Презентация, доклад по обществоведению на тему Религиозный опыт и социальная реальность

Содержание

«Религиозный опыт и социальная реальность» План:Социальные формы выражения религиозного опытаРелигиозный опыт и религиозная традицияМистический опыт и общество

Слайд 1«Религиозный опыт и социальная реальность»

«Религиозный опыт и социальная реальность»

Слайд 2«Религиозный опыт и социальная реальность»
План:
Социальные формы выражения религиозного опыта
Религиозный опыт и

религиозная традиция
Мистический опыт и общество

«Религиозный опыт и социальная реальность» План:Социальные формы выражения религиозного опытаРелигиозный опыт и религиозная традицияМистический опыт и общество

Слайд 3Религиозный опыт
Религиозный опыт представляющий собой определенное переживание священного, предстает в различных

установках и формах выражения.

Религиозный и мистический опыт был первоначальным источником всех существующих в мире религий. Тем не менее, он представляет собой нечто трудноуловимое и непередаваемое. Даже те индивиды, которые пережили вполне достоверный религиозный опыт, со временем начинают испытывать трудности в сохранении его субъективной реальности. Большинство людей, лично не имевших религиозного опыта, нуждаются в особой системе социальных институтов, чтобы в какой-то мере ощутить причастность к этому опыту.


Религиозный опытРелигиозный опыт представляющий собой определенное переживание священного, предстает в различных установках и формах выражения.Религиозный и мистический

Слайд 4Религиозный опыт
М. Элиаде решает проблему взаимоотношений священного и секулярного следующим образом.

Он пытается доказать присутствие священного в самом образе жизни современного секуляризованного человека. Священное при этом рассматривается как структурный элемент человеческого сознания, связанный с неизбежными для человека поисками чего-то абсолютно реального и значимого, что могло бы служить источником ценностной ориентации. Взаимодействие священного и мирского, по мнению Элиаде, осуществляется через следование людей какой-то идеальной модели действия, повторение - символико-литургическое - свершений Бога или Героя, и практическое отражение такого повторения. М. Элиаде пишет: "Я не могу сразу поверить человеку, сознательно утверждающему, что он - нерелигиозный человек. Я думаю, что бессознательно этот человек все-таки ведет себя как homo religiosus, имеет какой-то источник ценности и смысла, какие-то идеалы, питается своим бессознательным, воображаемой вселенной стихов, которые он читает, пьес, которые он смотрит. Он все еще живет в различных вселенных. Я не могу ограничить его вселенную той рационалистической вселенной самосознания, на обитание в которой он претендует, ибо эта вселенная - не человеческая".

Религиозный опытМ. Элиаде решает проблему взаимоотношений священного и секулярного следующим образом. Он пытается доказать присутствие священного в

Слайд 5Религиозный опыт есть соприкосновение с реальностью религии. Это эмоциональное переживание, которое

без должного рационального оформления его содержания не может сохраняться в памяти.
Понятие религиозного опыта не было широко распространенным термином до опубликования работы У. Джемса "Многообразие религиозного опыта". осуществлялась еще испанскими мистиками 16 в. и протестантскими реформаторами. Особое значение религиозному опыту придавали в своих трудах такие мыслители, как Дж. Эдвардс, Ф. Шлейремахер и Р. Отто.

2. Религиозный опыт и религиозная традиция

Религиозный опыт есть соприкосновение с реальностью религии. Это эмоциональное переживание, которое без должного рационального оформления его содержания

Слайд 6Психологические типы личностей, в той или иной мере работающих с религиозным

опытом:

Мистик – тип созерцателя. Состояние, к которому стремится мистик, называется просветлением и предполагает предварительное очищение. Хотя мистицизм находит социальное выражение, сам по себе мистик чаще всего индивидуалист-одиночка, избегающий общения с людьми, чтобы не нарушить своей внутренней сосредоточенности


Психологические типы личностей, в той или иной мере работающих с религиозным опытом:	Мистик – тип созерцателя. Состояние, к

Слайд 7Психологические типы личностей, в той или иной мере работающих с религиозным

опытом:

Пророк – личность, имеющая нерегулярный, но очень интенсивный религиозный опыт. Пророк - в высшей степени социальная фигура, т.к. находится все время с людьми и призван быть глашатаем религиозных истин перед членами общины и всем человечеством, рассматривая свой религиозный опыт как послание от Бога, позволяющее оценивать прошлое и предвидеть будущее

Психологические типы личностей, в той или иной мере работающих с религиозным опытом:Пророк – личность, имеющая нерегулярный, но

Слайд 8Психологические типы личностей, в той или иной мере работающих с религиозным

опытом:

Священнослужитель – посредник между человеком и божеством. Приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке, выступая как профессиональный хранитель традиции. Священнослужитель одновременно является и созерцателем, и деятелем. Эти два начала могут сочетаться в различной пропорции, в зависимости от обстоятельств и индивидуальных психологических качеств

Психологические типы личностей, в той или иной мере работающих с религиозным опытом:Священнослужитель – посредник между человеком и

Слайд 9Психологические типы личностей, в той или иной мере работающих с религиозным

опытом:

Реформатор – личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом. Для всех реформаторов общим является убеждение в том, что наиболее важные и ценные черты представляемой ими традиции искажены или утрачены, но их можно восстановить при условии очищения религии от посторонних наслоений. Реформатор - активная личность, способная к решительным действиям, он деятельно участвует в практическом осуществлении реформ

Психологические типы личностей, в той или иной мере работающих с религиозным опытом:Реформатор – личность, находящаяся в рамках

Слайд 10Психологические типы личностей, в той или иной мере работающих с религиозным

опытом:


Монах – член религиозного ордена, удалившийся от секулярной жизни в особое уединенное или уже освященное традицией место для приобретения возможности вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований

Психологические типы личностей, в той или иной мере работающих с религиозным опытом:Монах – член религиозного ордена, удалившийся

Слайд 11Психологические типы личностей, в той или иной мере работающих с религиозным

опытом:



Монах-отшельник, или пустынник, – человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта

Психологические типы личностей, в той или иной мере работающих с религиозным опытом:Монах-отшельник, или пустынник, – человек, для

Слайд 12Психологические типы личностей, в той или иной мере работающих с религиозным

опытом:


Основоположник традиции – фигура по своему масштабу превосходит все остальные. Его религиозный опыт уникален и очень интенсивен, так что становится основой новой религии. Как правило, основоположник окружает себя группой учеников и ближайших последователей, которые затем распространяют его религиозный опыт

Психологические типы личностей, в той или иной мере работающих с религиозным опытом:Основоположник традиции – фигура по своему

Слайд 13Мистический опыт, представляющий собой переживание единства "Я" и Бога, может рассматриваться

как наиболее радикальное решение проблемы "Человек- Бог". В мистическом опыте преобладает аспект любви к Богу, который превращается в восприятии мистика в любящего собеседника, божественное "Ты". Поэтому собственный мистический опыт составляет желанную цель верующего, которой добиваются намеренно, следуя определенным методикам.

3. Мистический опыт и общество

Мистический опыт, представляющий собой переживание единства

Слайд 143. Мистический опыт и общество
Взаимоотношения между мистицизмом и религиозной традицией двойственны.

Хотя мистический опыт может быть связан с религией и быть выражен в образах и формах, принадлежащих канонической традиции, он может быть и совершенно неожиданным, и содержание его порой бывает очень далеким от традиционного. Несмотря на то, что элементы мистицизма содержатся в магии и оккультизме, его не следует отождествлять с оккультным знанием, с голосами и видениями. Подлинный мистик считает оккультные силы реальными, но для него они не представляют интереса, и он выступает против использования этих сил во зло. Молитва и богослужение могут рассматриваться как элементы мистического опыта, но это его средства, а не сущность. Обычно молитва и богослужение являются как бы продолжением непосредственного опыта единения с Богом.

3. Мистический опыт и обществоВзаимоотношения между мистицизмом и религиозной традицией двойственны. Хотя мистический опыт может быть связан

Слайд 15Разновидности мистического опыта:
1. Интеллектуально-созерцательный
2. Опыт посвящения и любви
3. Экстатический
4. Психоделический опыт

Разновидности мистического опыта:1. Интеллектуально-созерцательный 2. Опыт посвящения и любви 3. Экстатический 4. Психоделический опыт

Слайд 16 Список использованной литературы:
1. С.И. Самыгин, В.И. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология

и психология религии. Ростов-на-Дону; "Феникс", 1996.
2. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998.

Список использованной литературы: 1. С.И. Самыгин, В.И. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону;

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть