Слайд 1Преподавание экономики в школе
Карпова Юлия Анатольевна
МОУ СОШ №1 им. С.И.
Гусева
Слайд 2Требования к современному уроку экономики
Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики,
построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на уровень развития учащихся.
Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
Эффективное использование педагогических средств.
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
Тщательное прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Слайд 3Основные направления
Игровые уроки
Интелект-карты
Проектная деятельность
Кейс-метод
Технология критического мышления
Интегрированные уроки
Применение ИКТ
Слайд 4Игровые уроки
Викторины
Интеллектуальные игры
Деловые игры: «Семейный бюджет», «Бизнес-планирование».
Слайд 5Интеллект-карты - это инструмент, позволяющий:
эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
мыслить,
используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.
Слайд 6Области применения Интеллект-карт:
Обучение
создание ясных и понятных конспектов лекций;
максимальная
отдача от прочтения книг и учебников;
написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.
Слайд 7Области применения Интеллект-карт:
Запоминание
подготовка к экзаменам;
запоминание списков.
Презентации
вы за
меньшее время демонстрируете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;
проведение деловых встреч и переговоров.
Слайд 8Области применения Интеллект-карт:
Планирование
управление временем: план на день, неделю, месяц,
год…
разработка сложных проектов: нового бизнеса,…
Мозговой штурм
генерация новых идей, творчество;
коллективное решение сложных задач.
Принятие решений
четкое видение всех «за» и «против»;
более взвешенное и продуманное решение.
Слайд 9Интеллект – карта –это графическое выражение процесса мышления.
Слайд 11Рекомендации по составлению
интеллект - карт
Слайд 17Проектная деятельность
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще
в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.
Слайд 18Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при
которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.
Слайд 19КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ (по Коллингсу).
Проекты игр - различные игры, народные танцы, драматические постановки
и т.п. Цель - участие детей в групповой деятельности.
Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
Повествовательные проекты, цель которых - получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).
Конструктивные проекты - создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п.
Слайд 20ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при
которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Слайд 21В полной форме работа над проектом проходит шесть стадий:
подготовка,
планирование,
исследование,
выводы,
представление или отчет,
оценка результата и процесса.
Слайд 23Проектная деятельность
«Экономический кризис: исторический экскурс»
Как размножаются деньги….в Гусеве
Современная экономика России
Бизнес-проекты
Слайд 24Виды презентации проектов:
научный доклад;
деловая игра;
демонстрация видеофильма;
экскурсия;
телепередача;
научная конференция;
инсценировка;
театрализация;
игры с залом;
защита на Ученом
Совете;
диалог исторических или литературных персонажей;
спортивная игра;
спектакль;
путешествие;
реклама;
пресс-конференция.
Слайд 25ООО
«ФЛОРиссимо»
Директор: Голованов Григорий
Бухгалтер: Савина Александра
Менеджеры по продаже: Львова
Анастасия
Кудрявцева Кристина
Начальник производственного
отдела: Ермилова Дарья
Слайд 26Анализ рынка
937 360 человек
Численность населения:
Калининград
Гусев
Слайд 27Цель- помочь красиво и со вкусом декорировать квартиры и дачные участки
и подарить нашим покупателям свободное время.
Задачи:
1. Декор помещения
1. Подобрать подходящие растения
3. Помощь на месте
4. Продажа рассады
5. Продажа овощей
Слайд 28Целевая аудитория:
Дизайн квартиры, дома или офиса на свой вкус
Комфорт в общении
с друзьями , успех в бизнесе
Уютная обстановка, располагающая гостей к беседе, а партнёров к сотрудничеству
Свободная циркуляция воздуха по помещению, очищение воздуха
Здоровье лёгких
У Вас - качественные вкусные овощи на огороде
Продажа рассады
Получение витаминов и энергии для эффективной деятельности в школе и на работе
Здоровье Ваше и Ваших близких
работающее население от 30 до 45 лет
пенсионеры от 45 до 55
менеджеры крупных компаний
Слайд 29Риски при выходе на рынок
Сильная конкуренция
Сезонная интенсивность работы
Слайд 30Расчёт бюджета и эффективность проекта
Слайд 31Кейс – технологии
в учебном процессе
подготовка к экзаменам
Слайд 32История возникновения
Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XXв. в Школе
бизнеса Гарвардского университета (США). Название его произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай.
Главная особенность метода — изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики.
Существуют различные обозначения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуации, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах.
Слайд 33Кейс – технология
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный
на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
Слайд 35Метод инцидентов
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода— поиск информации самим
учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».
Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.
Слайд 36Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)
Метод основан на работе с документами и
бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.
Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.
Слайд 37Кейс - стади
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо
описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.
Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Слайд 38Использование кейс – стади…
позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы;
помогает
получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины;
преодолевает классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.
Слайд 39Действия учителя
в кейс - технологии
создание кейса или использование уже
имеющегося;
распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
работа с кейсом;
организация презентации решений в малых группах;
организация общей дискуссии;
обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
оценивание учащихся преподавателем.
Слайд 40Виды кейсов
Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, кейс состоит
из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
Слайд 41Использование кейсов
Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения
и для различных целей.
Слайд 42Кейс – метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов.
Перед
зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.
Слайд 43Кейс №1. “Розничный магазин”.
Описание ситуации: Продавец Петрова А.К. работает в отделе
один год. За время работы ей удалось в достаточной мере освоить ассортимент отдела, установить доброжелательные отношения с коллективом сотрудников. По характеру спокойная, уравновешенная. К работе относится ответственно, проявляет желание работать в магазине. Однако в общении с покупателями инициативы не проявляет. Реагирует на вопросы, просьбы о помощи в выборе товара, доброжелательна, но старается свести это общение к минимуму. С большей увлеченностью занимается расстановкой товара, поддержанием чистоты и порядка в торговом зале, в связи с чем потенциальные покупатели часто остаются без внимания продавца и уходят.
Задание: продумайте и составьте мотивационную беседу с сотрудником Петровой А.К. на проявление инициативы в общении с покупателями.
Слайд 44Кейс по аналитическому материалу учебника
По таблице с определенными данными задания следующие:
Проанализируйте
данные таблицы и выявите определенную проблему
Предположите, в чем причины данной ситуации
Сделайте прогноз на будущее, если проблему не предотвратить
Предложите варианты решения проблемы
Слайд 46Технология развития критического мышления
Слайд 47Технология критического мышления
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана
в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Слайд 48Технология критического мышления
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана
в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Слайд 49Какие цели и задачи ставит данная технология?
1) Формирование нового стиля мышления
2)
Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность
3) Развитие аналитического, критического мышления.
4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации
5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Слайд 50Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
Высокая мотивация учащихся к образовательному
процессу.
Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
Развитие умения анализировать полученную информацию.
Слайд 51Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:
Слайд 52Некоторые стратегии технологии развития критического мышления
Слайд 53Стадия «Вызов»
«Понятийное колесо»
Слайд 54Понятийное колесо на уроке обществознания в 8 классе.
Тема «Что такое
общество»
Слайд 55Стадия Инсерт «Реализация смысла»
(«Условные значки»)
«» – уже знал
«+» –
новое
«–» – думал иначе
«?» – есть вопросы
Слайд 56Подоходный налог впервые введен в Великобритании Уильямом Питтом старшим в конце
18 века. Налог взимается на основе Закона РФ « О подоходном налоге с физических лиц» Ставка подоходного налога 13 % со всех сумм дохода. Субъектом данного налога является физическое лицо, объектом – совокупный доход. К нему относится все что увеличивает благосостояние человека. Подоходный налог не взимается с пособий , пенсий, командировочных, стипендий, алиментов. Не подлежат обложению подоходным налогом: главы и члены дипломатических служб
сотрудники международных государственных организаций
военные, милиция, пожарные
Для некоторых категорий граждан существует льготное обложение.
+
V
-
?
Слайд 58Прием «Фишбоун»
(«Рыбная кость»)
Проблема:
Выводы:
Причина:
Причина:
факты:
факты:
Фишбоун
Почему россияне
мало пользуются
услугами банка?
Недоверие и низкий доход
реформы 90-х не вернули сбережения
недоверие
бедность
низкий доход
Корзина идей
1.Задается прямой вопрос о том , что известно по той
или иной проблеме.
2.Ученик записывает все что знает в тетради
( 1- 2 мин.) работа индивидуальная
3.Затем происходит обмен информацией в парах или
группах. Время 3 минуты.
4.Далее каждая группа или пара называет одно сведение
или факт , при этом не повторяя ранее сказанного
5.Все сведения записываются учителем в «корзинке»
даже если они ошибочны.
6.Все ошибки исправляются по мере повторения
или освоения новой информации.
Синквейн
Существительное – желание
Два прилагательных - разные, необходимые
3. Три глагола - удовлетворять, желать, иметь
4. Фраза из 4 слов - нужда в чем либо
5. Слово отражающее суть выше сказанного -потребности
Слайд 64Внеурочная деятельность
Модуль для 6 класса «Экономика. Моя семья»
Учебная программа «Экономика. Моя
семья.» призвана познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерией» и др.
Содержание курса определяет своеобразие его методики. Значительная часть учебного времени отводится деловым играм, тренингам, практическим и исследовательским работам, семейным домашним заданиям, экскурсиям, знакомству с рыночными структурами, окружающими семью.
Следует подчеркнуть, что содержательная сторона данного курса способствует проведению в его рамках интегрированных уроков, например «Труд и экономика семьи», уроков-практикумов по приданию второй жизни вещам, предметам, вышедшим из употребления. Изготовленные руками школьников предметы быта, игрушки, сувениры и другие вещи могут предназначаться, например, для интернатов, домов ребенка, детских больниц и т. д.
Слайд 65Модуль для 6 класса «Экономика. Моя семья»
Что изучается в курсе
«Экономика семьи»
Что такое экономика (2ч) Основные проблемы экономики (1)
Семья глазами экономиста(1ч) Хозяйственная деятельность семьи(1ч) Потребности человека и семьи(2ч)
Семейное хозяйство
Элементы семейного хозяйства(2ч) Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства(2ч) Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве(3ч) Контрольная работа №1 (1ч)
Бюджет семьи
Доходы и расходы семьи(1ч) Что такое бюджет семьи(1ч) Что кладут в потребительскую корзину(1ч) Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах(1ч)
Рачительный хозяин
Кто такой рачительный хозяин(1ч) Качества личности рачительного хозяина(1ч) Секреты рачительного хозяина(2ч)
Думающий покупатель
Покупатель и продавец (1ч) Реклама и упаковка (1ч) Особенности маркировки товаров(1ч) Секреты выбора товара (1ч)
Контрольная работа №2(1ч)
Семья и рынок
Экономические возможности семейного хозяйства(2ч)
Экономические связи семьи(1ч) Профессии членов твоей семьи и родственников (1ч)
Слайд 66Профильный профориентационный лагерь «Бизнес –сити»
Сроки: июнь 2014 г.
Количество охваченных детей: 45
Основные
мероприятия:
Работа в профильном лагере строилась по следующему механизму: участники были разделены на учебные фирмы, цель которых была в получении знаний бизнес-планирования, разработка бизнес-плана своей бизнес-идеи и использование знаний маркетинга для создания рекламного ролика своей продукции. Работа велась по следующим направлениям: юридические основы бизнеса, основы бухгалтерии, основы налогообложения, основы маркетинга.
Слайд 67Профильный профориентационный лагерь «Бизнес –сити»
Учащиеся знакомились со структурой бизнес-плана. Из множества
выдвинутых идей учащихся методом мозгового штурма были избраны наиболее реальные и менее затратные бизнес проекты. Первая команда выбрала бизнес проект по установке в Гусеве автоматов с различными напитками. Ребята выбрали название фирмы ООО «Бим Джус» и подготовили логотип своей фирмы. Вторая команда выбрала бизнес проект по оказанию услуг проведения бракосочетаний и аниматорства. Ребята выбрали название своей фирмы ООО «Свадьба без проблем» и подготовили логотип своей фирмы. Третья команда выбрала бизнес проект по оказанию ремонта бытовой техники. Ребята выбрали название своей фирмы ООО «Мир бытовых услуг» и подготовили логотип фирмы.
Слайд 68Профильный профориентационный лагерь «Бизнес –сити»
Занятия в лагере были ориентированы прежде
всего на использование интерактивных технологий на основе сотрудничества и предполагали отход от классно-урочной системы,
Игра «Зарегистрируй фирму»
Просмотр познавательных
фильмов
Игра «Налоговая
чехорда»
Слайд 69Профильный профориентационный лагерь «Бизнес –сити»
Встреча с налоговым инспектором
Знакомство с услугами банков
Знакомство
с услугами страхования
Слайд 70Профильный профориентационный лагерь «Бизнес –сити»
Для того чтобы создать свой стартовый капитал
из виртуальных денег, участники обучались разным навыкам творческого мастерства и создавали «товары» которые были проданы за виртуальные деньги на ярмарке
Слайд 71Профильный профориентационный лагерь «Бизнес –сити»
Защита бизнес-проектов
Слайд 72Профильный профориентационный лагерь «Бизнес –сити»
Результативность:
Формирование представлений у учащихся о некоторых
профессиях
Приобретение учащимися деловых качеств: умение работать в команде, общение с различными людьми, умение правильно выходить из стрессовых ситуаций, приобретение уверенности
Приобретение учащимися навыков бизнес-планирования
Демонстрация новых форм и методов организации летнего лагеря
Вовлечение в воспитательный процесс общественные организации