Слайд 2МИФЫ
объясняли социальную действительность
связывали прошлое с настоящим и будущим
обеспечивали духовную связь
поколений
Слайд 3передавали из поколения к поколению духовные ценности, зачатки знаний, религиозные верования,
политические взгляды, секреты различных видов искусств и др.
выражали насущную потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира.
Слайд 4ВЕДЫ.
Индия
в мире действует универсальный космический порядок, которому подчинено все
мир Вселенной заполнен
людьми и духами, подчинёнными строгой иерархии:
мир богов, пространство, где процветает райская жизнь
мир людей (брахманы - мудрецы, кшатрии – воины, правители, вайшья – земледельцы и скотоводы, слуги)
мир демонов, духов, обитателей многочисленных адов.
Человек занимает среднее положение в мироздании. Он
может подняться до божественных высот и спуститься до
адской жизни.
Слайд 5КАРМА
После смерти тела душа
продолжает жить, вселяясь в тело
родившегося существа. Тот,
кто
совершал благие действия, жил в
согласии с действовавшей моралью,
родится в будущей жизни как брахман,
кшатрия или вайшья. Тот, чьи
действия не были правильны, может
родиться членом низшей касты или
даже животным, а то и придорожным
камнем, принимающим на себя
удары тысяч ног как расплату за
грехи прошлой жизни.
Чтобы быть достойным лучшей
доли в будущем, человек должен
добрыми делами и праведной
жизнью искупить кармический долг
прежних существований.
Слайд 6БУДДИЗМ (IV в. до н.э.)
Раскрывается путь, который
должен привести к
преодолению страданий.
Правильная жизнь
заключается
в соблюдении
Предписаний нравственности
пяти буддийских заповедей:
не вредить живым существам
не брать чужого
воздерживаться от запрещенных половых контактов
не вести праздных и лживых речей
не пользоваться опьяняющими напитками.
Слайд 7Даосизм
Лао - цзы
Учение о пути («дао»).
Слайд 8Все в мире находится в пути, в движении и изменении, все
непостоянно и конечно. Главное - следовать установленному миропорядку, соответствующему дао. «Мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его».
Даосисты считали, что человек может быть бессмертен как телом, так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений (духовное созерцание, дыхательные упражнения, половая гигиена), напоминающих йогу.
Центральное понятие философии «дао» — путь.
Слайд 9КОНФУЦИАНСТВО
Конфуций
551 – 479 гг. до н.э.
Учение в центре которого – личность
не
«для себя», но для общества.
Слайд 10
в обществе существует идеал «благородного мужа», который «разбирается в том, что
есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно»
гуманность, милосердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми.
следование определенным правилам: помогать другим достичь того, к чему стремишься сам, не делать другим того, чего не желаешь себе
следование строгому порядку (ли), нормам, включающим этикет.
Учение о человеке:
Слайд 11Учение о
государственном
устройстве
«правильное» государственное устройство такое, где высшее положение, кроме обожествляемого императора,
занимает слой людей (жу), соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников.
государство — это одна большая семья, где государь — и «сын Неба», и «отец и мать народа»
отношения в этой семье должны регулироваться не столько природными силами или правовыми средствами, сколько моральными нормами.
Слайд 13АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Платон
427 -347 гг. до н.э.
Слайд 14Рассматривал причины возникновения неравенства людей, несправедливости в организации общественной жизни.
Считал,
что люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в пище, жилье, одежде. Такое совместное поселение называется государством. Оно обеспечивает защиту населения и своих территорий от внешних врагов и поддерживает порядок внутри страны.
Слайд 15Нарисовал идеал справедливого государства, которым руководят одаренные и хорошо подготовленные, высоконравственные
люди, действительно способные мудро управлять государством.
Основной принцип идеального государства - Справедливость. Руководствуясь справедливостью, государство решает задачи: защиты людей, обеспечения их материальными благами, создания условий для их творческой деятельности и духовного развития
Слайд 16Платон подразделил людей на три группы:
Мудрецы – те, у кого
преобладает разумное начало, развито чувство справедливости, стремление к праву. Они должны быть правителями в идеальном государстве.
Воины и «стражи» - те, кто отличается храбростью, мужеством, чувством долга. Они призваны заботиться о безопасности государства.
Крестьяне и ремесленники – те, кто призваны заниматься физическим трудом. Они производят необходимые материальные блага.
Индивидуальное должно быть полностью подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет ради государства.
Слайд 17Аристотель
384 – 322 гг. до н.э.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Слайд 18Выделил наряду с государством
семью и селение как особые
типы общения, но государство
поставил
над всем.
Не отрицал частную
собственность
Считал, что опорой государства
должны быть средние слои общества.
Крайне бедных относил к гражданам «второй
категории», очень богатых подозревал в
применении «противоестественного способа»
приобретения состояния.
Слайд 19К основным задачам государства философ
относил:
- недопущение чрезмерного роста политической
власти личности
- предотвращение
излишнего накопления
имущества гражданами
удержание в повиновении рабов.
Не признавал рабов гражданами
государства, утверждая, что те, кто
не в состоянии отвечать за свои
поступки, не могут воспитать в себе
многие добродетели, те - рабы по
природе и могут осуществлять
лишь волю других.
Слайд 20ФИЛОСОФЫ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Т. Мор
Т. Кампанелла
Н. Макиавелли
Фома Аквинский
Эразм Роттердамский
Слайд 21Томас Мор
1478 – 15 35 гг.
Томмазо
Кампанелла
1568 – 1639 гг.
Слайд 23Томмазо Кампанелла. Город Солнца
Слайд 24ФИЛОСОФЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Т. Гоббс
Ш. Монтескье
А. Смит
Вольтер
Руссо Жан Жак
А. Сен-Симон
Ш. Фурье
Р. Оуэн
Г.
Гегель
Д. Локк
Ф. Гизо
О. Конт
Г. Спенсер
Н. Данилевский
Слайд 25Томас Гоббс
1588 – 1679 гг.
Авторы светского варианта теории «естественного права», которое
провозглашало равенство всех людей перед Богом, право на жизнь, собственность и свободное распоряжение ею.
Философы исходили из представлений о некоем «естественном», догосударствениом состоянии общества.
Джон Локк
1632 – 1704 гг.
Слайд 26«Естественное», догосударственное
состояние общества Томас Гоббс
характеризовал как «войну всех
против всех» в
условиях абсолютного
равенства и неограниченной свободы.
Чтобы выйти из такого состояния,
люди заключили «общественный
договор», передав часть своих прав государству
с целью сохранения за собой остальных прав.
По Гоббсу, объем прав, отошедших государству,
может быть очень значительным. Верховный правитель
(государь) в общественных интересах может даже
приносить в жертву жизнь своих подданных.
Слайд 27
Локк отрицал такой общественный договор,
по которому граждане фактически лишаются
всех своих
прав (даже права на жизнь) в пользу
государства.
Власть не должна концентрироваться в
одних руках либо в одном органе. Локк
выдвинул идею разделения
законодательной и
исполнительной власти.
Каждая власть должна
контролировать и сдерживать
другую, что позволит избежать
деспотизма и произвола.
Слайд 28Шарль Монтескье
1689 – 1755 гг.
Продолжил развивать выдвинутую Д.
Локком идею разделения властей.
Слайд 29Вольтер
(ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ ДЕ
1694 – 1778 гг.
Философ эпохи Просвещения. Философы
-просветители, возвышая личность отдельного человека, исходили из признания неисчерпаемых возможностей разума, знания и основанного на них общественного прогресса. Одним из ведущих принципов справедливого общественного устройства они считали равенство людей. Вольтер понимал его как равенство политическое, т. е. равенство перед законом и правом.
«Из всех живых существ человек наиболее совершенен»
Слайд 30Руссо Жан Жак
1712 – 1778 гг.
Доказывал, что равенство людей возможно только
при установлении имущественного и социального равенства.
Разделял в целом идею общественного договора, но объяснял причины его появления по другому.
Слайд 31Он утверждал, что человек в естественном состоянии
находится в гармонии с природой.
Рост населения и
географические факторы (климат, почвы и др.) ведут к
возникновению сотрудничества и соперничества.
Естественное неравенство в силах и дарованиях людей с
появлением частной собственности ведет к неравенству
политическому. Чтобы предотвратить постоянные столкновения
могущественных и обездоленных, установить гражданский мир,
люди приходят к необходимости заключить общественный
договор.
В соответствии с ним человек теряет
естественную свободу, но приобретает
свободу гражданскую и право
собственности на все, чем обладает.
Любые правители лишь представители
народа, который всегда может отказаться
от ранее принятого закона и принять новый.
Слайд 32Адам Смит
1723 – 1790 гг.
По мнению Смита, общественные связи между людьми
устанавливаются на основе общественного разделения труда с последующим обменом плодами их труда. Таким образом, каждый, работая на себя, вынужден работать на других и, наоборот, работая на других, работает на себя.
Труд, стремление каждого человека к благополучию выступают главными источниками общественного богатства. Общественное разделение труда способствует более высокой производительности, но усиливает односторонность развития людей. Однако эту односторонность, считал Смит, можно преодолеть путем введения всеобщего образования.
Слайд 33Смит выделял три основных условия процветания
государства:
- господство частной собственности
- невмешательство государства
в экономику
отсутствие препятствий для развития личной инициативы.
В социальной структуре общества Смит выделил
основные классы, различая их, главным образом, по
источникам дохода:
- наемных рабочих (заработная плата)
- капиталистов (прибыль)
крупных земельных собственников
(рента, доход, получаемый с земли и не
связанный с предпринимательской
деятельностью).
Положение, при котором интересы
рабочих противоположны интересам
имущих классов, Смит считал
неизбежным.
Слайд 34Сен – Симон
Клод Анри
1760 -1825 гг.
Социалисты - утописты
Роберт Оуэн
1771 –
1850 гг.
Шарль Фурье
1772 – 1837 гг.
Слайд 35Сущность теорий Сен-Симона и Фурье - изображение идеального общественного строя,
который предстоит утвердить на Земле. Для такого общества должны быть характерны
социальная гармония и общность интересов всех граждан
свободный творческий труд
равноправие в возможности применения своих способностей.
Промышленное производство и сельское хозяйство будут развиваться на основе государственного планирования.
Все члены общества обязательно станут трудиться, а создаваемые ими блага будут распределяться по труду. В обществе будет исключена эксплуатация человека человеком.
2
3
1
Слайд 36Ш. Фурье полагал, что человечество в своем развитии прошло через дикость,
варварство и цивилизацию и идет к обществу всеобщей гармонии.
А. Сен-Симон полагал, что основными ступенями общественного прогресса были переход от первобытного идолопоклонства к рабству, затем к феодально-сословному строю и, наконец, к индустриально-промышленному обществу.
Р. Оуэн опробовал на практике свои идеи социалистического общества. Он организовал в США общину «Новая гармония», устав которой основывался на принципах уравнительного коммунизма. Однако предприятие, поглотив почти все состояние Оуэна, провалилось.
1
2
3
Слайд 37Критиковали современный им капиталистический строй, показывая, что общество, основанное на частной
собственности и эксплуатации, не может обеспечить ни свободы, ни равенства, ни братства людей. Мир капитализма - это мир хаоса и разобщенности, честолюбия и жадности, индивидуализма и эгоизма, раздоров и вражды.
Считали установление социалистического общества объективным процессом.
Верили, что достаточно теоретически или путем наглядного примера продемонстрировать блага новой системы общественной организации, чтобы богатые добровольно отказались от всех богатств, а власть имущие поддержали создание справедливого общества.
1
2
3
Слайд 38Георг Гегель
1770-1831 гг.
Рассматривал общество как нечто более широкое, чем государство. Ввёл
понятие «гражданское общество», которое определял как «систему всеобщей зависимости» и в котором «пропитание и благо единичного лица и его правовое существование переплетены с пропитанием, благом и правом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены».
Гражданское общество - это, прежде всего, сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей.
Слайд 39Утверждал, что основой
исторического развития является
развертывание «мирового духа»
или «абсолютной идеи».
Мировой дух
охватывает и сферу
социальной жизни. Он возвышается
над отдельными людьми и
выражается в праве,
нравственности и религии.
Историю Гегель рассматривал как «прогресс духа в
сознании свободы», который проявляется через «дух»
отдельных народов, сменяющих друг друга в
историческом процессе по мере выполнения ими своей
миссии.
Слайд 40Создал диалектическое учение, соответствии с которым
представил весь материальный и духовный мир
не как нечто
застывшее, от века данное, а как процесс постоянного
изменения, преобразования и развития, стремясь вскрыть
внутренний источник этого движения.
Законы диалектики Гегеля:
- закон отрицания отрицания
- закон перехода количества в качество
- закон единства и борьбы
противоположностей
Считал, что источником, «мотором»
всякого, в том числе общественного,
развития выступают внутренние
противоречия, присущие всем вещам.
Обновление и преемственность —
необходимые черты исторического
развития.
Слайд 41Гизо Франсуа
1787 – 1874 гг.
Считал, что отношение между государством и
гражданским обществом есть отношение между властью и индивидуальной свободой. Исторический опыт показал, что чем более развито гражданское общество, тем больше возможностей для демократических форм государства.
Слайд 42Огюст Конт
1798 – 1857 гг.
Ввёл понятие «социология» как научное изучение явлений
общественной жизни.
Дал общую классификацию наук: «Иерархия основных наук» такова: математика – астрономия – физика – химия – биология - социология.
Каждая последующая ступень - наука более высокого порядка, основывающаяся на законах предыдущей, но в то же время оперирующая своими, специфическими именно для данной отрасли знания законами.
Таким образом, изучая социальные явления, следует учитывать законы биологического развития, а также выявлять и исследовать законы самих этих явлений, не прибегая к поиску сверхъестественных причин их изменения.
Слайд 43Спенсер Герберт
1820 – 1903 гг.
Разделял выдвинутую О. Контом идею эволюции общества
как целостного организма.
Видел главное направление происходящих изменений в обществе в нарастании внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении общественных связей.
Выделил два типа общества:
«военное», в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер
«промышленное» с добровольным сотрудничеством.
Слайд 44Общество как социальный организм состоит из трех главных систем:
«производящей средства для
жизни»
«распределительной»
«регулятивной», которая включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе.
«Страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» — церковью. Считал, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.
Слайд 45Николай Данилевский
1822 – 1885 гг.
В противовес господствующей в обществознании европоцентристской однолинейной
схеме общественного прогресса Данилевский впервые обосновывает идею множественности и разнокачественности человеческих культур, отрицающую всемирную историю, ее внутреннее единство и линейно-прогрессивный характер ее развития. Основой его концепции является теория «культурно-исторических типов», каждый из которых по-своему выражает «идею» человека.
Не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуально замкнутый характер.
Слайд 46Утверждали, что первоосновой развития общества является
трудовая, производительная деятельность людей,
направленная на удовлетворение
материальных потребностей.
Для удовлетворения этих потребностей люди
взаимодействуют с природой, вступают во взаимные
отношения друг с другом, соответственно организуя свое
общественное бытие, которому присущи объективные (не
зависящие от сознания) законы развития.
Общественное бытие определяет общественное
сознание, т. е. духовную сторону жизни общества.
Карл Маркс
1818 – 1883 гг.
Фридрих Энгельс
1820 – 1895 гг.
Слайд 47Маркс выделил две стороны общественного
производства :
производительные силы (люди, обладающие
знаниями и трудовыми
навыками и средства
производства (предметы и орудия труда)
производственные отношения (отношения по
поводу средств производства)
Вся система производственных отношений
зависит от того, в чьей собственности находятся
основные средства производства. Это
определяет место человека в системе
производства, распределения продуктов труда и
присвоения доходов от продажи произведенного.
Производительные силы и производственные
отношения во взаимосвязи образуют способ
производства.
Исторический тип общества, основывающийся
на определенном способе производства, получил
в марксистском учении название «общественно-
экономическая формация».
Слайд 48Считали, что противоречия, возникающие между более динамично развивающимися производительными силами и
относительно устойчивыми производственными отношениями, на определенном этапе перерастают в конфликт. Он разрешается в результате замены устаревших производственных отношений новыми, соответствующими более высокому уровню развития производительных сил.
Изменения, происходящие затем во всей системе общественных отношений, ведут к замене одной формации другой. Эта смена не происходит автоматически: ее осуществляют в ходе социальной и политической . борьбы люди, движимые своими интересами.
Слайд 49Считали развитие общества естественно-историческим процессом. Но в отличие от природы, в
общественной жизни законы прокладывают себе дорогу через сознательную деятельность людей.
Пришли к выводу, изучая основные этапы общественного развития, что на смену капитализму должна прийти новая общественно-экономическая формация — коммунистическая. Путь к этому обществу пролегает только через социалистическую революцию, т. е. через период острого классового противоборства.
Слайд 50ФИЛОСОФЫ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Гэлбрейт Дж.
Тоффлер Э.
Ульянов (Ленин В.И.)
Бернштейн Э.
Плеханов Г.
Грамши А.
Шпенглер О.
Слайд 51Джон Гэлбрейт
1908-2006 гг.
Решающим фактором общественного развития выступают техника, производственные технологии.
Техническая
цивилизация обладает независимостью от человека и общества, имеет способность к саморазвитию, к постоянному прогрессу, совершенствованию своих параметров.
В таких условиях особая роль в обществе принадлежит людям, владеющим научно-техническими знаниями, - технократам.
Придя к власти, эти люди организуют наиболее компетентное управление общественными процессами.
Слайд 52Считал, что основная задача общества - развитие производства, а реальная власть
распределяется между специалистами производства и управления (менеджерами).
Полагал, что такие же процессы идут и при капитализме, и при социализме и на этой основе в перспективе возможна конвергенция (сближение) двух систем с последующим синтезом в «смешанном обществе».
Слайд 53Макс Вебер
1864 – 1920 гг.
Считали, что социальный исследователь, в отличие от
естествоиспытателя, должен выделять не общее для всех явлений (законы), а значимое.
Сделать это помогают ценности, которые можно рассматривать как осознанные интересы. Попадая в сферу интересов человека, любой предмет может оцениваться с точки зрения определённых ценностей: добра и зла, истины и лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного и т. д.
Генрих Риккерт
1863 – 1936 гг.
Слайд 54Вебер считал, что эти ценности определяются неким интересом эпохи, т. е.
имеют исторически конкретный характер и силу лишь для определенного периода времени, а затем утрачивают свое значение.
Риккерт, рассматривал ценности как «надысторические», вечные и универсальные принципы.
Таким образом, по мнению философов, ценности не только влияют на познание и оценку явлений, но и определяют нормы поведения людей, их цели, определяют уклад жизни, влияют на характер отношений между людьми.
Слайд 55Жан Поль Сартр
1905 – 1980 гг.
Принадлежат к философскому
направлению, получившему название «экзистенциализм» (лат. existentia — существование), т. е. философия существования. В центре внимания философа проблемы сущности и существования человека.
Считали, что нет заранее заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может осуществить его становление человеком. Это многократно усиливает ответственность человека за самого себя, за то, чтобы состояться как личность, и за все, что происходит с другими людьми.
По мнению экзистенциалистов, человек внутренне свободен, его трудный удел - быть всегда в пути, постоянно заботиться об обретении своей сущности.
Николай Бердяев
1874 – 1948 гг.
Слайд 56Арнольд Тойнби
1889 -1975 гг.
Альфред Вебер
1868 – 1958 гг.
Освальд Шпенглер
1880 – 1936
гг.
Создал теорию исторического круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций.
Утверждал, что в своем развитии каждая из цивилизаций проходит ряд общих стадий, которые назвал «молодость», «зрелость» и «упадок».
Считал, что в истории человечества происходила постепенная смена лишь двух фаз развития: варварства и цивилизации
Слайд 57Выделил восемь культур. Каждая из них проходит за период своего существования
ряд стадий и, умирая, превращается в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний, когда художественное творчество оказывается ненужным, а торжествует механическая работа.
Отрицал взаимосвязь и преемственность в развитии культуры
Слайд 58Уолт Уитмен Ростоу
1916 – 2003 гг.
Выделял общую линию, пронизывающую ход
мировой истории.
Разделял идею общественного прогресса, брал за его основу изменения в материальной культуре, прежде всего в области техники и производства, и в соответствии с этим выделил основные этапы исторического развития человечества.
Разработал теорию стадий экономического роста, в которой рассмотрел пять стадий.
Слайд 59Традиционное общество - аграрные общества с примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства
в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
Переходящее общество – рост сельскохозяйственного производства, появление - предпринимательства и нового типа предприимчивых людей, складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание.
Стадия «сдвига» - промышленные революции и следующие за ними социально-экономические и политические преобразованиями.
Стадия «зрелости» - развитие научно-технической революции, рост значения городов и численности городского населения.
Эра «высокого массового потребления» - значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики
Слайд 60Тоффлер Элвин
Род. 1928
Выделил в развитии цивилизации три стадии: аграрная, индустриальная
и стадия, название которой он еще не дал, но связал ее с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу (позже названную постиндустриальной).
Аграрная стадия характеризуется преобладанием аграрного производства в экономике, зависимостью от климатических условий, сословной структурой общества и властью крупных земельных собственников.
Слайд 61Основными характеристиками развития индустриальной технологии, основанной на старом типе техники и
разделении труда, являются централизация, гигантизм и единообразие (массоввидность), сопровождающиеся угнетением, убожеством, нищетой и экологическими катастрофами.
Преодоление пороков индустриализма возможно в будущем, постиндустриальном обществе, основными принципами которого будут целостность и индивидуализированность.
Слайд 62Владимир Ульянов (Ленин)
1970 -1924 гг.
Пересмотрел некоторые выводы марксистского учения и внес
в него ряд новых идей, опираясь на разработанное им учение об империализме как высшей стадии капитализма.
Высказал идею о
неравномерности экономического
и политического развития стран
невозможности победы
социалистической революции во
всех капиталистических странах
одновременно
Социализм может победить «первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране».
Слайд 63Считал, что социалистическая
революция легче может начаться не в
самых развитых государствах.
Полагал,
что прорыв цепи
капиталистических государств может
произойти в стране, которая стала
«узлом противоречий», хотя предпосылки
революции (уровень развития
производительных сил, численность
рабочего класса) являются менее зрелыми по сравнению с
другими государствами.
Дал оценку роли диктатуры пролетариата, ядром
которой должна стать коммунистическая партия.
Марксистские представления о социализме как «единой
фабрике» сменились идеей «строя цивилизованных
кооператоров», которые действуют в условиях рынка и
товарно-денежных отношений.
Слайд 64Эдуард Бернштейн
1850 – 1932 гг.
Основоположник направления, критиковавшего ряд положений марксистского учения
- ревизионизм (пересмотр, ревизия классического учения).
Подверг критике вывод Маркса об обнищании пролетариата (хотя и не отрицал факты эксплуатации рабочих капиталистами), считал тенденцию к обнищанию пролетариата преходящей, присущей зачаточному состоянию капиталистического способа производства и преодолеваемой с течением времени.
Полагал, что число собственников со временем увеличивается, средние слои изменяют свой характер, но сохраняют свои позиции в обществе.
Слайд 65Высоко оценивал роль демократии в современном обществе как обозначение такого социального
строя, при котором ни один класс не пользуется политическими привилегиями по отношению ко всему обществу.
Более оптимистично смотрел на перспективы капитализма. Хотя в обществе существует классовая борьба, но время работает на смягчение классовых противоречий. По его мнению, политика «малых дел», частичных реформ позволит капитализму постепенно трансформироваться в социалистическом
направлении и нет необходимости
в разрушительных революционных
потрясениях, в отказе от
демократических завоеваний в
пользу диктатуры пролетариата.
Слайд 66Карл Каутский
1854 -1938 гг.
Заявлял о своей верности идеям марксизма.
Разделял все его
основные выводы, в том числе о необходимости пролетарской революции.
Особенно подчеркивали мысль о недопустимости провоцирования революционных действий при отсутствии зрелых материальных предпосылок (уровень развития производительных сил, численность рабочего класса), необходимых для победы социалистической революции. Она должна облегчить выход уже назревшего и неизбежного.
Слайд 67Георгий Плеханов
1956 – 1918 гг.
Последователь В. Г. Белинского, А. И. Герцена
Н. Г. Чернышевского.
Считал важнейшей задачей мыслящей личности нести народу свет знания, выполнять благородные задачи просветительства.
Сыграл большую роль в развитие марксизма в конце XIX — начале XX в. и его распространение в России.
Разделял положения марксистского учения о решающей роли экономического базиса. Подчеркивал, что «экономика почти никогда не торжествует сама собой... а всегда только через посредство известных политических учреждений».
Слайд 68Отстаивал идею зрелости экономических предпосылок как необходимого условия перехода к новому
общественному строю, предостерегал от преждевременных коммунистических экспериментов. Захват революционерами власти при отсутствии условий для последующего социального переустройства, считал он, «может привести к политическому уродству вроде древнекитайской или перувианской империи, т. е. к обновленному царскому деспотизму на коммунистической подкладке.
Слайд 69Антонио Грамши
1891 – 1937 гг.
Критиковал официальный марксизм-ленинизм (особенно в сталинской трактовке),
утвердившийся в СССР.
Призывал вернуться к подлинному марксизму, очищенному от догматических искажений и упрощенных подходов.
Выступил против абсолютизации «железных законов истории», рассматривая исторический процесс как поле возможностей, между которыми человек осуществляет свой выбор. В процессе жизнедеятельности люди реализуют одни возможности и препятствуют осуществлению других. Это делает личность ответственной за ее поступки.