Монархия — это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха — и передается им по наследству.
Признаками монархической формы правления являются:
существование единоличного главы государства пользующегося бессрочной пожизненной властью;
наследственный порядок преемственности верховной власти
Парламент отсутствует.
Законодательная власть сосредоточена в руках монарха, указы которого имеют силу закона.
Монарху принадлежит и исполнительная власть: правительство формируется монархом и несет перед ним ответственность. Примером абсолютной монархии в современном мире является султанат Оман.
Законодательная власть фактически разделена между монархом и парламентом: ни один закон не может быть принят без одобрения представительного органа.
У главы государства остаются в руках такие эффективные рычаги воздействия на законодательную власть как фактически ничем не ограниченное право роспуска парламента, право абсолютного вето на его решения, а также право издания указов, имеющих силу закона, в перерывах между сессиями парламента или в чрезвычайных ситуациях.
Монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, назначает и смещает правительство. Механизмы парламентского контроля за действиями кабинета министров отсутствуют.
Дуалистическими монархиями были Российская империя в 1906—1917гг., Германская империя в 1871— 1918 гг., Япония в 1889—1945 гг. Некоторым современным монархиям (Иордания, Кувейт и др.) присущи определенные черты дуализма, однако в «чистом» виде дуалистических монархий сегодня в мире не существует.
Законодательная власть принадлежит парламенту.
Монарх имеет право вето на законы, принятые парламентом, но не использует его.
Правом роспуска парламента глава государства пользуется только по рекомендации правительства.
Формально именно он является главой исполнительной власти, хотя реально ее осуществляет правительство.
Кабинет министров формируется по итогам парламентских выборов победившей партией или коалицией. Правительство несет ответственность перед парламентом.
источником власти признается народ;
коллегиальный (коллективный) принцип принятия решений;
все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности);
органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);
высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении их полномочий;
должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности).
Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле: например, в США все назначения, сделанные президентом, должны получить одобрение Сената.
Ответственно правительство только перед президентом
Парламент не может выразить вотум недоверия кабинету министров, но и президент не может распустить высший законодательный орган.
Правительство возглавляется президентом, пост премьер-министра отсутствует
Полномочия президента велики: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Типичной президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки.
Глава государства избирается на заседании парламента, который он может распустить по рекомендации правительства
Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии.
Во главе правительства стоит премьер-министр, который фактически возглавляет всю систему исполнительной власти в стране.
Правительство несет ответственность перед парламентом, который может вынести вотум недоверия как всему кабинету в целом, так и отдельным его членам.
Президентские полномочия номинальны, любые политические действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность. Парламентская республика существует в Италии, ФРГ, Индии и др.
Глава государства избирается внепарламентским путем, т. е. всенародным голосованием
Правительство формируется президентом по итогам парламентских выборов и должно получить вотум доверия высшего представительного органа.
Возглавляет правительство премьер-министр.
Конституцией устанавливается двойная ответственность правительства: перед парла- ментом и перед президентом предусмотренных законом случаях президент имеет право роспуска парламента.
Хотя президент в смешанной республике является главой государства, его полномочия в осуществлении исполнительной власти ограничены правительством. Примеры смешанной республики — Франция, Россия.
Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы, которые не обладают какой-либо политической самостоятельностью.
Государственный аппарат унитарного государства представляет собой единую структуру на всей территории страны .
Компетенция высших государственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов.
Гражданство унитарного государства — единое, административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют.
В унитарном государстве функционирует единая система права. Существует одна конституция, нормы которой действуют на всей территории страны без каких-либо изъятий.
Местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на соответствующую территорию.
Налоговая система унитарного государства — одноканальная: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам.
Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации, которые имеют собственное административное деление.
Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью.
Два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации .
Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории.
Гражданство федерации — двойное: каждый гражданин — гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации
Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. Последние имеют право принятия собственной конституции . Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству.
Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды. Федеральная конституция устанавливает лишь общие принципы судоустройства и судопроизводства.
Налоговая система федерации — двухканальная: наряду с федеральными налогами, поступающими в федеральную казну, существуют и налоги субъектов федерации. Федеративным государственным устройством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и др.
Субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава.
Конфедерация образует центральные органы, которые наделены полномочиями, делегированными им государствами — членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами.
Гражданство конфедерации отсутствует: каждое государство-член имеет свое гражданство. Отсутствует и единая судебная система. Бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов государств — членов конфедерации, налоги отсутствуют. Последней конфедерацией была Сенегамбия в 1981—1988 гг.
Демократический
Недемократический (авторитальный, тоталитарный, военный)
формирование органов власти выборным путем,
свобода деятельности различных субъектов политической жизни
признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности.
Тоталитарный режим — это политический режим, претендующий на полный контроль над обществом и личностью со стороны государства.
Носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита).
Народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам.
Деятельность политической оппозиции запрещена.
Режим потенциально опирается на силу, которая, однако, не всегда используется в форме систематического полицейского террора .
Государство отказывается от тотального контроля над обществом, не вмешивается во внеполитические сферы жизни. Режим в основном занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности.
переход власти в результате военного переворота к хунте;
отмена конституции и замена ее актами военных властей;
роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;
ограничение действия политических прав и свобод человека;
создание при хунте консультативных органов из технократов.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть