Слайд 1Средневековая философия – служанка богословия
Разработал учитель технологии и истории Балтабаев Марат
Бопышевич
Слайд 2СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Начало средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.).
Средневековая философия - это философия эпохи феодализма V - XV веков. Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии, а ее завершение - распадом этого союза.
Слайд 3ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Тесная связь со Священным писанием, которое рассматривалось исчерпывающей
и универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории.
Монотеизм. Единый, трансцендентный бог был решительно немыслим в рамках античной философии.
Креационизм. Бог творит мир и человека из ничего, без посредников, через «слово». Бог и творение - реальности различного онтологического статуса. Подлинным бытием обладает только бог, сотворенный мир существует не благодаря себе, а благодаря другому. Идея творения составляет основу средневековой онтологии.
Слайд 4ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Отношение веры и знания
Основной тезис - вера выше
разума
Основной философский вопрос – отношение
общего к единичному
Слайд 5Этапы развития средневековой философии
Патристика
Схоластика
Слайд 6Промежуточные этапы патристики
Патристика
Апологетика (II - III вв. )
Классическая патристика (IV
- V вв. )
Заключительный период (VI - VIII вв.)
Слайд 7Патристика
Патристика - это совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей II-VIII вв.,
имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. Латинское слово «патрис» означает «отцы церкви». Соответственно, «патристика» - учение христианских отцов церкви, заложивших основы Священного предания.
Слайд 8Апологетика
Промежуточный этап патристики (II - III вв.). В этот период происходит
оформление и прояснение христианского мировоззрения, теоретическая защита христианства от его многочисленных врагов - прежде всего от римского государства и языческой философии. «Истинная философия, - утверждал Климент Александрийский, - есть христианская религия». Главная проблема - отношение к языческой философии и культуре. Татиан, Теофил, Тертуллиан, Арнобий считали их творением дьявола, а Юстин, Климент Александрийский, Ориген, Лактанций стремились показать совместимость христианства и языческой мудрости.
Слайд 9Классическая патристика
(IV - V вв.)
Формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта
средневековой христианской мысли. Наиболее острые проблемы - тринитарная (учение о соотношении ипостасей отца, сына и святого духа), христологическая (сочетание в Христе двух природ - божественной и человеческой), антропологическая ( вопрос о божественной благодати и греховной природе человека в плане его спасения и искупления) и др. Различают западную и восточную патристику. Наиболее яркие фигуры на Западе - Амвросий Медиоланский, Иероним Стриданский, Аврелий Августин; на Востоке - Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст. Византийские богословы более органично связаны с античной культурой, нежели философы латинского Запада. Византийская философия - это драматический напряженный поиск духовных основ новой христианской культуры, определивший дальнейшее развитие не только Византии, но и других стран на целое тысячелетие. Огромную роль в систематизации средневекового мировоззрения сыграли труды Псевдо-Дионисия Ареопагита.
Слайд 10Яркие представители западной патристики
Амвросий Медиоланский
Аврелий Августин
Слайд 11Яркие представители восточной патристики
Григорий Нисский
Григорий Богослов
Василий Великий
Иоанн Златоуст
Слайд 12Заключительный этап патристики (VI - VIII вв.)
Стабилизация догматики, энциклопедическое кодифицирование
наук во главе с теологией. Греческие мыслители - Леонтий Византийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Григорий Палама; западные - Боэций и Кассиодор.
Слайд 13Яркая фигура заключительного этапа патристики
Иоанн Дамаскин
Слайд 14Достижение патристики
Основным теоретическим достижением патристики стало признание того, что Мир
- результат творения Бога ; Единственный способ познания –это вера, «Верую, чтобы знать». Истина открывается человеку в минуты прозрений или озарений , чему предшествует душевное потрясение, в результате чего, открывается чистая ясность души. История человечества мыслится ,как поступательное движение к нравственному совершенству, к той эпохе, когда победит божественная благодать. Смысл истории - нравственный прогресс , который осуществляется неуклонно , несмотря на все повороты истории. Решение проблемы добра и зла связывается со свободой человека.
Слайд 15Схоластика
Схоластика – это средневековая философия Западной Европы (V-XI вв.). Название первоначально
восходит к словам - «ученый», «школьный». Представители схоластики стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение в противовес отцам церкви, которые в постижении бога опирались преимущественно на мистическую интуицию, сверхразумное созерцание. Если Тертуллиан на первое место ставил безусловность и абсолютность веры: «Верую, ибо абсурдно», то родоначальник средневековой схоластики Ансельм Кентерберийский видел в вере лишь предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, чтобы уразуметь».
Слайд 16Важнейшие проблемы схоластики
Рациональное доказательство бытия бога, креационизм, соотношение веры и разума,
свобода воли и теодицея, провиденциализм, борьба с пантеизмом и аввероизмом. Одна из основных проблем схоластики - это проблема универсалий, т.е. природы общих имен, или понятий. Обладают ли понятия самостоятельным субстанциальным бытием, или же они только имена для обозначения единичных вещей?
Слайд 17НОМИНАЛИСТЫ И РЕАЛИСТЫ
В зависимости от ориентации философа на аристотелевское или платоновское
наследие, схоласты делились на номиналистов и реалистов.
Сторонники реализма вслед за Платоном, утверждали, что подлинной реальностью обладают только общие понятия. Это - Ансельм Кентерберийский, Аврелий Августин и др.
Номиналисты же считали, что понятия сами по себе не имеют онтологического статуса и есть лишь имена для обозначения единичных вещей. Это - Росцелин, Пьер Абеляр и др.
Слайд 18ОСНОВОПОЛОЖНИК КОНЦЕПТУАЛИЗМА
Пьер Абеляр - средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант.
Один из основоположников и представителей концептуализма: понятия – имена, фиксируют общие черты отдельных вещей. Католическая церковь неоднократно осуждала Абеляра за еретические воззрения.
Слайд 19ЯРКИЕ ФИГУРЫ РЕАЛИЗМА
Ансельм Кентерберийский
Аврелий Августин
Слайд 20ЯРКАЯ ФИГУРА РЕАЛИЗМА
Фома Аквинский - итальянский философ и теолог, систематизатор ортодоксальной
схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum», основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, - в сверхъестественном откровении.
Слайд 21Альберт Больштедский или Великий
Альберт Великий (Больштедский) пытался примирить реалистов и номиналистов,
утверждая, что, во-первых, универсалии существуют до вещей в уме бога. Во-вторых, они существуют в вещах, как единое во многом. В-третьих, существуют после вещей, как отвлеченные понятия о вещах в человеческом уме.
Слайд 22ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ
Развитие теологического рационализма привело к утверждению теории двойственной истины,
согласно которой истины разума и веры не противоречат друг другу, а являются двумя равноправными формами постижения божественной сущности мира. Теория двойственной истины получила свое обоснование в учении Уильяма Оккама и послужила теоретической базой разрыва философии и теологии, что знаменовало собой завершение средневековой философии.
Слайд 23УИЛЬЯМ ОККАМ И ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ
Уильям Оккам
Слайд 24ВЫВОД
На этапе схоластики учение Аристотеля было приспособлено к христианскому вероучению.
Впервые мир был представлен как система. Человек признавался высшим материальным творением, по своей природе разумным и духовным. Познание направлено на постижение добра, познавая мир человек обнаруживает, что во всех вещах скрыты религиозные ценности. Философия начинает понимать себя как наука, помышляющая о спасении души человека. Она «служанка богословия» .
Слайд 25Средневековая философия
В основе философии и культуры средних веков лежит текст
и слово. Бог недоступен для познания, но открывает себя человеку. Его откровение явлено в текстах Библии, толкование (экзегетика) которых и есть основной путь богопознания. Отсюда огромная роль истолкования и интерпретации. Благодаря многозначности текстов Священного писания открывалась возможность философского творчества в рамках единого канона и единой традиции. Знание о божественном бытии можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такому познанию служит вера. Тварный мир частично постижим с помощью разума.
Слайд 26Средневековое мышление
Особое внимание уделяется проблеме человека. Человек не просто момент
космоса, вещь среди вещей, а существо привилегированное, созданное богом по образу и подобию своему. Человек - господин и повелитель всего, что создано для него (природы). В основу средневекового понимания проблемы души и тела легли догматы о боговоплощении - крайне парадоксальном в силу трансцендентности бога и человека, чуждом всем дохристианским религиям, и догмату воскресения во плоти. Средневековая философия включает в себя идею божественного предопределения - теодицею (оправдание бога перед лицом царящего на Земле зла), эсхатологическую идею, т.е. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Культура средневековья имеет символический характер, где каждый религиозный образ предстает как многозначный символ священной и человеческой истории.
Слайд 27Средневековая философия
Средневековая философия - это философия, основанная на традиции, преемственности,
консерватизме. Ее пронизывает дуализм божественного и человеческого, небесного и земного, сакрального и греховного. Она выступает как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии.
Слайд 28Основные понятия
Аверроизм - Аверроэс Ибн-Рушд создал учение о двойственности истины, согласно
которому истина философии и истина религии не противоречат друг другу, религия предписывает человеку, как поступать, а философия постигает абсолютную истину.
Апологетика - сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества.
Креационизм - учение о «сотворении» мира богом из ничего.
Номинализм - учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия только имена.
Пантеизм - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению.
Патристика - учение отцов церкви, относится к IV - VIII в.в.
Провиденциализм - религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными силами - провидением, богом.
Рационализм - направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Идейно-теоретическое течение, возвеличивающее человеческого индивида как активного, свободного и равноправного, характеризующееся историческим оптимизмом, верой в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы.
Реализм - учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии.
Схоластика - «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское учение.
Теология - богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога.
Теодицея - оправдание бога перед лицом царящего на Земле зла.
Теоцентризм - направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является бог.
Экзегетика - искусство истолкования библейских текстов. Эсхатология - учение о конце света.
Слайд 29ВЫВОД
Средневековье - это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится
служанкой теологии. Её основная функция - истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).