Слайд 1Мастер-класс
«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА»
Слайд 2Учитель остаётся учителем, пока он учится. (К.Ушинский)
Слайд 3Цель мастер–класса:
представление системы работы по технологии «Дебаты», обеспечивающих эффективное решение учебных
задач в рамках курса «Обществознание».
Задачи мастер-класса:
1) создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов;
2) демонстрация опыта работы;
3) научить приёмам организации и проведения дебатов в рамках уроков или внеклассных мероприятий
Слайд 4«Дебаты» — что это такое?
Интеллектуальная игра, в которой две команды,
обсуждая заданную тему, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного
тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики.
Слайд 5Использование дебатов в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации обучения, так
как достигается личностная значимость учебного материала для учащихся, наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого материала.
Слайд 6Технология «Дебаты» позволяет ученикам приобрести навыки и умения:
• логического и критического
мышления;
• концентрации на определенной проблеме;
• организации совместной деятельности;
• сбора и осмысления разнообразной информации;
• формирования и отстаивания собственной позиции;
• публичных выступлений;
• грамотного диалогического общения и взаимообучения.
Слайд 7 Технология позволяет решать следующие задачи:
- обучающие, так как способствуют
закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками;
- развивающие, так как способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей. Дебаты развивают логику критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения;
- воспитательные, так как способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы;
- коммуникативные, так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности.
Слайд 8Немного истории
Технология «Дебаты» создана на базе международной образовательной программы «Дебаты», основанной
в 1993 году Институтом «Открытое общество». Программа «Дебаты» – это технология, формирующая навыки критического мышления, умения действовать в новых непредсказуемых ситуациях, отстаивать свою позицию, быть терпимым к другим точкам зрения. Она успешно функционирует более чем в 30 городах России. Технология используется как форма или элемент урока и во внеурочной деятельности.
Слайд 9Этапы работы в технологии «Дебаты»
• Подготовка
• Выбор темы.
• Построение сюжета доказательств
•
Подбор аргументов
• Собственно дебаты
• Оглашение позиций (дискуссия)
• Раунд перекрестных вопросов
• Судейство
• Рефлексия
Слайд 10Действующие лица
Команды (состоят из игроков-спикеров) – утверждающие защищают тему, отрицающие –
опровергают.
Судьи – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции; ведут протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций; указывают сильные и слабые стороны выступления спикеров.
Таймкипер – следит за соблюдением регламента и правил игры.
Тренер (тьютор) – обычно учитель (реже – опытные ученики-дебатеры, прошедшие полный курс подготовки).
Слайд 11Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой
по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения.
Слайд 12Формулировка темы должна следовать определенным I принципам: тема дебатов должна формулироваться
в виде утверждения и не давать преимуществ ни одной из сторон, т.е. чтобы и сторона «за» и сторона «против» могли одинаково эффективно развивать свои аргументы. Пример, формулировка «Было ли нападение Германии на СССР в 1941 году внезапным?» является неправильной. Грамотно сформулированная тема может звучат так: «Нападение Германии на СССР в 1941 году было внезапным».
Слайд 13Примерные темы
«Свободная рыночная экономика – это превосходная вещь, но, чтобы она
работала, нужно очень много полиции»
(Н. Аксерон)
«В начале XX в. индустриальное развитие России было успешным» (экспресс-дебаты)
«Петровские реформы – прогрессивное явление в истории России» (п/о урок)
«Объединение русских земель вокруг Москвы – худший вариант централизации»
«Тургеневская девушка: миф или реальность»?
Самоубийство Катерины (по пьесе А. Островского «Гроза»). Сила духа или слабость характера?
Англомания: за и против (на уроках рус.языка)
Открытие управляемых ядерных реакций самое большое зло в истории человечества (физика)
Какая армия необходима России: по призыву или по контракту (ОБЖ)
Слайд 14Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к
своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников
Слайд 15Система аргументации.
Каждая команда для доказательства своей позиции создает систему аргументации,
то есть совокупность аспектов и аргументов в защиту своей точки зрения, представленных в организованной форме. С помощью аргументации команда пытается убедить судью, что ее позиция по поводу темы – наилучшая.
Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства – поддержки (цитаты, факты, статистические данные), доказывающие их позицию.
Слайд 16Перекрестные вопросы
Большинство видов (но не все) дебатов предоставляют каждому участнику
возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой называется «перекрестными вопросами». Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок противника. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.
Слайд 17Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров, а самый
главный принцип – «проигравших нет!»
Слайд 18Урок в 11 классе
Работа над эссе
«Демократия – самая плохая форма правления,
если не считать все остальные, которые время от времени подвергаются проверке» (У. Черчилль)
Слайд 19Эссе
«Очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в
свободной форме» (Толковый словарь иноязычных слов Л.П. Крысина)
«Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные» (Краткая литературная энциклопедия)
Слайд 20Эссе
Прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и
соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.
Слайд 21Алгоритм написания эссе
Восстановить алгоритм написания эссе
Слайд 22Алгоритм написания эссе
1. Внимательно прочитайте высказывание
2. Определите главную мысль высказывания
3. Приведите
аргументы за или против данного высказывания
Для каждого аргумента подберите термины, примеры, факты
Продумайте логическую связь между частями (условный план)
Придумайте вступление к рассуждению
Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили
Сформулируйте общий вывод работы
Слайд 24Сущность понятия «аргумент»
Аргумент- это суждение или совокупность суждений, которые что-то доказывают
или опровергают.
Аргументировать – приводить доводы, аргументы, доказывать.
Аргументация – способ рассуждения, обеспечивающий доказательность и убедительность выступления; совокупность аргументов в пользу чего-либо.
Слайд 25 Аргументы
Знания, полученные в курсе обществознания
Соответствующие понятия (теоретическое знание)
Факты общественной жизни
(эмпирическое знание)
Собственный жизненный опыт
(бытовой уровень)
Слайд 26Сущность понятия «аргумент»
Каким должен быть аргумент?
А-
Р-
Г-
У-
М-
Е-
Н-
Т-
Слайд 27Работа в группах
Составления аргументированного выступления (5 мин)
Выступление представителя от команды (4
мин)
Ринг перекрестных вопросов (2 мин. - на формулирование вопроса, 3 мин – на подготовку к ответу)
Экспертная группа подводит итоги
Критерии: уважение к оппонентам
логичность выступления
временной регламент
четкость и ясность заданного вопроса
Слайд 28Памятка участника обсуждения
- Все расположены к участию в дискуссии.
-
Никто не доминирует в беседе, и каждый имеет возможность высказаться.
- Нельзя критиковать людей, а только их идеи.
- Критика должна происходить без ярлыков и обидных высказываний.
- Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы и сосредоточено на определении собственной позиции.
- Должны быть учтены все предложенные мнения и подходы к проблеме.
- Строить аргументацию необходимо на бесспорных фактах и проверенных источниках.
- Поддерживается атмосфера дискуссии, необходимая для анализа альтернатив.
- Мы слушаем и слышим друг друга.
Слайд 29
«Демократия – самая плохая форма правления, если не считать все остальные,
которые время от времени подвергаются проверке» (У. Черчилль)
Во-первых
Во-вторых
Слайд 32«В школе нужно ввести форму педагогам»
Составления аргументированного выступления (4 мин)
Выступление представителя
от команды (3 мин)
Ринг перекрестных вопросов (2 мин. - на формулирование вопроса, 2 мин – на подготовку к ответу)
Подведение итогов экспертной группой
Слайд 33Рефлексия для учителей
1. Оцените свою деятельность во время проведения мастер-класса.
2. Была
ли достигнута цель?
3. Насколько применима данная технология в Вашей деятельности, сможете ли Вы её эффективно реализовывать?
Слайд 34Знакомы ли Вы с данной технологией?
Да Нет
Использовали ли Вы ее на своих уроках? Да Нет
Какие элементы данной технологии Вы сможете использовать в своей деятельности?______________________________________________________
Слайд 35Вместо заключения.
Профессиональные стагнации столь же опасны, что и профессиональные деформации.
Поэтому нужно двигаться вперед и развиваясь.