Слайд 1Раздел 2. Спрос и предложение.
Урок 11-12
Спрос, закон спроса, факторы, формирующие спрос
Экономика
10 класс(профиль)
МБОУ СШ № 1
г.Вилючинск
Гудзишевская Н.В.
Слайд 2Д\задание:
§ 3.1 кн.1. (С.И.Иванов)
Слайд 3План:
Рынок и его функции.
Виды и формы рынка.
Спрос.
3.1. виды спроса
3.2. закон спроса,
величина спроса
4. Эффекты Гиффена и Веблена
5. Эластичность спроса.
Слайд 4?
Задание: вспомните, какую экономическую систему можно назвать рыночной?
Рынок и его функции.
Слайд 5 Рыночная экономика – это экономическая система, в которой вопросы
производства и потребления решаются в процессе непосред-ственного взаимодействия товаропроизводи-телей и потребителей, а роль естественного регулятора экономических процессов выпол-няет рынок.
Слайд 6Рынок
система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, где формируются спрос
и предложение и цены на них.
совокупность всех сделок купли-продажи товаров, включая платные услуги.
Торговые ряды в Мехико.
Слайд 7 Рынок (в экономической теории) - это совокупность экономических отношений
между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Слайд 8Условия функционирования рыночной экономики:
господство частной собственности на средства производства
свобода
выбора, принятия решений, обмена
личный интерес, выгода
конкуренция.
Признаки рынка:
Нерегулируемое предложение.
2. Нерегулируемый спрос.
3. Нерегулируемая цена.
Слайд 9 Рынок как сфера товарного и товарно-денежного обмена формировался с XVIIIв.
Функции рынка
Регулирующая
Информационная
Посредническая
Функция
ценообразования
Стимулирующая
Санирующая
Регулирует соотношение спроса и предло-жения
Объективная информация об удовлет-воренности потребительского спроса
Связывает производителей и потреби-телей
Формирование цен как результат добро-вольного взаимодействия субъектов рынка
Стимул выпуска конкурентоспособную продукцию
Вытеснение неэффективно работающих производителей
Слайд 10Рынок по объ-ектам
Товаров и услуг
Капиталов(денег, ценных бумаг)
Труда
Рынок средств про-изводства
Рынок предметов
потребления
Рынок услуг
Рынок недвижи-мости
Рынок патентов и лицензий
Денежный
Кредитный
Облигаций
Фондовый
Акций
Валютный
Рабочей силы
Рабочих мест
2. Виды и формы рынка
Слайд 11Рынок по субъектам
Рынок продавца
Рынок потребителя
мало продавцов и много
потребителей
потребитель
не выбирает
производителя, продавца,
товар
экономика дефицита, оче-
редей, низкого качества то-
варов и услуг
продавец решает – кому
продавать
мало потребителей и много
продавцов
продавцы конкурируют,
привлекают потребителей
снижением цены и повыше-
нием качества товаров и
услуг
потребитель решает – что,
у кого и за какую цену поку-
пать
Слайд 12Классификация рынка по степени ограничения конкуренции.
В данном варианте выделяют
конкурентные рынки совершенной и несовершенной конкуренции.
Конкуренция – это борьба
участников рынка за наиболее
благоприятные условия функци-
онирования.
Слайд 13 Рынок совершенной конкуренции – это рынок с большим числом
участников, каждый из которых не имеет возможности оказывать решающее воздействие на уровень цены.
В результате на данном рынке в данный момент фор-мируется единая цена на товар.
Лейпцигская книжная ярмарка. 2008г.
Слайд 14 Рынок несовершенной конкуренции – рынок с ограниченным
числом участников, каждый из которых имеет реальную возможность влиять на уровень цены на товар.
Самыми типичными рыночными структурами несо-вершенной конкуренции со стороны продавцов является монополия, олигополия и монополис-тическая конкуренция. Со стороны покупателей – монопсония и олигопсония.
Общее - процесс ценообразования достаточно сильно деформирован, а достижение равновесия становится проблематичным.
Слайд 16Формы организации
рынка
Биржи
Ярмарки
Выставки
Аукционы
Биржи - это ассоциация юридических
и физических лиц, осуществляющая оптовые торговые операции на базе стандартов, образцов в особом месте, где цены на продукты определяются методом вольной конкуренции.
Слайд 17 Аукцион - публичная продажа товаров, ценных бу-маг,
имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее уста-новленным правилам аукциона.
Объекты торгов на аукционе - предметы личного пользования с индивидуальными особенностями (кар-тины, антиквариат) и пушнина, крупный рогатый скот, лошади, табак, чай, кофе, немытая шерсть, цветы, фрукты и др.
В РФ аукционную торговлю пушниной проводят в Санкт-Петербурге, племен-ными лошадьми - в Москве, Ростове-на-Дону, Пятигорске.
Слайд 18 На аукцион могут предлагаться большие партии това-ра и отдельные
изделия. При продаже с аукциона, в отличие от обычной продажи, ни продавец, ни организаторы аукциона не несут ответственности за качество товара.
Коммерческий смысл аукциона состоит в том, что мак-симальная цена на товар устанавливается путем непо-средственной конкуренции покупателей, одновременно присутствующих в месте продажи. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
Слайд 19 Выставка - это периодически действующий рынок и публичная демонстрация
достижений тех или иных отраслей, основная цель которых — обмен идеями, теориями, знаниями при одновременном проведении коммерческой работы.
публичная демонстрация
показ и представление с последующей реализацией
новых видов продукции, товаров
подготовка новейшей информации
создание условий для установления деловых контактов с потенциальными покупателями
Цель выставки-продажи
Слайд 20По отраслевому признаку:
отраслевые( выставки по специальным интересам) - представляют одну
или несколько производящих или потребляющих отраслей
межотраслевые - охватывают многоотраслевую продукцию, а не товары строго одной какой-либо отрасли.
Слайд 21По территориальному признаку:
международные - принимают участие предприятия одной или нескольких
отраслей различных стран и представлены экспонаты всех видов: от потребительских товаров до продукции основных средств производства и новейших технологий
гостевые - выставки в разных странах с участием только зарубежных предприятий
национальные - представлены отраслью или экономи-кой одной страны
региональные - организуются в пределах одной стра-ны, но в разных ее точках
зональные и внутренние - представлены только одной отраслью и только предприятиями данного региона.
Слайд 22По целевой ориентации:
имиджевые - ориентированы на настоящих клиентов, партнеров предприятия,
поэтому основное внимание уделено подготовительному этапу и подготовке стенда компании
пробные - ориентированы на потенциальных клиен-тов и партнеров.
Слайд 23 Ярмарка - это кратковременный и периодически действующий оптовый рынок,
т.е. рынок, собирающийся регулярно в одном и том же месте в определенное время года и на установленный срок с последующим соверше-нием актов купли-продажи.
Классификация торговых ярмарок
По организационной цели они бывают:
проводимые в целях закупок на предстоящий год
по реализации излишне закупленных товаров
Слайд 24По масштабу деятельности ярмарки бывают:
международные оптовые - в них принимают
участие зарубежные компании и фирмы - поставщики товаров из ближнего и дальнего зарубежья
общегосударственные оптовые федерального зна-чения - в них участвуют отечественные товаропроизво-дители, а также оптовые продавцы и покупатели товаров. На них представляют товары, вырабатываемые производителями в различных районах страны
региональные оптовые местного масштаба - на них совершаются сделки по купле-продаже товаров, вырабатываемых местами товаропроизводителями.
Обычно сначала проводят местные, а затем уже общегосударственные оптовые ярмарки.
Слайд 25По продолжительности работы они могут быть:
постоянно действующими - помогают производи-телям
и покупателям быстрее найти друг друга и озна-комиться с условиями поставки и с ассортиментом. Про-изводитель может опробовать товар-новинку, провести продажу небольших партий товара для изучения рынка. Такие ярмарки имеют универсальный характер.
периодически организованными - сводят в одном месте продавцов и покупателей определенной группы товаров для закупки на очередной хозяйственный год.
Слайд 26По товарному признаку:
специализированные ярмарки - на них реализуется один вид
товаров (например, ярмарки изделий легкой промышленности)
универсальные ярмарки - на них реализуются различные товаров.
Слайд 27 Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя
на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки.
3. Спрос.
3.1. виды спроса.
Слайд 28 Важным элементом рынка, является среда, в которой совершается процесс
купли- продажи товаров.
Слайд 30Факторы, определяющие
величину спроса
Доходы потребителей
Цены на товары и услуги
Потребительские вкусы
Мода
Величина
цен на другие
товары
Возможность замещения
данного товара другими
Слайд 31Виды спроса
(по степени удовлетворенности)
Неудовлетво-
ренный
Удовлетворен-
ный
размер фактической реализации
товаров за определенный срок, выраженный в натуральных или стоимостных показа-телях
определяется сум-мой денежных средств, направляе-мых на покупку това-ров при определен-ном уровне цен на них.
составляет основ-ную часть платеже-способной потреб-ности
меньше реального спроса на величину неудовлетворенного спроса на товар
это предъявленный на товары спрос, который не был удовлетворен по любой причине:
отсутствие в про-даже
низкое качество
высокая цена и т.п.
Слайд 32 Неудовлетворенный спрос может быть:
явным - когда покупатель,
имея определенные финансовые возможности, не может приобрести нужный ему товар по разным причинам;
скрытым - проявляется при покупке товара или услуги, которые не являются полноценными заменителями отсутствующего товара или услуги либо вообще не связаны с ним отношениями взаимозаменяемости
отложенным - отложенный на время по разным при-чинам спрос. (например,- необходимость накопления определенной суммы денег для покупки конкретных товаров, обязательная покупка товара к конкретному событию и т.п.)
Слайд 33 предъявляется из-редка, «от случая к случаю» (ювелирные изделия, деликате-сы).
Виды спроса
(по
периодичности возникновения)
Повседневный
предъявляется практически ежед-невно (продукты питания, мыло);
Периодический
предъявляется че-рез определенные промежутки времени (обувь, одежда);
Эпизодический
Слайд 34 заранее обдуман-ный, на определен-ный товар
не допускает его за-мена
каким-либо дру-гим, даже однород-ным товаром.
обычно устанавли-вается на товары повседневного по-требления, постоянно воспроизводимые в тех же количествах и ассортименте (на хлеб, молоко и т.п.);
Виды спроса
(в зависимости от намерений покупателей)
Устойчивый
Альтернативный
формируется окон-чательно в магазине в процессе непосред-ственного ознакомле-ния покупателей с товаром и его осо-бенностями
допускает взаимоза-меняемость товаров в пределах товарной группы или подгруп-пы (кондитерские изделия, обувь)
Импульсный
(спонтанный)
предъявляется по-купателями без пред-варительного обду-мывания
возникает непосред-ственно в местах продажи под воздей-ствием рекламы, выкладки товаров или предложений продавца
чаще всего на ма-лоизвестные или новые товары
Слайд 35 остается неизменным вне зависимости от изменения доходов населения и цены
на товар
Виды спроса
(в зависимости от влияния цены)
Эластичный
Неэластичный
имеет тенденцию к изменению при измене-нии цены на товар или дохода населения (спрос на автомобили, электро-бытовые товары и т.д.);
Слайд 36 Спекулятивный спрос возникает в условиях дефици-та товаров, когда рыночное
предложение недостаточно или искусственно сдерживается в ожидании роста цен.
Нерациональный спрос объединяет все покупки, ко-торые не только не планируются потребителем, но и про-исходят под воздействием внезапного минутного желания. Многие крупные магазины сознательно стимулируют дан-ную разновидность спроса у такой специфической потре-бительской группы, как родители с детьми, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с конфетами и забавными игрушками.
Слайд 37 Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере
увеличения цены товара.
3.2. закон спроса, величина спроса.
Слайд 38 Математически это означает, что между величиной спроса и ценой
существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x).
То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Закон спроса не действует в трех случаях:
при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повы-шением цен
для некоторых редких и дорогостоящих товаров, которые покупаются как средство вложения денег
при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.
Слайд 39 Спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров:
объём или величина
спроса.
С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.
Потребность покупателя в товарах и услугах
Возможность оплатить покупку по цене, нахо-дящейся в пределах «доступного» диапа-зона
Слайд 40 Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида
и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени.
Слайд 41 На рынке могут возникать и такие ситуации, которые указывают
на возможные исключения из закона спроса.
Нетипичное поведение величины спроса выражается, например, в том, что цена увеличивается и это вызывает рост величины спроса.
Речь идет о таких ситуации, как эффект Гиффена, эффект присоединения к большинству, эффект снобы, эффект Веблена.
4. Эффекты Гиффена и Веблена
Т.Веблен.
Слайд 42 Эффект Гиффена.
При повышении цен на
товары первой необходимости, опасаясь дальнейшего роста цен, население с низким уровнем дохода начинает покупать эти товары в большем количестве, создавая запас на будущее. Таким образом, чем выше цена на товар, тем больше величина спроса на него.
Это явление впервые описано в середине XIX в., когда под угрозой голода в Ирландии люди отреагировали на рост цены картофеля увеличением спроса на него.
Слайд 43 Эффект Веблена(1899г.).
Этот эффект выражается
в показном потреблении престижных товаров. Повышение цен на некоторые престижные товары и услуги не делает их менее привлекательными для тех, кто покупает не столько сам товар, сколько престиж, связанный с обладанием этим товаром (например, покупка дорогого автомобиля, одежды в модном бутике, обед в дорогом ресторане).
Слайд 44 Однако эффект Веблена может иметь под собой и рациональную
основу: цена товара может отождествляться с его ценой, при этом потребитель начинает остерегаться покупки товаров по низким ценам.
Этот эффект наиболее активно используется в маркетинге: создание модных престижных и дорогих брендов также основано на эффекте Веблена.
Слайд 455. Эластичность спроса.
Эластичность спроса – это измеритель силы влияния какого-либо фактора
на величину спроса.
Основными видами эластичности спроса являются:
· эластичность спроса по цене;
· эластичность спроса по доходу;
· перекрестная эластичность, то есть эластичность спроса по цене других товаров.
Слайд 46 Эластичность спроса по цене – это степень изменения величины
спроса в ответ на изменение рыночной цены на один процент.
На эластичность спроса по цене влияют следующие основные факторы:
наличие товаров знаменателей: спрос на товар, имеющий близкие заменители, более эластичный.
временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке: спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длинном.
значимость товара для потребителя: спрос на товары первой необходимости является малоэластичным.
удельный вес товара в доходе потребителя: чем больший объем затрат в бюджете потребителя приходится на приобретение данного товара или услуги, тем выше будет эластичность спроса на него при прочих равных условиях.
Слайд 47
Перекрестная эластичность спроса по цене – это
процентное изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого товара.
Перекрестная эластичность спроса по цене характерна для взаимодополняющих товаров. Это обычно сопутствующие друг другу товары, которые используются совместно.
Механизм взаимодействия рынков взаимодополняющих товаров таков, что увеличение цены на один товар при неизменной кривой спроса приводит к падению величины спроса на этот товар и результате этого снижается спрос на взаимодополняющий товар и, соответственно, снижается его цена.
Слайд 48 Эластичность спроса по доходу – это процентное изменение величины спроса,
вызванное увеличением дохода.
Для того чтобы определить, как изменение дохода повлияет на спрос, необходимо вспомнить о том, что экономические блага, с точки зрения потребителя, разделяются на нормальные и инфериорные.
Слайд 49 Инфериорные блага еще называют «некачественные» - не в смысле
их плохого качества, а в том, что спрос на них падает при росте дохода. Это любые товары, от потребления которых покупатель откажется в пользу более дорогих при росте дохода. Это могут быть дешевые крупы, дешевая одежда, отечественные автомобили.
Экономические блага
Нормальные
Инфериорные
это блага, потребление которых положительно зависит от дохода потребителя.
это блага, потребление которых отрицательно зависит от дохода потребителя
Слайд 50 Таким образом, при повышении дохода спрос на качественные товары
растет, а на некачественные – снижается.