Слайд 1Модель измерительных материалов по обществознанию для 9-х классов
в 2020 году
(из
Слайд 2Содержательные блоки
Человек и общество
2. Сфера духовной культуры
3. Экономика
3. Социальная сфера
4. Сфера
политики и социального управления
5. Право
Слайд 3Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, проверяемые
заданиями экзаменационной работы
Знать/понимать:
1.1 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
1.2 сущность общества как формы совместной деятельности людей
1.3 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества
1.4. содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
Уметь:
2.1 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли
2.2 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия
2.3 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)
2.4 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах
2.5 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
2.6 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
2.7 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников)
Слайд 4Шкала пересчета суммарного первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку
по пятибалльной шкале
Слайд 5Задание 1
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при
описании политической сферы общества?
Страта; доход; власть; демократия; собственность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания
Оценивается 2 баллами
Слайд 6Задание 2
На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела
о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)
1) семейное законодательство
2) урок
3) школьники
4) семейная пара
Оценивается 1 баллом
Слайд 7Задание 3
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б.
В структуру общества входят сферы общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Оценивается 1 баллом
Слайд 8Задание 4
Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства.
Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?
1) начальном общем
2) основном общем
3) среднем общем
4) среднем профессиональном
Оценивается 1 баллом
Слайд 9Задание 5
Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А.
Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Оценивается 1 баллом
Слайд 10Задание 6
Совершеннолетнему Роману Р. пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент!
Ваша карта заблокирована, была попытка
несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк Д.».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р.?
Как ему правильно поступить в данной ситуации?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Оценивается 2 баллами
Слайд 11Задание 7
Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
труд
2) прибыль
3) налоги
4) заработная плата
Оценивается 1 баллом
Слайд 12Задание 8
В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая
дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?
1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.
2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.
3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.
4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.
Оценивается 1 баллом
Слайд 13Задание 9
Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
А. Проблема ограниченности ресурсов
может быть полностью решена современной наукой.
Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Оценивается 1 баллом
Слайд 14Задание 10
Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые
люди?
1) потребитель
2) избиратель
3) ученик средней школы
4) водитель
Оценивается 1 баллом
Слайд 15Задание 11
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Социальный конфликт всегда
приводит к негативным последствиям.
Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Оценивается 1 баллом
Слайд 17В стране Z власть принадлежит одной политической партии, которая ограничила права
граждан и стремится полностью контролировать их частную жизнь. Несмотря на регулярные выборы в парламент, он формируется только из членов этой партии. В стране господствует одна политическая идеология. На основе приведённых данных можно сделать вывод что Z – государство
1) демократическое
2) монархическое
3) федеративное
4) Тоталитарное
Оценивается 1 баллом
Задание 13
Слайд 18Верны ли следующие суждения о референдуме?
А. Референдум предполагает всенародное голосование по
важному для всего общества и каждого гражданина вопросу.
Б. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в утверждении органами государственной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Оценивается 1 баллом
Задание 14
Слайд 19Задание 15
Установите соответствие между правами и свободами человека и гражданина и
группами прав: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРУППЫ ПРАВ
ГРАЖДАНИНА
А) право на жизнь 1) гражданские (личные)
Б) право на участие в управлении делами 2) политические
государства 3) социально-экономические
В) свобода предпринимательской
деятельности
Г) свобода совести и вероисповедания
Д) право избирать и быть избранным
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Оценивается 2 баллами
Слайд 20Задание 16
Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,
1) поддерживаются силой
государства
2) регулируют поведение людей
3) опираются на силу общественного мнения
4) содержат образцы поведения
Оценивается 1 баллом
Слайд 21Задание 17
Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот
пример иллюстрирует прежде всего право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества
1) владеть
2) наследовать
3) пользоваться
4) распоряжаться
Оценивается 1 баллом
Слайд 22Задание 18
Верны ли следующие суждения о противодействии коррупции в РФ?
Противодействие коррупции
в Российской Федерации осуществляется на основе такого принципа, как
А. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
Б. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Оценивается 1 баллом
Слайд 23Задание 19
Учитель, раскрывая сущность человека, охарактеризовал черты, которые являются схожими у
человека и других живых существ, и черты, которые отличают человека от других живых существ.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) приспособление к условиям окружающей среды
2) способность к выдвижению целей и задач деятельности
3) инстинкты и рефлексы
4) сознание и речь
Оценивается 1 баллом
Задание 15
Слайд 24Задание 20
Вставьте пропущенное слово:
Слайд 25Задание 21
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста
и озаглавьте каждый из них.
Оценивается 2 баллами
Слайд 26Задание 22
Как автор описывает роль человека в производстве в XXI в.?
Какие качества, по его мнению, будут необходимы человеку? (Укажите любые два качества.)
Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? (Используя текст, укажите две причины.)
Оценивается 2 баллами
Слайд 27Задание 23
Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи?
Приведите два примера
таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.
Оценивается 3 баллами
Слайд 28Задание 24
Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие
знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.
Оценивается 2 баллами