что для оптимального функционирования необходим средний уровень самооценки, который является наилучшим для приспособления личности к среде, в межличностных отношениях, проблемных ситуациях.
Уровни самооценки: высокий, средний и низкий.Люди с высокой самооценкой достаточно самоуверенны, готовы принимать собственные решения и отстаивать их при

Слайд 15Важный параметр самооценки - адекватность (правильность, истинность); неадекватная оценка может быть завышенной

и заниженной.
Важный параметр самооценки - адекватность (правильность, истинность); неадекватная оценка может быть завышенной и заниженной.

Слайд 16Развитие самосознания и формирование личности
 Прочитайте последний пункт § 27.
- Как происходит

процесс самосознания человека?
- Опишите первый этап самосознания.
- Опишите и охарактеризуйте процесс формирования у ребенка способности к самостоятельным действиям?
- Когда и как начинается процесс развития самооценки?
- Охарактеризуйте этап развития моральной самооценки подростка.
- Что такое «Я-концепция» личности? Дайте ей характеристику.
- Какие разные критерии для классификации Я-образов разработаны учеными?
- Имеет ли границы процесс самопознания? Почему?
- Какое место в осмыслении процесса собственного развития занимает понятие идентичности?
- Опишите процесс идентификации человека с разными социальными группами?
- Что собой представляет подростковая идентичность?
- Охарактеризуйте три измерения подростковой идентичности.
- Опишите четыре варианта обретения идентичности у подростков?
- Какие условия облегчают процесс обретения идентичности, и какие - усложняют?
- Сделайте общие выводы по исследуемому вопросу.
Развитие самосознания и формирование личности Прочитайте последний пункт § 27.- Как происходит процесс самосознания человека?- Опишите первый этап

Слайд 17Ф.М. Достоевского, вложенные им в уста старца Зосимы:
«Главное, самому себе

не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уже никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в не­ уважение и к себе, и к другим. Не уважая же никого, переста­ет любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, пре­ дается страстям и грубым слабостям и доходит до скотства в пороках своих, а все то беспрерывной лжи к людям и себе самому».
«Братья Карамазовы»

Как вы понимаете эти слова? Как они связаны с темой «Самопознание и развитие личности?»

Ф.М. Достоевского, вложенные им в уста старца Зосимы: «Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и

Слайд 18Прокомментируйте схему

Прокомментируйте схему

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть