Презентация, доклад по экономике Введение в экономику

Содержание

Рекомендуемая литература1. Безновская В.В., Прусова В.И. Основы экономики: теория и практика. Учебное пособие. – М.: Техполиграфцентр, 2013. – 204 с. 2. Арутюнова Г.И., Султыгова А.А. Экономическая теория в схемах, таблицах и графиках: часть 1: Микроэкономика: учеб.

Слайд 1МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (ЭКОНОМИКА)


Преподаватель Безновская Вера

Викторовна,
доцент кафедры «Экономические теории»
E-mail: [email protected]
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (ЭКОНОМИКА) Преподаватель Безновская Вера Викторовна, доцент кафедры «Экономические теории»

Слайд 3Рекомендуемая литература
1. Безновская В.В., Прусова В.И. Основы экономики: теория и практика.

Учебное пособие. – М.: Техполиграфцентр, 2013. – 204 с.
2. Арутюнова Г.И., Султыгова А.А. Экономическая теория в схемах, таблицах и графиках: часть 1: Микроэкономика: учеб. пособие / МАДИ. – М., МАДИ, 2014. – 64 с.
3. Арутюнова Г.И., Безновская В.В., Султыгова А.А. Практикум по дисциплине «Экономическая теория»: часть 1: Микроэкономика: учеб. пособие / МАДИ. – М., МАДИ, 2014. – 20 с.
4. Безновская В.В., Е.П. Лепесей, Прусова В.И. Экономическая теория в схемах, таблицах и графиках: часть 2: Макроэкономика: учеб. пособие. – М.: МАДИ, 2014. – 64 с.
5. Арутюнова Г.И., Безновская В.В., Султыгова А.А. Практикум по дисциплине «Экономическая теория»: часть 2: Макроэкономика. – М.: МАДИ, 2014. – 24 с.
6. Сборник задач по экономической теории: учеб. пособие / В.В. Безновская, И.В. Кирова, Н.В. Коваленко, М.В. Кунцман, С.В. Назарова, А.А. Султыгова, В.Ф. Юкиш; под. ред. В.В. Безновской; МАДИ. - М., 2010.
7. Курс экономической теории: учебник / Под ред Чепурина М.Н. – Киров: «АСА», 2013.
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М: ИНФРА-М, 2003.

Рекомендуемая литература1. Безновская В.В., Прусова В.И. Основы экономики: теория и практика. Учебное пособие. – М.: Техполиграфцентр, 2013.

Слайд 4Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ
1. Вводные аспекты курса «Экономика»
2. Блага, потребности,

ресурсы
3. Методология дисциплины «Экономика»
4. Основные вопросы экономики
5. Экономические системы


Лекция 1.  ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ1. Вводные аспекты курса «Экономика»2. Блага, потребности, ресурсы 3. Методология дисциплины «Экономика»4.

Слайд 5 ВОПРОС 1. ВВОДНЫЕ АСПЕКТЫ КУРСА «ЭКОНОМИКА»

ВОПРОС 1.   ВВОДНЫЕ АСПЕКТЫ КУРСА «ЭКОНОМИКА»

Слайд 6Экономическая теория - наука, изучающая использование ограниченных ресурсов с целью удовлетворения безграничных

потребностей людей.

Экономическая теория рассматривает экономическую жизнь общества и экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе экономической деятельности.
Экономическая теория - наука, изучающая использование ограниченных ресурсов с целью удовлетворения безграничных потребностей людей. Экономическая теория рассматривает экономическую

Слайд 7“Чтобы понять основные цели экономики
как науки, лучше всего обратиться
к

трудам величайших экономистов:
Адама Смита
Карла Маркса
Дж. Мейнарда Кейнса”

Ф.Хайлбронерс (США)

“Чтобы понять основные цели экономики как науки, лучше всего обратиться к трудам величайших экономистов:Адама СмитаКарла МарксаДж. Мейнарда

Слайд 8Основные этапы истории экономических учений
Ранние экономические воззрения
(III тыс.до н.э.- XVII

вв.)

Классическая политическая
экономия (XVII- XIX вв.)

Современные экономические
теории (XIX- XXI вв.)

Основные этапы истории экономических ученийРанние экономические воззрения (III тыс.до н.э.- XVII вв.)Классическая политическая экономия (XVII- XIX вв.)Современные

Слайд 9I. Ранние экономические воззрения
Экономические учения
Древнего мира и Средневековья
Меркантилизм
Ксенофонт

(430-354 до н.э.)
Платон
(428-347 до н.э.)
Аристотель
(384-322 до н.э.)
Ф.Аквинский
(1225-1274)

Первая экономическая школа (XVI- XVII вв.)
Англия: Уильям Стаффорд (1554-1612)
Томас Мен (1571-1641)
Антуан Монкретьен (1575-1621)
Россия: И.Т.Посошков (1652-1726)
А.Ордин-Нащокин (1605-1680)

I. Ранние экономические воззрения Экономические учения Древнего мира и СредневековьяМеркантилизмКсенофонт (430-354 до н.э.)Платон (428-347 до н.э.)Аристотель

Слайд 10II. Классическая политическая
экономия
Англия
Франция
Германия
У.Петти (1623-1687)
А.Смит (1723-1790)
Д.Рикардо (1772-1823)
П.Буагильбер (1646-1714)
Ф.Кенэ (1694-1774)
Ж.Сэй (1767-1832)
К.Маркс (1818-1883)
Россия
М.И.Туган-Барановский


(1865-1919)
Г.В.Плеханов (1856-1918)
II. Классическая политическая экономияАнглияФранцияГерманияУ.Петти (1623-1687)А.Смит (1723-1790)Д.Рикардо (1772-1823)П.Буагильбер (1646-1714)Ф.Кенэ (1694-1774)Ж.Сэй (1767-1832)К.Маркс (1818-1883)РоссияМ.И.Туган-Барановский (1865-1919)Г.В.Плеханов (1856-1918)

Слайд 11III. Современные
экономические теории
“Маржиналистская революция”
Герман Генрих Госсен
(1810-1858)
Леон Мати Эскри Вальрас
(1834-1910)
Уильям

Стенли Джевонс
(1835-1882)
Карл Менгер
(1840-1921)

Альфред Маршалл
(1842-1924)
Джон Бейтс Кларк
(1847-1938)
Вильфредо Парето
(1848-1923)

I этап

II этап

III. Современные экономические теории“Маржиналистская революция”Герман Генрих Госсен (1810-1858)Леон Мати Эскри Вальрас(1834-1910)Уильям Стенли Джевонс(1835-1882)Карл Менгер (1840-1921)Альфред Маршалл

Слайд 12III. Современные
экономические теории
Джон Мейнард Кейнс
(1883-1946)
“Общая теория занятости,
процента и денег”

(1936)

Кейнсианство –
основа современной
макроэкономики
(1929-1933)

Дж.М.Кейнс

III. Современные экономические теорииДжон Мейнард Кейнс(1883-1946)“Общая теория занятости, процента и денег” (1936) Кейнсианство –основа современноймакроэкономики(1929-1933)Дж.М.Кейнс

Слайд 13Основные направления
экономической теории
Классическое
Кейнсианское
Институциональное
Маржинализм
Марксистское
Неоклассическое
Монетаризм
М.Фридмен
(1912-2006)
Неолиберализм
Ф.Хайек
(1899-1992)
Л.Эрхард
(1897-1977)

“Тенденция к разнообразию служит главной причиной прогресса” А.Маршалл

Основные направления экономической теорииКлассическоеКейнсианскоеИнституциональноеМаржинализмМарксистскоеНеоклассическоеМонетаризмМ.Фридмен(1912-2006)НеолиберализмФ.Хайек(1899-1992)Л.Эрхард(1897-1977)“Тенденция к разнообразию служит главной причиной прогресса” 	А.Маршалл

Слайд 14Предмет экономической теории – исследование экономических отношений во всех сферах хозяйственной

жизни общества (производство, распределение, обмен, потребление).

Предмет экономической теории – исследование экономических отношений во всех сферах хозяйственной жизни общества (производство, распределение, обмен, потребление).

Слайд 15Составные части экономической теории
Раздел 1. Микроэкономика изучает первичные «звенья» экономики (фирмы

– производители, домашние хозяйства – потребители) и функционирование отдельных рынков народного хозяйства.
Раздел 2. Макроэкономика изучает состояние и тенденции функционирования национальной экономики как целостной системы.

Составные части экономической теорииРаздел 1. Микроэкономика изучает первичные «звенья» экономики (фирмы – производители, домашние хозяйства – потребители)

Слайд 16Для понимания предмета «Экономическая теория» необходимо знать:
Экономические категории – формы

осознания экономических явлений, отраженные в понятиях (терминах) науки.
Экономические законы – это повторяющиеся, устойчивые связи экономических явлений.

Для понимания предмета «Экономическая теория» необходимо знать: Экономические категории – формы осознания экономических явлений, отраженные в понятиях

Слайд 17Цель ЭТ– повышение эффективности использования ограниченных ресурсов, что означает получение большего

количества материальных благ и услуг от данного объема применяемых ресурсов.
Задача ЭТ заключается в выборе наиболее эффективного варианта распределения экономических ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей членов общества.
Основная проблема ЭТ состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворять свои безграничные потребности в условиях ограниченности экономических ресурсов.



Цель ЭТ– повышение эффективности использования ограниченных ресурсов, что означает получение большего количества материальных благ и услуг от

Слайд 18 Аксиома 1. Потребности людей безграничны.
Аксиома 2. Ресурсы для удовлетворения этих

потребностей ограничены.



Фундаментальная экономическая проблема – проблема выбора: как эффективно распределить ограниченные ресурсы для производства экономических благ, чтобы удовлетворить безграничные потребности людей.

Аксиома 1. Потребности людей безграничны. 	Аксиома 2. Ресурсы для удовлетворения этих потребностей ограничены.	Фундаментальная экономическая проблема – проблема

Слайд 19ВОПРОС 2. БЛАГА, ПОТРЕБНОСТИ, РЕСУРСЫ

ВОПРОС 2.   БЛАГА, ПОТРЕБНОСТИ, РЕСУРСЫ

Слайд 20 РЕСУРСЫ – это средства для изготовления товаров и оказания услуг (совокупность

всех материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой ему продукции).
Свободные ресурсы имеются в неограниченном количестве и, как следствие, имеют нулевую цену на рынке (атмосферный воздух, солнечная энергия, энергия ветра и т.д.)
Экономические ресурсы – их количество относительно ограничено, и за их использование необходимо платить (их рыночная цена всегда больше нуля).


РЕСУРСЫ – это средства для изготовления товаров и оказания услуг (совокупность всех материальных благ и услуг, используемых

Слайд 21Деление ресурсов на экономические и свободные не носит постоянного характера, а

зависит от сложившейся экономической ситуации.
Абсолютная ограниченность проявляется в законе ограниченности, а именно ограниченность или редкость является абсолютным правилом или непреодолимым понятием.
Относительная ограниченность сводится к выбору ограниченного круга потребностей, для которых ресурсов достаточно.
Деление ресурсов на экономические и свободные не носит постоянного характера, а зависит от сложившейся экономической ситуации. Абсолютная

Слайд 22Закон ограниченности означает, что как для общества в целом, так и

для любого человека, большинство товаров, услуг, факторов производства ограничено, т.е. их нет в количестве достаточном для удовлетворения всех существующих потребностей.
Ограниченность ресурсов относительна в сопоставлении с нашими потребностями.

Закон ограниченности означает, что как для общества в целом, так и для любого человека, большинство товаров, услуг,

Слайд 23 Классические факторы производства:
1. трудовые ресурсы, или труд;
2. инвестиционные ресурсы, или капитал;
3.

природные ресурсы, или земля.
Дополнительные факторы производства:
1. предпринимательский талант, или предпринимательские способности;
2. информационные ресурсы;
3. научно-технические ресурсы (знания, или управленческие способности).

Классические факторы производства:1. трудовые ресурсы, или труд;2. инвестиционные ресурсы, или капитал;3. природные ресурсы, или земля.Дополнительные факторы производства:1.

Слайд 24Фактор производства «ТРУД»
Труд – это затраты умственных и физических способностей людей,

применяемые в процессе производства товаров и услуг.
Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ.


Фактор производства «ТРУД»Труд – это затраты умственных и физических способностей людей, применяемые в процессе производства товаров и

Слайд 25Фактор производства «КАПИТАЛ»
Капитал (инвестиционные ресурсы) – это произведенные средства производства, которые

обеспечивают производство потребительских товаров и услуг. Например, здания, станки, оборудование, инструменты, сырье, транспортные средства.
Финансовый капитал (акции, облигации, банковские депозиты, деньги) к факторам производства не относится.

Фактор производства «КАПИТАЛ»Капитал (инвестиционные ресурсы) – это произведенные средства производства, которые обеспечивают производство потребительских товаров и услуг.

Слайд 26Фактор производства «ЗЕМЛЯ»
Земля - сельскохозяйственные угодья и городские земли, отведенные под

промышленную или жилищную застройку, а также вся совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и оказания услуг (полезные ископаемые, водные ресурсы и т.д.).
Фактор производства «ЗЕМЛЯ»Земля - сельскохозяйственные угодья и городские земли, отведенные под промышленную или жилищную застройку, а также

Слайд 27Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:
организовать производство

путем соединения всех необходимых факторов производства;
принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
рисковать своими денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией;
быть новатором, т.е. внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

Фактор производства «предпринимательство»

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:организовать производство путем соединения всех необходимых факторов производства;принимать

Слайд 28Фактор производства «информация»
Информация – набор «сведений об окружающем мире и протекающих

в нем процессах».
Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения проблем, стоящих перед экономическими субъектами.
Фактор производства «информация»Информация – набор «сведений об окружающем мире и протекающих в нем процессах».	Обладание достоверной информацией является

Слайд 29Фактор производства «научно-технические ресурсы»
Научно-технические ресурсы (знания, управленческие способности) – умение использовать

полученную информацию для принятия наилучшего в сложившихся обстоятельствах решения.
Носители: квалифицированные кадры в сфере управления, покупки, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара.

Фактор производства «научно-технические ресурсы»Научно-технические ресурсы (знания, управленческие способности) – умение использовать полученную информацию для принятия наилучшего в

Слайд 30ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ
Заработная плата – это оплата труда наемных работников в зависимости

от его количества и качества.
Рента – это форма оплаты за природные блага.
Проценты – это форма оплаты за капитал.
Прибыль (убытки) – это форма оплаты предпринимательской деятельности, научно-технических и информационных ресурсов.

ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫЗаработная плата – это оплата труда наемных работников в зависимости от его количества и качества. Рента

Слайд 31Потребности – объективная нужда человека или группы людей в чем-либо, необходимом

для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и т.п. Иерархия потребностей А. Маслоу
Потребности – объективная нужда человека или группы людей в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма,

Слайд 32Блaго - любая полезность (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющая определенную человеческую

потребность.


Блaго - любая полезность (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющая определенную человеческую потребность.

Слайд 33

ВОПРОС 3.

МЕТОДОЛОГИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»

ВОПРОС 3. МЕТОДОЛОГИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»

Слайд 34 Методы экономического анализа
Метод – совокупность способов и приемов познания

экономических явлений и воспроизведение их в системе категорий и законов.
Система методов и приемов анализа при определенном философском подходе образует методологию.

Методы экономического анализа 	Метод – совокупность способов и приемов познания экономических явлений и воспроизведение их в

Слайд 35ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
1. Метод научной абстракции мысленное отвлечение от несущественных (второстепенных) сторон

и отыскание главного, существенного.
2. Анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части.
3. Синтез – метод познания, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.
4. Индукция – метод познания, основанный на восхождении от простого к сложному, когда на основе фактов формируется теория.
5. Дедукция – метод познания, основанный на продвижении от сложного к простому, когда достоверность выдвинутой гипотезы подтверждается фактами.
6. Позитивный анализ устанавливает причины и следствия экономических явлений, не давая им оценки – описательный характер (изучение функционирования экономики любой страны).
7. Нормативный анализ содержит оценку желательности тех или иных последствий – рекомендательный характер (оценочные суждения).




ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ1. Метод научной абстракции мысленное отвлечение от несущественных (второстепенных) сторон и отыскание главного, существенного. 2. Анализ

Слайд 36ЧАСТНЫЕ МЕТОДЫ
1. Эмпирический или экономико-статистический метод заключается в сборе и описании

фактов и событий.
2. Каузальный или причинно-следственный метод заключается в выявлении причинно-следственных связей между отдельными явлениями.
3. Предельный анализ предполагает исследование динамики экономических показателей. Тенденции изменения всей совокупности в целом определяются по исследуемой дополнительной части экономической величины.
4. Функциональный анализ состоит в исследовании зависимостей одних экономических величин от других. Форму взаимосвязи устанавливает функция, задаваемая математически.
5. Графический анализ состоит в моделировании экономических явлений при помощи графиков функций, схем и других форм графического представления.

ЧАСТНЫЕ МЕТОДЫ1. Эмпирический или экономико-статистический метод заключается в сборе и описании фактов и событий.2. Каузальный или причинно-следственный

Слайд 37ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Экономическая модель – это формализованное (графическое или алгебраическое) описание экономических

процессов (явлений) с целью выяснения функциональных зависимостей между ними.
Примеры экономических моделей: модель кругооборота благ и доходов, оптимизационная модель поведения потребителя, модель равновесия производителя, модели олигополии, модель равновесия товарного рынка.
При построении экономической модели используют:
метод научной абстракции,
допущение ceteris paribus («при прочих равных условиях»),
принцип «бритвы Оккама» (принцип минимальной причины, согласно которому предпочтение отдают наиболее простой модели).


ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕЭкономическая модель – это формализованное (графическое или алгебраическое) описание экономических процессов (явлений) с целью выяснения функциональных

Слайд 38ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
1. Выбор переменных.
Экзогенные переменные – это независимые переменные, задающиеся

извне, формирующиеся вне модели.
Эндогенные переменные – это зависимые переменные, формирующиеся внутри модели.
2. Определение допущений (ceteris paribus), которые позволяют отвлечься от несущественных для исследуемого явления свойств, в целях упрощения модели.
3. Построение гипотезы или модели, т.е. предположения о наличии связей, объясняющих взаимоотношение неизвестных и формирование функциональной зависимости между эндогенными величинами. Эта зависимость может быть задана табличным, алгебраическим (аналитическим), графическим способом.
4. Проверка валидности (соответствие фактическим данным).


ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ1. Выбор переменных.Экзогенные переменные – это независимые переменные, задающиеся извне, формирующиеся вне модели. Эндогенные переменные

Слайд 39
ВОПРОС 4.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

ВОПРОС 4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Слайд 40Основные вопросы, решаемые экономикой:
1. что производить? (т.е. какие именно блага и

в каком количестве);
2. как производить? ( с помощью каких ресурсов и технологий будут произведены блага);
3. для кого производить? ( имеется ввиду проблема, связанная с распределением благ – кому они достанутся и в каком количестве).

Основные вопросы,  решаемые экономикой:1. что производить? (т.е. какие именно блага и в каком количестве);2. как производить?

Слайд 41Что производить?
Ответ на данный вопрос можно получить, проанализировав производственные возможности фирмы.
Под

производственными возможностями подразумевается количество каждого из двух экономических благ, которое может быть выпущено при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов.

Что производить?Ответ на данный вопрос можно получить, проанализировав производственные возможности фирмы.Под производственными возможностями подразумевается количество каждого из

Слайд 42Как определить производственные возможности?

Предположения:
1. Постоянное, заданное количество ресурсов;
2. Неизменная технология производства;
3.

Два продукта (экономических блага)

Как определить производственные возможности?Предположения:1. Постоянное, заданное количество ресурсов;2. Неизменная технология производства;3. Два продукта (экономических блага)

Слайд 43Кривая производственных возможностей

Кривая производственных возможностей

Слайд 44КПВ: комментарии к графику
Каждая точка на кривой производственных возможностей представляет собой

определенный максимальный объем производства двух продуктов.
Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для того, чтобы увеличить производство другого товара, называется альтернативными затратами (издержками).
КПВ: комментарии к графикуКаждая точка на кривой производственных возможностей представляет собой определенный максимальный объем производства двух продуктов.Количество

Слайд 45
Альтернативные затраты возникают только там, где есть альтернатива.
Для оценки альтернативных затрат

надо принимать в расчет лучшую из возможных альтернатив.
Альтернативные затраты возникают только там, где есть альтернатива.Для оценки альтернативных затрат надо принимать в расчет лучшую из

Слайд 46Закон возрастающих альтернативных издержек – зависимость, показывающая, что по мере того,

как объем производства некоторого блага возрастает, альтернативные издержки производства каждой дополнительной единицы этого блага повышаются. Комментарий к закону: в графическом изображении закон возрастающих альтернативных издержек находит отражение в форме кривой производственных возможностей. Относительно начала координат эта кривая имеет выпуклую форму.
Закон возрастающих альтернативных издержек – зависимость, показывающая, что по мере того, как объем производства некоторого блага возрастает,

Слайд 47Пути повышения производственных возможностей (типы экономического роста):
1. Научно-технический прогресс (повышение производительности

ресурсов) – интенсивный путь развития;
2. Вовлечение в производство дополнительных ресурсов – экстенсивный путь развития.
3. Смешанный путь развития.
Пути повышения производственных возможностей (типы экономического роста):1. Научно-технический прогресс (повышение производительности ресурсов) – интенсивный путь развития;2. Вовлечение

Слайд 48Равномерное расширение производственных возможностей

Равномерное расширение производственных возможностей

Слайд 49Перекос в сторону производства средств производства

Перекос в сторону производства средств производства

Слайд 50Как производить?
Ответ на данный вопрос можно получить, изучив теории производства и

издержек производства.
Допущения:
1. Ресурсы используются полностью и эффективно;
2. Техника неизменна.

Как производить?  Ответ на данный вопрос можно получить, изучив теории производства и издержек производства.Допущения:1. Ресурсы используются

Слайд 51ПРОИЗВОДСТВО И ЦЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВА
Производство – деятельность по использованию факторов производства для

достижения поставленной цели.
если задан объем используемых ресурсов, то цель – получение максимального результата;
если известен результат, которого необходимо достичь, то цель –минимизация количества используемых ресурсов.
ПРОИЗВОДСТВО И ЦЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВА Производство – деятельность по использованию факторов производства для достижения поставленной цели.если задан объем

Слайд 52Производственная функция – это зависимость между заданным объемом производства и затратами

факторов производства. Производственная функция может быть представлена в виде: Q = f (K, L), где: K – затраты капитала; L – затраты труда; Q – объем выпуска. При одних тех же затратах ресурсов производитель может выпускать разное количество продукции, используя различные варианты организации производства, применяя различные технологии.
Производственная функция –  это зависимость между заданным объемом производства и затратами факторов производства. Производственная функция может

Слайд 53РАВНОВЕСИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Изокванта – кривая равного продукта. Изокванта является альтернативным способом изображения

производственной функции. Изокоста – линия равных затрат. Равновесие производителя (точка А) – состояние производства, при котором использование факторов производства позволяет получить максимальный объем продукции.


MPL - предельный продукт труда
MPK - предельный продукт капитала
PL = w - ставка заработной платы
PK = r - процентная ставка

РАВНОВЕСИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯИзокванта – кривая равного продукта. Изокванта является альтернативным способом изображения производственной функции. Изокоста – линия равных

Слайд 54Для кого производить?
Ответ на данный вопрос можно получить, изучив теории потребительского

выбора и спроса.
Допущения:
1. Денежные средства используются полностью и эффективно;
2. Техника неизменна.
Для кого производить? Ответ на данный вопрос можно получить, изучив теории потребительского выбора и спроса.Допущения:1. Денежные средства

Слайд 55Любой набор товаров, лежащий выше и справа от кривой безразличия U1

предпочтительнее любого набора на U1.

Кривая безразличия

Кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности.

Любой набор товаров, лежащий выше и справа от кривой безразличия U1 предпочтительнее любого набора на U1. Кривая

Слайд 56Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю

большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых: U4>U3>U2>U1.

Карта кривых безразличия

Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем

Слайд 57Оптимум потребителя
BL – линия дохода потребителя или бюджетная линия.
Она отражает

набор благ, приобретение которых требует одинаковых затрат.
РхХ + PyY = I,
где I – доход потребителя.

Точки A и B – неэффективное потребление;
Точка M – невозможность потребления;
Точка E – оптимальное потребление, т.е. потребление, максимизирующее общую полезность.

L

Оптимум потребителяBL – линия дохода потребителя или бюджетная линия. Она отражает набор благ, приобретение которых требует одинаковых

Слайд 58Цель потребителя – максимизация полезности.
Правило максимизации полезности: потребитель максимизирует общую

полезность в том случае, когда его денежный доход распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затрачиваемый на приобретение продуктов или услуг, приносит одинаковую ценность.
(MUx)/Px = (MUy)/Py = λ,
где MUx; MUy – предельные полезности благ;
Px; Py – цены на блага;
λ – предельная ценность денег.

Цель потребителя – максимизация полезности. Правило максимизации полезности: потребитель максимизирует общую полезность в том случае, когда его

Слайд 59
ВОПРОС 5.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

ВОПРОС 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Слайд 60Экономическая система – это определенный способ организации хозяйственной жизни общества, различающийся

по двум критериям:
1. форма собственности на экономические ресурсы;
2. способ координации хозяйственной деятельности.
Типы экономических систем :
1. Традиционная экономика.
2. Административно-командная экономика.
3. Рыночная экономика.
4. Смешанная экономика.




Экономическая система – это определенный способ организации хозяйственной жизни общества, различающийся по двум критериям:1. форма собственности на

Слайд 61Собственность как экономическая категория – это отношение между людьми по поводу

присвоения средств производства (материальных благ, ресурсов) и результатов производства.

Собственность представляют как совокупность властных прав, поведенческих отношений между людьми, которые санкционированы государством, традициями, обычаями по использованию благ.



Собственность как экономическая категория – это отношение между людьми по поводу присвоения средств производства (материальных благ, ресурсов)

Слайд 62ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ
Одна из главных проблем функционирования рынка – это проблема трансакционных

издержек (термин ввел Р. Коуз) – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИОдна из главных проблем функционирования рынка – это проблема трансакционных издержек (термин ввел Р. Коуз) –

Слайд 63ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

– это способ организации хозяйственной жизни общества, при котором

ограниченные ресурсы находятся в общем владении, а решение основных вопросов экономики осуществляется на основе традиций и обычаев.
Основой традиционной экономики выступает натуральная форма общественного хозяйства.



ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА – это способ организации хозяйственной жизни общества, при котором ограниченные ресурсы находятся в общем владении,

Слайд 64Признаки натурального производства
- прямые отношения в производстве, распределении, обмене и

потреблении;
- продукты производятся для собственного потребления;
- распределение труда существует внутри общины в основном по половозрастному принципу;
- основой является общинная (общественная) и частная (рабовладельческая, феодальная) собственность на средства производства.

Признаки натурального производства    - прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении;- продукты производятся

Слайд 65Характеристика традиционной экономики
Техническое, научное и социальное развитие в странах с ТРАДИЦИОННОЙ

ЭКОНОМИКОЙ ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями.
Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.

Характеристика традиционной экономикиТехническое, научное и социальное развитие в странах с ТРАДИЦИОННОЙ ЭКОНОМИКОЙ ограничено, т.к. оно вступает в

Слайд 66АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА

– это экономическая система, где господствует государственная собственность на

экономические ресурсы при небольшой доле кооперативно-колхозной собственности, а решение основных экономических вопросов осуществляется с помощью централизованно принимаемых решений.
АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА – это экономическая система, где господствует государственная собственность на экономические ресурсы при небольшой доле кооперативно-колхозной

Слайд 67ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИКИ
1. общественная собственность практически на все экономические

ресурсы;
2. сильная монополизация и бюрократизация экономики;
3. централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИКИ 1. общественная собственность практически на все экономические ресурсы;2. сильная монополизация и бюрократизация экономики;3.

Слайд 68РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

– это такой способ организации экономической жизни общества, при

котором господствует частная собственность на экономические ресурсы, отсутствует планирование, а решение основных вопросов экономики осуществляется с использованием рыночных механизмов.
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА – это такой способ организации экономической жизни общества, при котором господствует частная собственность на экономические

Слайд 69ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1. частная собственность на экономические ресурсы;
2. рыночный

механизм регулирования макроэкономической деятельности через цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, в условиях свободной конкуренции;
3. наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого товара.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 1. частная собственность на экономические ресурсы;2. рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности через цены,

Слайд 70СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА

– это такой способ организации экономической жизни общества, который

характеризуется наличием частной и государственной собственности на ресурсы при сильной социальной функции государства, а также присутствием планирования экономического развития, которое носит рекомендательный характер и способствует экономическому росту.
СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА – это такой способ организации экономической жизни общества, который характеризуется наличием частной и государственной собственности

Слайд 71Смешанная экономика решает задачи:
1. обеспечение занятости;
2. полное использование производственных мощностей;
3.

стабилизация цен;
4. параллельный рост заработной платы и производительности труда;
5. равновесие платежного баланса.

Смешанная экономика решает задачи: 1. обеспечение занятости;2. полное использование производственных мощностей;3. стабилизация цен;4. параллельный рост заработной платы

Слайд 72Примеры национальных моделей экономического развития
В каждой системе существуют свои национальные модели

организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.
Американская модель
Японская модель
Шведская модель …

Примеры национальных моделей экономического развитияВ каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются

Слайд 73АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ
Поощрение предпринимательской активности;
Обогащение наиболее активной части населения;
Выплата

пособий малообеспеченным людям;
Не ставится задача социального равенства;
Высокий уровень производительности труда;
Ориентация на достижение личного успеха.

АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ Поощрение предпринимательской активности;Обогащение наиболее активной части населения; Выплата пособий малообеспеченным людям;Не ставится задача социального

Слайд 74ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ
отставание уровня жизни населения (в том числе уровня заработной

платы) от роста производительности труда;
снижение себестоимости продукции;
повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке;
высокий уровень развития национального самосознания, приоритет интересов нации над интересами конкретного человека.

ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИотставание уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда;снижение себестоимости

Слайд 75ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ («функциональная социализация»)
социальная политика страны направлена на сокращение

имущественного неравенства;
высокая норма налогообложения;
функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе;
функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) – на государство.

ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ («функциональная социализация») социальная политика страны направлена на сокращение имущественного неравенства;высокая норма налогообложения;функция производства ложится

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть