Слайд 1Методическая разработка: Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: как писать задание №
29 (обществоведческое эссе)
Учитель истории и обществознания Кокашвили Валентина Ивановна
МАОУ «СОШ № 146 с углубленным изучение математики,
физики, информатики» г. Перми
Слайд 2 Эссе – это жанр письменного рассуждения на заданную тему.
Жанр и
понятие изобрел в XVI веке французский писатель и философ Мишель Монтень. «Essays» или в русском переводе «Опыты» – так он назвал сборник собственных рассуждений на разные темы.
Объединяет эти рассуждения амбиция автора судить обо всем от своего собственного имени.
Таким образом, эссе - небольшое по объему письменное высказывание от первого лица.
Слайд 3Написание эссе по обществознанию – сложное интегративное умение, содержит комплекс более
простых умений:
умение контекстно излагать информацию
умение наблюдать и осмыслять происходящие вокруг социальные процессы
умение выделять главное и обобщать
умение делать выводы
умение приводить примеры
умение аргументировать позицию
умение систематизировать и структурировать информацию и др.
Слайд 4Критерии оценивания эссе:
Раскрытие смысла высказывания (1 балл)
Теоретическое содержание мини-сочинения (2 балла)
Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов (1 балл)
Качество приводимых фактов и примеров (2 балла)
Таким образом, за это задание можно получить максимум 6 баллов.
Важнейший критерий – раскрытие смысла высказывания. Если смысл не раскрыт, то за задание ставится 0 баллов.
Слайд 5Структура эссе:
Раскрытие смысла высказывания
Аргументация за или против — теоретическая и фактическая
Вывод
Слайд 6Не рекомендуется писать:
Про выбранную для эссе область знаний (политика, философия,
экономика и пр.)
Об авторе высказывания
Актуальность проблемы
Фразу: «Я согласен с позицией автора». (Хотя позиция может быть обозначена)
Слайд 7Не учитывается:
Объем работы
Структура работы
Стиль работы
Грамматические ошибки
Моральная/идеологическая позиция
Слайд 8Как выбрать тему эссе?
Выбрать ту тему, которая понятна для вас, которая
ассоциируется с ведущим обществоведческим понятием. Если вы правильно поняли важное обществоведческое понятие, значит, вы раскроете тему верно.
Например, «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (А. Амбарцумян). Высказывание ассоциируется с обществоведческим понятием «научное познание».
Ученик может начать так эссе: Я согласна с автором высказывания и понимаю его мысль следующим образом: научное познание протекает сначала на эмпирическом уровне, а потом на теоретическом уровне. Автор имел в виду сущность научного познания. Раскрываем понятия: Научное познание – это … Эмпирический уровень – это … Теоретический уровень – это …
Слайд 9Как выбрать тему эссе?
Тема, вызывает у вас какую-то реакцию, не оставляет
вас равнодушным(-ой) (согласен/не согласен; понимаю о чем; так не бывает/абсолютно точно и т.п.)
Тема близка и знакома Вам из курса обществознания
Тема противоречит тому, что Вам известно из школьного курса
Слайд 10Пояснение к структуре эссе
Шаг 1: Раскрытие смысла высказывания
Шаг 2: Аргументация за или
против — теоретическая
Шаг 3: Фактическая аргументация
Шаг 4: Вывод
Слайд 11Шаг 1: Раскрытие смысла высказывания. Что значит раскрыть смысл?
Раскрыть смысл
– означает объяснить, что подразумевал или имел в виду автор в этом высказывании. Проще всего это сделать, поставив себя на место автора и подумав: почему я бы мог такое сказать? То есть, раскрыть смысл – значит ответить на вопрос «почему?». Раскрытия смысла высказывания необходимо изложить своими словами.
Слайд 12Полезный совет к шагу 1:
Тема высказывания должна быть сформулирована четко.
Можно начать эссе так: «В высказывании автор утверждает, что… ваша интерпретация». Исключайте слова автора, которые не имеете права переписывать и замените, например, существительные на свои глаголы или поменяв часть речи в словах – это и будет ваша интерпретация.
Например, «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)
В высказывании автор утверждает, что закон стоимости устанавливает зависимость трех понятий: спроса, предложения и цены.
Слайд 13Полезный совет к шагу 1:
На черновике или на первых порах
рекомендую нумеровать каждое предложение.
Не пишите сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Чтобы вы видели связь своей мысли. От простого к сложному.
Слайд 14Шаг 1: Раскрытие смысла высказывания. Что значит раскрыть смысл?
Например, «Человек
– животное политическое». (Аристотель, древнегреческий философ)
Раскрыть смысл его утверждения можно, задав себе вопрос – почему он так считал? Потому что древние греки жили в городах-полисах, где каждый считал себя частью одного целого. В полисах-города преобладала демократия, где решались основные вопросы на народных собраниях и, таким образом, благо полиса зависело от участия каждого отдельного индивида в общем деле, но благо каждого зависело от блага государства.
Из этого очевидно, что Аристотель указывает на то факт, что человек существо общественное, полисное.
Слайд 15Шаг 2: Теоретическая аргументация
Теоретическое содержание может начинаться с аргументации за
или против. Школьник может обозначить свою позицию, но не обязательно, т.к. за это баллы не дают.
Это ваша собственная позиция: «я согласен с тем, что… положения интерпретации…», «я не согласен с тем, что… положения интерпретации…» или «я согласен с тем, что… и не согласен с тем, что…».
Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему.
Слайд 16Полезный совет к шагу 2:
Ошибка учеников в том, что, когда
они пишут, что согласны с мнением автора, но не аргументируют в чем согласны. Значит, подробно и четко излагаете как вы понимаете мысль автора, конкретно прописывайте в чем согласны или в чем не согласны.
Иногда школьники фразу: «Я согласен с позицией автора / не согласен с позицией автора» пишут по шаблону, где нужно и где нельзя, следовательно, допускают ошибки.
Например, «Человек немыслим вне общества» Л. Толстой или «Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми» А.М. Яковлев. Что значит немыслим? Человек физически может существовать. Человек может уйти из общества (монахи-отшельники). Тут нельзя соглашаться с автором.
Слайд 17«Человек – животное политическое». Аристотель.
Правильная теоретическая аргументация
Например, к указанному высказыванию Аристотеля
в качестве теоретического положения можно привести следующее: Человек – это биосоциальное существо, его социальная составляющая заключается в общественных отношениях и социальных институтах, в которые он включен, а также в наличии личности – продукта социализации, чего лишены животные (далее желательно раскрыть что такое социальный институт, личность, социализация). Теоретическое содержание мини-сочинения предполагает использование соответствующей терминологии.
Слайд 18«Человек – животное политическое». Аристотель.
Другой вариант теоретического аргумента:
Древнегреческий ученый Аристотель
называл человека политическим, то есть общественным животным. Человек может жить только в обществе, вне общества — он никто. Общество создает человека. Если человека выгоняли из полиса, то он погибал. Человек становится человеком и позднее личностью в обществе и для него ценно не только рядом, ближнее окружение, но и всё общество в целом для него является высшей ценностью, где его благополучие зависит от государства, но и государство зависит от человека, который втягивается в политику. Нельзя себе представить человека без политики, так и нельзя представить политику без человека.
Слайд 19«Человек – животное политическое». Аристотель.
Теоретическая аргументация
Теоретическими положениями будут являться ссылки на
мысли других авторов, их изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой или положение различных теорий в обществознании. Но специально для эссе не надо заучивать цитаты ученых.
Например, высказывание К. Маркса «Человек – ансамбль социальных отношений» является теоретическим положением, подтверждающим мысль Аристотеля, называя тем самым, что в обществе человек социализируется, реализует свой потенциал.
Или, например, Аристотель говорил, что человек полисное животное, значит общественное, также высказывался и М. Вебер, подтверждая, что человек общественное существо, оказывает влияние на государственное управление.
Слайд 20Шаг 3: Фактическая аргументация
Согласно этому критерию должно быть приведено не менее
двух фактов/примеров. Это конкретные примеры из различных сфер общественной жизни, средств массовой информации (из данных СМИ… или как сообщают СМИ...), из вашего личного опыта, можно сослаться на кинофильм или материалы учебных предметов: истории (например, В.И Ленин принял 19.02.1918 году декрет о земле. Солон в таком-то веке создал законы, которые позволяют уважать законы), литературы, географии, экономики, искусства и даже материал из справочной литературы.
Фактические аргументы отличаются от теоретических положений тем, что это не общие положения обществознания, а конкретные примеры из истории, литературы, средств массовой информации и т.д.
Слайд 21Полезный совет к шагу 3
Не путайте факт с домыслом. Ученики очень
часто додумывают, что было бы, если… – это не факт, а домысел. Неправильный пример.
Например, …Наши социальные роли определяют ожиданиями других людей, мы можем видеть в политике. Если наши политики действуют так, как нам не нравится, то мы отвергаем таких политиков. Учеником не прописаны какие действия не нравятся? Каких политиков мы отвергаем?
Под качеством приводимых фактов и примеров подразумевается то, что они должны быть раскрыты, развернуты и пояснены (и явно соответствовать теме сочинения), а не просто озвучены. Нет конкретики, не засчитываются такие примеры при оценивании.
Слайд 22«Человек – животное политическое». Аристотель.
Фактическая аргументация
У любого нормального человека должно быть
и желание осуществить интересы, чтобы жизнь была лучше в стране, следовательно, мы участвуем в выборах президента страны, в Государственную думу, в местное самоуправление, принимаем участие в референдумах. Согласно Конституции России, всё это является непосредственным выражением власти народа.
Другой пример: Всё большую роль в обществе играют общественные добровольные объединения граждан, например, добровольная дружина патрулирует улицы и выявляет нарушителей или «Лига избирателей» готовит добровольцев-наблюдателей для контроля на президентских выборах.
Слайд 23Шаг 4: Обобщающий вывод.
В качестве вывода подойдут рассуждения о значимости проблемы, ее актуальности
и о последствиях игнорирования разных аспектов проблемы. (Следовательно, если …, то…)
Например, таким образом, нельзя себе представить человека без политики, так и нельзя представить политику без человека. Без участия в политике человек останется без прав и, в конечном итоге, не сможет свободно существовать.
Слайд 24Полезные советы:
Должно быть два фактических аргумента из разных областей плюс
теоретическое положение. За два фактических аргумента, не подкрепленных теорией обществознания, вам могут снять 2 балла из 6.
Соблюдайте деление на абзацы. Раскрыть смысл высказывания желательно в одном абзаце, состоящем из 3-5 предложений. Далее придерживайтесь правила: один аргумент — один абзац. Вывод также оформляется отдельным абзацем.
Вы можете не соглашаться с автором в постановке проблемы, но в таком случае ваши аргументы обязательно должны подтверждать вашу позицию.
Слайд 25Полезные советы:
Корректность использования понятий. Лучше привести 3-4 понятия, но лимита
на понятия нет.
Не надо превращать свою работу в словарь. Между понятиями должны быть связки мыслей.
Структура эссе должна быть логичной и последовательной, проблема — соотноситься с формулировкой темы, аргументы — раскрывать именно ту проблему, которую вы обозначили, а вывод — обобщать все вышеизложенное.
Соблюдайте правила грамматики, синтаксиса, стилистики русского языка, избегайте речевых ошибок и неверного словоупотребления. Если вы не уверены, что употребляете слово к месту, лучше переформулируйте предложение.
Слайд 26Возможная другая структура эссе:
29.1 Основная идея затронутой автором темы касается… (Смысл
данного высказывания заключается…)
Эта идея может быть раскрыта через несколько положений (аспектов).
29.2 + 29.4 (29.3) Вначале обратимся к вопросу: ….
Теперь обратимся к другому вопросу: ….
И третий вопрос: …
Таким образом, можно сделать следующий вывод: …
Такая структура раскрывает смысл высказывания по критерию, отражает все компоненты теоретического материала. Примеры и понятия у нас связаны с теорией и в конце эссе делается вывод.
Слайд 27Социология, социальная психология: «В ходе социализации личность выступает как субъект и
объект этого процесса» Н. Мельникова
29.1 – Взаимовлияние субъектов и объектов социализации
1. Что такое социализация?
Понятие
Факторы социализации
2. Что значит: «в ходе социализации личность выступает как субъект этого процесса?»
Личность как агент (субъект)
3. Что значит: «в ходе социализации личность выступает как объект этого процесса?»
Изменение самих агентов социализации в ходе социализации другого
Примеры: из собственных наблюдений (родители как субъекты и объекты социализации), из худ. Литературы
Вывод: Таким образом, можно согласиться с автором: действительно, в процессе социализации, воздействуя на другого человека, субъект социализации меняется и сам, приобретает новый опыт, знания, ценности.
Слайд 28Экономика: «Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает
«опасность», другой – «благоприятная возможность» Джон Кеннеди
29.1 – Сущность экономического кризиса и его последствия. (Смысл высказывания в том, что, с одной стороны, кризис в экономике нарушает сложившийся на рынке баланс, нарушает привычные связи между товаропроизводителями, продавцами и покупателями. Но, с другой, является возможностью, «оттолкнувшись от дна», на которое «опустилась» экономика страны, дать начало новому этапу ее развития. Приняв к сведению старые ошибки, совершить новый рывок вперед.)
1. Что представляет собой экономический кризис?
Циклические колебания в экономике
Фазы циклических колебаний
Причины экономических кризисов
Пример: Великая депрессия в США 1929-1939 гг.
2. Почем кризис – это «опасность»?
Негативные последствия экономического кризиса: безработица, производитель не может сбыть товар, инфляция
Пример: Джона Стейнбека «Гроздья гнева» (Экономический кризис описывает автор Д. Стейнбек в книге «Гроздья гнева», где показана жизнь американского общества в годы Великой депрессии: уничтожение произведенных товаров и другие экономические последствия кризиса.
3. Почему – это «благоприятная возможность»?
Положительные последствия экономического кризиса (В условиях кризиса страна повысить привлекательность продукции собственного производства для населения, сделала шаг вперед к экономической независимости от других стран)
Вывод: Таким образом, кризис – это не приговор, с ним нужно уметь бороться и оборачивать его себе на пользу.
Слайд 29Философия: «Гипотезы – это леса, которые возводят перед зданием и сносят,
когда здание готово; необходимы для работника; он не должен принимать леса за здание» И. Гёте»; «Наука – это кладбище гипотез» А. Пуанкаре.
29.1 - Роль гипотезы в научном познании; сущность гипотезы как формы научного познания (Смысл данного высказывания заключается в том, что в основе науки лежат множество гипотез, которые при дальнейшем изучении или же путем экспериментов могут оказаться ложными.)
1. Что такое гипотеза?
Гипотеза – метод научного познания
Свойства гипотезы:
1. Неопределенность истинного значения (иметь несколько предположений);
2. Направленность на раскрытие данного явления (всегда можно проверить);
3. Выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы;
4. Возможность выдвинуть «проект» решения проблемы.)
Роль гипотезы в научном исследовании
2. Почему «гипотеза – это леса…»?
Почему наука – «кладбище гипотез»?
(Примеры из истории, физики, химии, географии и др.)
Например, Мария Кюри изучала физические свойств радиоактивных веществ утверждала, что некоторые главные положения уже установлены, но большая часть выводов еще носит гадательный характер. Это высказывание М. Кюри свидетельствуют о появлении конкурирующих гипотез, когда какие-то гипотезы не доказаны наукой. Они умирают, становятся кладбищем.
Вывод: Гипотеза бесполезна, если нет способа подтвердить ее. Такая гипотеза умирает. Наука содержит в себе множество гипотез, обоснование которых ложится на плечи современных ученых.