Слайд 1Тема 1
Биологическое и социальное начало в человеке
Слайд 2План:
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Отличие человека от животного.
Предки
человека. Род Homo. Биологическая эволюция человека с нижнего палеолита.
Роль труда в антропогенезе.
Происхождение мышления и речи.
Социогенез.
Изменение в социальной организации человека в среднем палеолите и в кроманьонскую эпоху
Возникновение экзогамии и родовой организации как завершающий этап социогенеза.
Культурогенез
Возникновение мифологических представлений.
Мифология как первичная форма духовного производства
Бинарная природа человека.
Проблема природы и культуры
Слайд 3Человек как результат биологической и социальной эволюции
Проблема человека — одна из
основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).
Слайд 4Существует несколько
подходов к решению вопроса о
происхождении человека.
Слайд 5Человек по своей сути есть существо биосоциальное.
Биологическое и социальное в
человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
Слайд 6Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Биологизаторский подход: Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы.
Социологизаторский подход: Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек — «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова.
Слайд 82. Основные отличия человека от животного
Человек обладает мышлением и членораздельной речью.
Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.
Слайд 9Человек —
существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное);
существо универсальное
(способное к любому виду деятельности);
существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала).
Слайд 103. Предки человека. Род Homo.
Биологическая эволюция человека с нижнего палеолита.
Теория
антропогенеза базируется на симиальной (от лат. «симиа» – обезьяна) гипотезе Ч. Дарвина о происхождении человека от древней человекообразной обезьяны.
Полагают, что гоминидная (человеческая) линия эволюции отделилась от общего с обезьянами ствола 7–8 млн. лет назад, а древнейшие представители рода человек («Гомо») появились не позднее 2 млн. лет назад. Обычно выделяют 4 стадии развития человека:
австралопитековые,
архантропы,
палеоантропы,
неоантропы.
Слайд 114. Роль труда в антропогенезе.
Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность
изготавливать орудия труда свойственна только человеку.
Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.
Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами.
Слайд 125. Происхождение
мышления и речи.
Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными
звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.
Слайд 136. Социогенез.
Социогенез — формирование общественных форм жизни в виде родовой, а
затем родовой племенной организации.
Этапы:
Человеческое стадо,
Родовая община,
Соседская община.
Слайд 147. Изменение в социальной организации человека в среднем палеолите и в
кроманьонскую эпоху
Начало торговли,
Некоторые семьи богатели,
Начало войн,
Возвышение вождей, старейшин, жрецов.
Слайд 158. Возникновение экзогамии и родовой организации как завершающий этап социогенеза.
Экзога́мия —
запрет брачных отношений между членами родственного (род, фратрия) или локального (например, община) коллектива, существовавший как в эпоху первобытнообщинного строя, так и в более позднее время.
Многочисленные теории происхождения экзогамии объединяются в основном в 3 основные группы, которые предполагают, что переход к экзогамии обусловлен:
необходимостью избежать вредных последствий от браков между кровными родственниками (Л. Г. Морган и др.);
стремлением расширить социальные контакты и завязать отношения с другими коллективами (Э. Тайлор, А. М. Золотарёв, К. Леви-Стросс);
необходимостью установления социального мира в коллективе, поскольку половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы (С. П. Толстов, Ю. И. Семёнов).
Термин введён английским исследователем брачно-семейных отношений первобытного общества Дж. Макленнаном.
Положение женщин.
Слайд 169. Культурогенез
Культурогенез: становление культуры в первобытном обществе.
Характерные черты первобытной культуры:
Синкретизм как
главная характеристика первобытной культуры.
Формирование культурных универсалий.
Первоначальное единство материальной и духовной деятельности и их последующее разделение.
Эволюция материальной культуры.
Формирование первобытных верований и их значение в жизни людей. Тотемизм, фетишизм, магия, культ предков, анимизм – общее и особенное.
Зарождение морали. Табу и ритуалы как первые регуляторы общественных отношений.
Внеличностный характер первобытной морали.
Эволюция, основные виды и функции первобытного искусства.
Слайд 17искусство - это такое изображение мира, которое волнует людей, пробуждает в
их сознании глубокие чувства и переживания.
Во-первых, искусство это упорный труд. Все прекрасные вещи созданы умом и руками людей.
Во-вторых, искусство это постоянные раздумья над тем, как устроен мир, как меняются природа и общество.
В-третьих, искусство учит людей понимать, что такое добро и красота.
В-четвертых, искусство - способ для людей обменяться чувствами и переживаниями друг с другом.
Слайд 1810. Возникновение мифологических представлений.
В первобытной родовой общине человек не только жил
и трудился бок о бок с сородичами. Искусство тоже создавалось всеми совместно. Как имущество было общим, так и искусство принадлежало всем.
Конечно, в дружной и сплоченной общине сознание людей было единым и нераздельным. И живопись, и устные легенды, и музыка были связаны с верой в богов, с обучением и воспитанием молодежи. Ученые назвали все это вместе взятое мифом.
Слайд 1910. Возникновение мифологических представлений.
Инициация,
Духи и душа,
Происхождение
Обереги и фетиши.
Слайд 2011. Мифология как первичная форма духовного производства
Мифология (от греч. mifos —
предание, сказание и logos слово, понятие, учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.
В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. В социокультурном и интеллектуальном развитии человечества существенную роль сыграли стихийно родившиеся сказания, овеянные преданиями и расцвеченные фантазией, — то, что мы называем мифами. Они послужили необходимым этапом в закономерной эволюции сознания человечества.
Слайд 2111. Мифология как первичная форма духовного производства
Мифы - древние сказания разных
народов о фантастических существах, о делах богов и героев многообразны.
Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии.
Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала, поощряла определенные формы поведения.
Слайд 2212. Бинарная природа человека.
Бинарная природа человека. Двойственная (бинарная) природа человека
проявляется в том, что каждый член человеческого общества может рассматриваться с двух сторон.
Во-первых, человек является биологическим существом, обладающим естественными потребностями в еде, питье, продолжении рода, безопасности. Человеку, рассматриваемому с этой точки зрения, присущи врожденные инстинкты, в нем генетически заложены качества, создающие его неповторимость и индивидуальность. С этой точки зрения человек отличается от животного только тем, что он способен обучаться, изменять свое поведение путем взаимодействия с другими людьми.
С другой стороны, человек постоянно развивает свое мышление, индивидуальный характер, знание об окружающей среде посредством общения с другими людьми. Без влияния других людей индивид остается на уровне животного, не может стать полноправным членом человеческого общества. Следовательно, человек может также рассматриваться как существо общественное, которое формируется через нахождение в человеческом обществе, через связи с другими индивидами.
Слайд 23Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность.
Личность — 1) человек как субъект
социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Наиболее часто встречается понятие индивид. Поэтому, употребляя понятие «индивид», мы подчеркиваем безличность, считаем, что это может быть любой человек.
Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделенный) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).
Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).
Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).
Слайд 2513. Проблема природы и культуры
Зависимость человека от природы,
Начало загрязнения,
Глобальные проблемы.