Презентация, доклад для подготовки к ЕГЭ на тему:Задания высокого уровня сложности.Эссе

Содержание

Что такое эссе?Эссе – с французского – опыт, проба, попытка, набросок. Это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний

Слайд 1Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ
2013 г.
С9

Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ2013 г.С9

Слайд 2Что такое эссе?
Эссе – с французского – опыт, проба, попытка, набросок.

Это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний
Что такое эссе?Эссе – с французского – опыт, проба, попытка, набросок. Это размышление на оригинальную тему с

Слайд 3Признаки эссе
Наличие конкретной темы или вопроса
Личностный характер восприятия проблемы и её

осмысления
Небольшой объём
Свободная композиция и непринуждённость повествования
Парадоксальность
Внутреннее смысловое единство
Открытость
Признаки эссеНаличие конкретной темы или вопросаЛичностный характер восприятия проблемы и её осмысленияНебольшой объёмСвободная композиция и непринуждённость повествованияПарадоксальностьВнутреннее

Слайд 4Особенности эссе по обществознанию
Эссе выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определённому

разделу обществознания
Цель эссе – раскрытие смысла высказывания, предоставление и обоснование собственной позиции. Аргументами могут являться обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, факты из социального или личного опыта
Особенности эссе по обществознаниюЭссе выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определённому разделу обществознанияЦель эссе – раскрытие смысла

Слайд 5Критерии оценки эссе
Демонстрационный вариант
Кодификатор
Спецификация работы
Тренировочные задания
К1 – раскрытие смысла высказывания

-1б
К2-представление и пояснение собственной позиции выпускника-1б
К3-Характер и уровень приводимых суждений и аргументов-3б
Критерии оценки эссе Демонстрационный вариантКодификаторСпецификация работыТренировочные заданияК1 – раскрытие смысла высказывания -1бК2-представление и пояснение собственной позиции выпускника-1бК3-Характер

Слайд 6Организация работы по написанию обществоведческого эссе
Выбор темы
Написание черновика
Анализ содержания текста
Проверка стиля,

логичности и последовательности изложения материала
Внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта
Организация работы по написанию обществоведческого эссеВыбор темыНаписание черновикаАнализ содержания текстаПроверка стиля, логичности и последовательности изложения материалаВнесение необходимых

Слайд 7Выбор темы
Прочитать все цитаты
Определить проблематику и смысл ( О чём хотел

сказать автор)
На основании этого выбрать понятную выпускнику цитату
Мысленно ответить на вопросы: с какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема; какие у меня есть аргументы, термины для раскрытия данной темы.
Выбор темыПрочитать все цитатыОпределить проблематику и смысл ( О чём хотел сказать автор)На основании этого выбрать понятную

Слайд 8Черновик

Черновик

Слайд 9Содержание эссе
Определить проблему высказывания, раскрыть тему позволяет алгоритм действия:
Мысль автора

в форме тезиса (тезисов)
аргументы (факты, явления , события, научные доказательства)
вывод
Содержание эссеОпределить проблему высказывания, раскрыть тему позволяет алгоритм действия: Мысль автора в форме тезиса (тезисов)  аргументы

Слайд 10Достоинства эссе
Краткая информация об авторе
Имена предшественников, последователей, научных противников
Описание различных точек

зрения на проблему
Указание на многозначность используемых понятий и терминов
Указание на альтернативные варианты решения проблемы
Достоинства эссе Краткая информация об автореИмена предшественников, последователей, научных противниковОписание различных точек зрения на проблемуУказание на многозначность

Слайд 11Основания для более низкого балла
Формально отражена личная позиция
Ответ и аргументация ушли

в сторону
Изложение, аргументация на бытовом уровне
Проблема поясняется отчасти
Допущены ошибки в содержании
Утверждения общего характера

Основания для более низкого баллаФормально отражена личная позицияОтвет и аргументация ушли в сторонуИзложение, аргументация на бытовом уровнеПроблема

Слайд 12Обучение работе над эссе (определение проблемы)
Самая главная задача – обучение определению

проблемы. Этому помогает серия вопросов, которые ученик ставит по выбранной теме
Пример: Тема «Свобода состоит в том, чтобы зависеть от законов» (Вольтер)
Вопросы: В чём выражается свобода человека в обществе?
Может ли свобода быть абсолютной?
Что ограничивает социальную свободу человека?
Обучение работе над эссе (определение проблемы)Самая главная задача – обучение определению проблемы. Этому помогает серия вопросов, которые

Слайд 13Обучение работе над эссе (определение проблемы)
Из вопросов следует суждение о смысле

высказывания: С одной стороны, свобода - это независимость человека. С другой стороны, свобода – это зависимость
Проблема (осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа) высказывания: свобода личности в обществе и её соотношение с законом, ограничивающим эту свободу
Обучение работе над эссе (определение проблемы)Из вопросов следует суждение о смысле высказывания: С одной стороны, свобода -

Слайд 14Обучение работе над эссе (аргументация)
Из вопросов, поставленных учеником перед собой следуют

аргументы (факты, примеры, доводы, суждения)
В черновике, например, пишем примеры из документов (Конституция, Кодексы, законы, где зафиксированы санкции за нарушение нормы права. Примеры из жизни – школа, семья, предпринимательская деятельность. Примеры из истории и СМИ)
Аргументация на теоретическом уровне (фиксируется в виде тезисов в черновике): понятие свободы,, ответственность, гарантии свободы, закон, правовое государство.
Обучение работе над эссе (аргументация)Из вопросов, поставленных учеником перед собой следуют аргументы (факты, примеры, доводы, суждения)В черновике,

Слайд 15Обучение работе над эссе (оформление мысли)
В помощь ученику на вводном занятии

учитель приводит фразы – клише, которые можно использовать при написании эссе:
В данном выражении…
Данная проблема…
Я согласен (не согласен)…
На мой взгляд…
Хорошо, если ученик установил парадоксальность высказывания, не соглашается с автором. Чаще всего выпускник не прописывает проблему, а пересказывает то, о чём говорит автор.
Обучение работе над эссе (оформление мысли)В помощь ученику на вводном занятии учитель приводит фразы – клише, которые

Слайд 16Рекомендации, которые помогают учащимся овладеть приемами и способами написания эссе
Рекомендация 1.

А)

Тема выбрана. Важно выделить основную идею автора высказывания и определить раздел или тему обществоведческого курса, в рамках которых ее следует рассматривать.

Б) Работу необходимо начинать с черновика.

В) Следующая задача – привести написанное в порядок, соотнести с темой, выбрать эффектную цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент.

Г) Уделить особое внимание вступлению и заключению
Заметим: вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

Д) Излагать мысли в форме кратких тезисов, подкрепленных аргументами (факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др.). Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: 1 – неубедительно, 3 – «перегружено».

Е) Учащимся необходимо напоминать о значении выделения абзацев, их логической связи: так достигается целостность работы.

Ж) Обратить внимание на стиль изложения. Должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения. Стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Рекомендации, которые помогают учащимся овладеть приемами и способами написания эссеРекомендация 1.А) Тема выбрана. Важно выделить основную идею

Слайд 17 Пример Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать»

(И. Стобей)

1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел
сказать автор?

2. С какими основными проблемами
обществознания связана данная тема?

3. Согласен ли я с приведенным высказыванием?

4. Какие обществоведческие термины нужны мне
для грамотного обоснования своей точки зрения?

5. Какие привести примеры из истории,
общественной жизни, своего жизненного опыта?

1. Автор утверждает, что потребителю необходимо
научиться рационально расходовать свои доходы,
прежде чем приобретать товары и услуги.

2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой
потребления.

3. Я полностью согласен с данным высказыванием.

4. Термины: доходы и расходы, ограниченные
ресурсы, семейный бюджет, потребительское
поведение, структура потребления…

5. Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв.,
жившие «не по средствам»; некоторые
«новые русские» 1990-х гг.

Пример Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей)1. Понятен ли мне

Слайд 18Быть в контексте задания!!! ...это значит:
1. Соответствовать базовой науке, к которой
отнесена выбранная

проблема.

2. Грамотно определить круг подлежащих
рассмотрению вопросов.

3. Ясно выражать и аргументировать собственное
понимание проблемы и отношение к ней.

4. Использовать термины, понятия, обобщения,
факты, примеры, которые относятся к выбранной
проблеме.

Быть в контексте задания!!! ...это значит:1. Соответствовать базовой науке, к которойотнесена выбранная проблема.2. Грамотно определить круг подлежащихрассмотрению

Слайд 19Задание. В контексте ли автор эссе?
Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться,
а

искусству расходовать» (И. Стобей)

«Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля-
продажа свойственна не всем и не всем она легко дается.
Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие –
наоборот.
Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает
над искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумы-
ваюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую
подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере,
как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится
спокойнее.
Как известно, продается и покупается не все на свете. Но неко-
торые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, у
кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые
не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в
наше время уже, наверное, можно продать».

Задание. В контексте ли автор эссе?Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей)

Слайд 20И еще…
Приветствуются следующие дополнительные аргументы:
Краткая информация об авторе высказывания (например:

И. Кант, родоначальник немецкой классической философии).
Имена его предшественников, последователей или научных противников.
Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.
Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.
Указания на альтернативные варианты решения проблемы.
И еще…Приветствуются следующие дополнительные аргументы: Краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии).

Слайд 21Результат работы
Если писать эссе без всякой системы, то можно рассчитывать, что

слабые ученики не справятся с данным видом работы и потеряют баллы, сильные в состоянии набрать за написание эссе 3-2 балла из 5.
Если придерживаться системы, то есть шанс, что даже слабый ребёнок может сработать по алгоритму и выполнить данную работу на 3 балла из 5.
Результат работыЕсли писать эссе без всякой системы, то можно рассчитывать, что слабые ученики не справятся с данным

Слайд 22Задание Напишите эссе по одной из тем
Философия. «Все то, чего коснется

человек, приобретает нечто человечье». (С. Маршак).
Социальная психология. «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем». (Аристотель).
Экономика. «Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами». (А. Смит).
Социология. «Свобода есть право на неравенство». (Н.А. Бердяев).
Политология. «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной». (Б.Н. Чичерин).
Правоведение. «Для граждан право является разрешением делать все, что не запрещено». (Л.Н. Толстой).
Задание  Напишите эссе по одной из темФилософия. «Все то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье». (С.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть