Слайд 1Урок 11-12
Предложение, факторы и детерминанты
Экономика
10 класс(профиль)
МБОУ СШ № 1
г.
Вилючинск
Гудзишевская Н.В.
Раздел 2. Спрос и предложение
Слайд 2Д\задание:
§ 3.2. кн.2. С.И.Иванова.
§ 7. И.В. Липсиц
Слайд 3План:
Что такое предложение?
Закон предложения.
Эластичность предложения по цене.
3.1.факторы эластичности предложения
3.2.время и
предложение: мгновенный, краткосрочный, долгосрочный периоды.
Слайд 4Что такое предложение?
Предложение характеризует вторую сторону рынка – сторону
производителей. Основной мотив продавца в рыночной экономике – продать имеющийся товар по максимальной цене (чем выше, тем лучше).
Слайд 5
Предложение (от англ. supply, S) – зависимость между ценой
и количеством экономического блага, которое производитель желает и готов продать в течение некоторого промежутка времени.
Величина предложения – максимальное количество экономического блага, которое производители желают и готовы продать при данном значении цены.
Цена предложения – минимальное значение цены, при котором производители желают и готовы продать данное количество экономического блага.
Слайд 6 Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на
рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок и при благоприятных экономических стечений обстоятельств может быть приобретена покупателями.
Товарное предложение
(структура)
Все товары,
находящиеся на рынке
Все товары, находящиеся
на пути к рынку
Слайд 7 Объем предложения, как правило меняется в зависимости от цены.
Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, которые напрямую формируют издержки связанные с процессом производства.
Слайд 8 Кривая предложения – кривая, каждая точка которой показывает значение:
величины предложения при соответствующем значении цены экономического блага
цены предложения при соответствующем значении количества экономического блага.
Закон предложения.
Кривая предложения представляет положительную зависимость между ценой и величиной предложения. Данная положительная зависимость объясняется с помощью закона предложения.
Слайд 9 Закон предложения: при повышении цены экономического блага величина предложения
растет, и наоборот.
Математически закон предложения можно выразить следующим образом: Q′(P) > 0 или P′(Q) > 0.
В соответствии с законом, кривая предложения обычно изображается в виде кривой с положительным наклоном
Слайд 10 Закон предложения объясняется наличием двух эффектов:
эффект возрастающих
альтернативных издержек: при повышении объема производства данного товара его альтернативные издержки (выраженные в отказе от производства другого товара) растут.
эффект убывающей предельной производительности: при повышении объема производства данного товара на каждую дополнительную единицу нужно затрачивать все больше ресурсов (поскольку предельная производительность ресурса падает при росте объема производства товара).
Поэтому производитель будет готов предложить больший объем только по большей цене.
Слайд 11 Резюмируя эти два эффекта, можно сказать, что кривая предложения
обычно наклонена вверх, потому что владельцам ресурсов нужно предложить более высокие цены, чтобы дать им стимулы производить больший объем и пожертвовать альтернативной деятельностью.
Слайд 12 цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены с помощью данных
ресурсов
возможности альтернативного использования ресурсов
цены ресурсов
технология
налоги
субсидии
количество производителей
ожидания производителей
другие факторы: природные катастрофы, политические действия и войны и др.
Неценовые факторы предложения:
Слайд 13Реакция величины предложения на изменение цены
Реакция величины предложения
на изменение цены
Реакция предложения на изменение неценовых факторов
Слайд 14 Цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены с помощью данных
ресурсов
Принимая решение о производстве и продаже данного товара, производитель выбирает между множеством альтернативных способов использования имеющихся у него ресурсов. Например, владелец земли может выращивать на ней сельскохозяйственные культуры или заниматься строительством коттеджей. Когда цена коттеджей растет, это увеличивает стимулы строить и продавать коттеджи, а не выращивать и продавать картофель. Для того, чтобы фермер по-прежнему выращивал картофель, ему нужно предложить компенсацию упущенных возможностей строительства коттеджей. Значит, он будет готов выращивать и продавать картофель по большей цене, чем прежде. Рост цены, по которой производитель готов предлагать товар на рынок, означает сокращение предложения.
Слайд 15 Возможности альтернативного использования ресурсов
Рассмотрим действие фактора
на примере.
В региональном городе появляется крупная торговая сеть. Уборщики, водители, продавцы, работавшие в этом городе, обнаруживают для себя новую возможность работать в этой торговой сети, которая начинает набирать работников. Теперь они будут продолжать работать на своей прежней работе только в том случае, если им будет компенсирована новая открывшаяся возможность, то есть за более высокую заработную плату. Предложение труда для существующих работодателей будет сокращаться.
Слайд 16 Цены ресурсов
Производителю, для того чтобы произвести какой-либо товар, необходимо
использовать экономические ресурсы. Предложение отражает минимальную цену, за которую производитель готов поставить данный объем товара на рынок. Эта цена тесно связана с альтернатив-ными затратами используемых ресурсов. Появление более эффективных альтернативных возможностей использования ресурсов увеличит цены экономических ресурсов. А это приведет к тому, что себестоимость производства данного товара вырастет. Следовательно, при данном уровне цены производитель не получит ожидаемой прибыли или же вообще не покроет затраты на его производство. Таким образом, при повышении цен ресурсов производитель будет вынужден либо увеличить цену предложения, либо сократить объем предложения.
Слайд 17 В любом случае предложение данного товара на рынке сокращается
и кривая предложения сдвигается влево – вверх. Падение цен ресурсов сопровождается обратными последствиями.
Увеличение (левый график) и снижение (правый график) предложения в ответ на снижение и на увеличение цен на ресурсы
Слайд 18 Технология
- определенный способ организации процесса использова-ния экономических ресурсов
для получения определенного товара или услуги. При улучшении технологии производитель может или произвести больше товара при тех же затратах ресурсов, или затратить меньше ресурсов на производство того же объема товара. При улучшении технологии производства товара предложение товара растет, а график кривой предложения сдвигается вправо – вниз. Данная ситуация обычно имеет место при технологическом прогрессе. Но предложение также может и сокращаться под влиянием негативных изменений,
связанных с технологиями. Обычно
это имеет место при катастрофах и
войнах. При ухудшении технологии
производства товара предложение
товара снижается.
Слайд 19 Налоги на производителей
Цена, получаемая производителем за товар, является
для него доходом. Налоги снижают величину этого дохода производителя, т.к. он обязан некоторую часть цены товара отдавать государству. Введение налога равносильно для производителя тому, что он должен будет получать за каждую продаваемую единицу товара меньшую цену. Введение или увеличение налога приводит к снижению предложения товара. Снижение же или отмена налога приводит к росту
предложения товара. Необходимо
отметить, что фиксированные налоги
не изменяют кривую предложения.
Слайд 20 Ожидания производителей
ожидания изменения цены в будущем. Если произво-дитель ожидает
увеличение цены на его товар в буду-щем, то он предпочтет предложить его меньшее коли-чество в настоящий момент для того, чтобы продать больше в будущем по более высокой цене.
ожидания прибыльности бизнеса (отдачи от инвести-ций). Если предприниматели ожидают более высокой от-дачи от инвестиций в будущем, то они могут пригото-виться к этому в настоящем, осуществив большие инвес-тиции и расширив бизнес в настоящий момент .
Слайд 21 Субсидии (трансферты) производителям
Трансферты увеличивают величину дохода производителя, поскольку теперь
государство доплачивает ему некоторую сумму за каждую единицу товара. Таким образом, введение или увеличение трансферта приводит к росту предложения товара, а снижение или отмена к падению предложения товара.
Количество производителей
Очевидно, что двадцать фирм способны предложить на рынок больше продукции, чем одна при одном и том же уровне цены. Таким образом, чем больше число производителей, тем выше рыночное предложение (при снижении числа производителей предложение товара сокращается).
Слайд 233. Эластичность предложения.
Эластичность предложения – это степень изменения количества
предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение уровня рыночных цен.
Слайд 24 Насколько продавцы увеличат свое желание продать данный товар
при росте его цены (или же насколько они захотят уменьшить продажу данного товара при снижении его цены). Данная реакция продавца на цену может зависеть от следующих факторов:
уникальность ресурсов
Чем более уникальны ресурсы, тем меньше возможности их альтернативного использования. Фирма, обладающая этими ресурсами, вынуждена производить данный товар, и поэтому не будет сильно реагировать на изменение цены товара. Чем более уникальны ресурсы, имеющиеся у фирмы, тем менее эластично предложение по цене.
3.1.факторы эластичности предложения
Слайд 25 временной отрезок
Чем больше у производителя времени на
то, чтобы принять решение о выпуске и продаже данного товара, тем выше эластичность предложения по цене. В более длительном периоде производители имеют возможность для поиска других возможностей использования своих ресурсов.
Слайд 26 Время в теории предложения. В отличие от спроса
при анализе изменений предложения нельзя игнорировать время. Если спрос в зависимости от цен, доходов и других факторов меняется, как правило, достаточно быстро, то для изменения предложения часто требуется реорганизация производства. Различают три типа периодов времени: "мгновенный", "краткосрочный" и "долгосрочный". По продолжительности они разные для разных благ.
3.2.время и предложение: мгновенный, краткосрочный, долгосрочный периоды.