Слайд 1
ФИРМЫ И РЫНКИ.
ТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ
Лекция 4
Слайд 2ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
Современные модели конкуренции.
Фирма – совершенный конкурент.
Фирма – несовершенный конкурент.
Антимонопольная политика.
Слайд 3
1. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ КОНКУРЕНЦИИ
Слайд 4ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ
Конкуренция – это борьба за ограниченный спрос потребителя, которую ведут
фирмы между собой на доступных им сегментах рынка.
ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ТИП КОНКУРЕНЦИИ?
объектами конкурентных действий (продукт, цена, объем продаж);
принципами взаимодействия продавцов (учитывают или не учитывают поведение друг друга).
Слайд 5Виды конкуренции
по отраслевой принадлежности:
Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция внутри отдельно
взятой отрасли.
Например: конкуренция между компаниями «Макдоналдс» и «Ростикс».
Межотраслевая конкуренция – это конкуренция, которая проявляется в конкуренции продукции, производимой фирмами одной отрасли, с продукцией, производимой фирмами другой отрасли
Например: конкуренция между отраслями автомобильного и железнодорожного транспорта в сфере перевозок.
Слайд 6Формы конкуренции
по методам осуществления
Ценовая конкуренция – борьба за получение дополнительной
прибыли путем уменьшения издержек производства и цен без изменения ассортимента и качества товаров.
Методы: демпинг, ценовая дискриминация.
Неценовая конкуренция – борьба на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты.
Методы: дифференциация товаров, стимулирование сбыта, реклама.
Слайд 7Типы рынков по степени
развития конкуренции
Совершенная конкуренция – это тип конкуренции,
при котором фирмы не обладают рыночной властью и конкурируют по цене, а увеличение прибыли происходит путем снижения издержек производства.
Несовершенная конкуренция – это тип конкуренции, при котором обладающие рыночной властью фирмы конкурируют за объем продаж путем применения различных конкурентных стратегий.
Слайд 8Классификация рыночных структур
Структура рынка
– это внутреннее строение, расположение, порядок
отдельных элементов рынка.
Основные критерии классификации:
1. Количество фирм в отрасли
2. Тип производимого продукта
3. Характер рыночной власти
4. Рыночные барьеры
Несовершенная конкуренция
Слайд 9КОЛИЧЕСТВО ФИРМ В ОТРАСЛИ
Одна
Несколько
Много
Степень концентрации рынка;
Характер взаимосвязи между экономическими субъектами
Количественная оценка
через индекс Герфиндаля-Хиршмана и коэффициент концентрации
HHI = S12 + S22 + … + Sn2
k = S1 + S2 + S3 + S4
Si – удельный вес фирмы, %
Слайд 10ТИП ПРОИЗВОДИМОГО ПРОДУКТА
Однородный
Уникальный
Дифференцированный
Степень взаимозаменяемости конкурентных товаров на рынке
Количественная оценка через
коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене
Еab = [∆Qa / Qa ] / [∆Pb) / Pb]
Слайд 11ХАРАКТЕР РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ
Степень влияния отдельной фирмы на рыночные цены и
условия продаж
Количественная оценка через коэффициент Лернера
или
L = ( p – MC ) / p
L = 1 / │ Ер│
Слайд 12РЫНОЧНЫЕ БАРЬЕРЫ
Возможности вхождения на рынок и выхода из него
Количественная оценка:
объем
первоначальных капиталовложений;
величина невозвратных издержек;
наличие в отрасли положительного эффекта масштаба производства;
административные барьеры и т.д.
Слайд 13Типы рыночной структуры
Совершенная
конкуренция
Слайд 21
2. ФИРМА – СОВЕРШЕННЫЙ КОНКУРЕНТ
Слайд 22ПОНЯТИЕ КОНКУРЕННОЙ ФИРМЫ
Конкурентная фирма – фирма, принимающая цену на свою продукцию
как данную, не зависящую от реализуемого ею объема продукции на совершенно конкурентном рынке.
Слайд 23Общая характеристика рынка совершенной конкуренции
1. Малые размеры и многочисленность участников рынка;
2. Однородность продукции;
3. Нулевая рыночная власть;
4. Совершенная информированность.
5. Отсутствие ограничений и барьеров.
Слайд 24КРИТЕРИЙ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
АБСОЛЮТНО ЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС НА ПРОДУКЦИЮ ФИРМЫ
Р
Q
D
Слайд 25Кривая предложения фирмы
0
1
2
3
4
5
ATC
AVC
MC = S
Q
P
P1
P2
P3
P4
P5
Q5
Q4
Q3
Q2
При изменении цены:
Р5 – фирма максимизирует
прибыль при Q5
Р4 – фирма в точке
безубыточности (нулевая
экономическая прибыль)
при Q4
Р3 – фирма минимизирует
убытки при Q3
Р2 – фирма в точке
безразличия: производит
Q2, либо останавливается
Р1 – остановка производства
Слайд 26Комментарии:
Кривая предложения фирмы
Кривая предложения фирмы показывает, какой объем продукции будет
выпущен при том или ином уровне цен (по определению).
Интересы фирмы требуют довести производство до точки, где MC = P.
Кривая предельных издержек конкурентной фирмы в краткосрочном периоде будет одновременно ее кривой предложения для этого периода (при МС >AVCmin).
Слайд 28ВАЛОВОЙ ДОХОД СОВЕРШЕННОГО КОНКУРЕНТА
Р
Q
TR
ЛИНЕЙНАЯ ВОЗРАСТАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ВАЛОВОГО ДОХОДА
Слайд 29ЦЕНА И ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД СОВЕРШЕННОГО КОНКУРЕНТА
Р
Q
D = p = MR
Слайд 30СРЕДНИЙ ДОХОД СОВЕРШЕННОГО КОНКУРЕНТА
Р
Q
D = p = MR = AR
Слайд 31УСЛОВИЯ РАВНОВЕСИЯ (ОПТИМИЗАЦИИ) КОНКУРЕНТОЙ ФИРМЫ
краткосрочный период:
долгосрочный период:
P = MR = MC
P
= MR = MC = LАТС, PR = 0
Слайд 32КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
р = MR= MC
Qопт
Условие оптимизации – равенство цены, предельного дохода и предельных издержек
Р
Q
Е p = MR
MC
Слайд 33ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
P = MR = MC = LATC; PR = 0
Е
Q*
Фирмы,
действующие в конкурентной отрасли в долгосрочном периоде – безубыточны. Они получают нулевую экономическую прибыль.
Слайд 34Оптимизация выпуска
Определение объема производства Q*, который максимизирует прибыль или минимизирует убытки.
Два метода определения оптимального объема производства Q*
Сравнение валового дохода и валовых издержек.
Сравнение предельного дохода и предельных издержек.
Слайд 35Метод сравнения TR(валового дохода) и TC (валовых издержек)
TR2
TR3
PR1
PR2
PR3
Q*
Q2
0=Q3
Слайд 36Комментарии к графику:
метод сравнения TR и TC
На графике отражена
стандартная динамика TC и три варианта кривых TR:
TR1 – при высоком уровне цен на продукцию фирмы;
TR2 – при среднем уровне цен;
TR3 – при низком уровне цен.
TR1 – выше ТС только на определенном участке (розового цвета). Расстояние между линиями max при Q*. Здесь PR1 – max.
TR2 –везде ниже ТС. Прибыли нет. Убыток PR2 – min при Q2 .
Убыток нарастает с ростом производства. Лучше прекратить производство при Q3 = 0 (PR3 – min).
Слайд 37Метод сравнения MR (предельного дохода) и MC (предельных издержек)
Максимизация прибыли (минимизация
убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке, где MR = MC.
Если MR от каждой следующей единицы продукции превышает MC, то следует и дальше производить, чтобы «добирать» оставшуюся прибыль.
Если MR < MC, то дальнейшее производство будет увеличивать убытки.
Равенство MR = MC справедливо для всех типов рынка.
В условиях совершенной конкуренции:
P = MR = MC, или P = MC, т.к. MR = P.
Слайд 38Иллюстрация метода сравнения MR и MC
P
Q
MC
А
B
C
O
D
E
F
Дополнительные
прибыли
Дополнительные
убытки
MR=P
Слайд 39Золотое правило оптимизации
Оптимальный объем производства фирмы – объем производства, максимизирующий прибыль
при существующих в данный момент времени рыночных и технологических условиях.
РR = TR – TC → max
PR'(Q) = 0
TR'(Q) – TC'(Q) = 0
МR = МС = р
Слайд 40Два ограничения для золотого
правила оптимизации
MC
Слайд 411. Фирма должна выбирать больший объем производства, если кривая MR дважды
пересекает кривую МС.
2. В условиях приостановки деятельности фирмы правило не действует, так как эффективен нулевой объем производства.
Комментарий: золотое
правило оптимизации
Слайд 42 Варианты поведения фирмы совершенного конкурента в краткосрочный период
Ситуация
получения экономической прибыли;
Ситуация безубыточности;
Ситуация минимизации убытков;
Ситуация приостановки деятельности фирмы.
Слайд 43 Вариант 1. Работа конкурентной фирмы с получением экономической прибыли
Profit
Слайд 44Условия применения варианта 1
МR = MC
P > ATCmin
P = MC
Слайд 45Получение максимальной прибыли возможно при управлении объемом производства и издержками, когда
цена выше минимальных средних издержек.
Вывод по варианту 1
Слайд 46 Вариант 2. Работа конкурентной фирмы в условиях безубыточности
Слайд 47Условия применения варианта 2
МR = MC
P = ATCmin
P = MC
Слайд 48Ситуация безубыточности означает получение фирмой нормальной прибыли.
Вывод по варианту 2
Слайд 49 Вариант 3. Работа конкурентной фирмы в условиях минимизации убытков
Убыток
Слайд 50Условия применения варианта 3
МR = MC
ATCmin> P > AVCmin
P = MC
Слайд 51Фирма не в состоянии окупить все издержки, но дохода хватает на
покрытие всех переменных издержек и части постоянных издержек.
Вывод по варианту 3
Слайд 52Вариант 4. Ситуация приостановки производства
Q*
Слайд 53 Условия применения варианта 4
P < AVCmin
МR = MC
Слайд 54Когда фирма не в состоянии окупить даже переменные издержки, она вынуждена
приостановить производство.
Вывод по варианту 4
Слайд 55Достоинства совершенной конкуренции
автоматически приводит экономику в состояние оптимума (саморегуляция);
фирма и
отрасль работают без излишков и дефицитов:
D = MR, S = МС; MR = МС D = S
оптимальное распределение ресурсов;
производство организуется технологически наиболее эффективным образом;
безубыточность фирм в долгосрочном периоде гарантирует отрасли устойчивость:
Р = LACmin
Слайд 56Недостатки совершенной конкуренции
небольшим фирмам не доступна экономия на масштабах производства, они
не способны использовать наиболее эффективную технику;
не стимулирует научно-технический прогресс, т.к. небольшим фирмам не хватает средств для финансирования длительных и дорогостоящих НИОКР;
малые размеры компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.
Слайд 57
3. ФИРМА – НЕСОВЕРШЕННЫЙ КОНКУРЕНТ
Слайд 58КРИТЕРИЙ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ НАКЛОН КРИВОЙ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ФИРМЫ
Р
Q
D
Слайд 59НАЛИЧИЕ ПРЕДЕЛА РОСТА ВАЛОВОГО ДОХОДА TR
Если ED = 1, то MR
= 0, TR – max.
Если ED > 1, то MR > 0, TR .
Если ED < 1, то MR < 0, TR , хотя МС > 0.
Слайд 60УСКОРЕННОЕ ПАДЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНОГО ДОХОДА MR
Р
Q
D
MR
Слайд 61Условие оптимизации – равенство предельного дохода предельным издержкам
Слайд 62ТРИ ТИПА СИТУАЦИЙ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Слайд 64ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ
Монополия существует когда одна фирма является единственным производителем продукта, у
которого нет близких заменителей. При этом понятия «отрасль» и фирма» равнозначны. Фирма является ценодателем. Доступ в отрасль для других заблокирован, что достигается как административно-правовыми, так и экономическими методами.
Слайд 65БАРЬЕРЫ ВХОЖДЕНИЯ В ОТРАСЛЬ
правовые ограничения (патенты, тарифы, квоты);
государственные лицензии –
разрешения на данный вид деятельности только одной фирме;
высокие издержки входа;
экономия от масштаба;
реклама и дифференциация продуктов;
контроль монополистом источников поступления ресурсов;
высокие транспортные расходы.
Слайд 66ВИДЫ МОНОПОЛИЙ
Чистая монополия – один продавец контролирует всю отрасль производства определенного
товара, не имеющего близкого заменителя.
Закрытая монополия – фирма защищена от конкуренции юридически: авторским правом, патентом, лицензией.
Открытая монополия – фирма, впервые вышедшая на рынок с новой продукцией и не имеющая специальной защиты от конкуренции.
Естественная монополия возникает вследствие технологических особенностей производства (имеет наименьший уровень издержек).
Искусственная монополия возникает в ходе конкуренции на основе сговора или соглашения для получения сверхприбыли.
Слайд 67МОНОПОЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ
Для определения монопольной прибыли необходимо знать соотношение цены (Рm) и
средних издержек (АТС).
Если Рm АТСmin, то монополист получает прибыль и максимизирует ее;
Если AVCmin Р ATCmin, то монополист несет убытки и, минимизируя их, продолжает производство;
Если Р = АТСmin, то монополист полностью покрывает экономические издержки и имеет нулевую экономическую прибыль.
Слайд 68ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ И НУЛЕВОЙ ПРИБЫЛИ НЕСОВЕРШЕННОГО КОНКУРЕНТА (НА ПРИМЕРЕ МОНОПОЛИИ)
C,R
Q
MC
D
MR
Pm
Qопт
Q
MC
MR
D
Эк. прибыль
Qопт
Pm
С,R
AТC
AТC
PR = (Рm – АTС) QОПТ
PR = 0
MR = МС
Слайд 69МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Монопольная власть – возможность монополиста устанавливать цену на свой товар,
изменяя его объем, который он готов продать.
Расчет цены монополиста:
Рm = MC / (1 – 1 /│Е│).
Слайд 70ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
Ценовая дискриминация – это монополистическая практика продажи блага данного
качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.
Направлена на увеличение прибыли.
Дискриминационные цены используются для расширения производства и обеспечения экономии от масштаба производства.
Слайд 71ПОНЯТИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ
Вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в
силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы).
Слайд 72СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа
по трубопроводам;
железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Слайд 73ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МОНОПОЛИИ
ПЛЮСЫ
Выгодность применения услуг монополиста в
некоторых областях экономики;
Большое количество средств для НТП.
МИНУСЫ
Нерациональное использование ресурсов;
Возможное неравенство доходов;
Замедление НТП.
Слайд 75Понятие монополистической конкуренции
Тип рынка, в условиях которого большое количество небольших фирм
предлагают похожую, но не идентичную продукцию.
Это самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции, сочетает элементы монополии и конкуренции.
Слайд 76Основные черты рынка монополистической конкуренции
Множество мелких независимых фирм и много покупателей.
Дифференцированная продукция.
Относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли.
Неценовая конкуренция.
Возможность влиять на цены.
Совершенная информированность участников рынка.
Слайд 77Графический анализ прибыли и убытков в условиях монополистической конкуренции
C,R
Q
MC
D
MR
P
Qопт
Q
MC
MR
D
Эк. прибыль
Qопт
P
С,R
ATC
ATC
AVC
убыток
МС =
MR
Слайд 78Графический анализ монополистической конкуренции в долгосрочном периоде
Р
d
LAТC
Q
Q*
P*
МR
МС
МС = MR, PR =
0
Слайд 79МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
P
PСК
QСК
DСК
Q
LAC
DМК
QМК
PМК
Две фирмы имеют одинаковые кривые LAC.
Фирмы при
монополистической конкуренции обладают избыточной мощностью: ∆Q.
∆Q = QСК – QМК
∆Q
Слайд 81ПОНЯТИЕ ОЛИГОПОЛИИ
Олигополия – это рыночная структура, большая часть производства и
продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий.
Иногда ее определяют как «рынок немногих» или «конкуренцию немногих».
Слайд 82ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНКА ОЛИГОПОЛИИ
Небольшое количество фирм (2 – 8) в отрасли.
Большое
число покупателей.
Дифференцированная или стандартизированная продукция.
Высокие барьеры для входа новых фирм в отрасль.
Степень влияния на рыночные цены: фирмы взаимозависимы, поэтому контроль над ценами ограничен.
Слайд 83ТИПЫ ОЛИГОПОЛИЙ
Критерий 1: количество продавцов на рынке
Жесткая олигополия (3 – 4
фирмы);
Аморфная олигополия (5 – 8 фирм);
Дуополия (2 фирмы);
Олигопсония – несколько фирм-покупателей, которым противостоит большое количество продавцов (производителей). Эти фирмы могут влиять на цену (например, ресурса).
Примеры: профессиональные спортивные лиги, которым спортсмены могут продавать свои услуги.
Критерий 2: тип продукции
Стандартизированная олигополия
Дифференцированная олигополия
Слайд 84МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ
1. Нескоординированная олигополия – модель ломаной кривой спроса
предполагает независимость
действий фирм друг от друга в определении цены и объемов выпуска.
2. Сговор явный – модель картеля
фирмы согласованно устанавливают цены и объем производства на уровне монополиста и делят между собой прибыль.
3. Сговор тайный – картелеподобная структура
«игра по правилам», когда фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов.
Слайд 85ВОПРОС 4.
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Слайд 86Понятие антимонопольной политики
Антимонопольная политика – это серия законов, цель которых предотвратить
использование фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен.
Слайд 87Меры антимонопольной политики
Государственные меры против монополизации для развития конкуренции:
коррекция поведения фирмы
и структурная политика;
прямое регулирование цен;
регулирование естественных монополий;
система налогообложения;
денационализация собственности;
поощрение малого бизнеса.
Слайд 88Действия, попадающие под антимонопольное законодательство
монополизация рынка: рыночная доля составляет 60 %
и более;
фиксирование цен (картельный сговор по ценам);
слияние компаний;
ценовая дискриминация;
переплетение директоратов.
Слайд 89АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО США
Закон Шермана (1890 г.) признает незаконным создание монополий или
сговор, направленный на ограничение свободы торговли.
Закон Клейтона (1914 г.) противостоит любым действиям, направленным на ценовую дискриминацию, слияния и поглощения компаний горизонтального типа.
Закон федеральной торговой комиссии (1914 г.) и закон Уилера Ли (1938 г.) направлены на защиту потребителя: запрещение ложной рекламы; преследование нечестных методов конкуренции.
Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) ограничивает вертикальное слияние фирм.
Слайд 90СПЕЦИФИКА АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере
конкуренции на товарных и финансовых рынках в РФ осуществляет Федеральная антимонопольная служба России (ФАС).
использование выгод крупномасштабной экономики;
нейтрализация негативных последствий, связанных с ослаблением конкуренции;
сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование (денежно-эмиссионную деятельность; экспорт, импорт отдельных товаров; производство и сбыт алкогольной продукции);
контроль деятельности естественных монополий.