Слайд 1Методы и формы научного познания
Слайд 3Научное познание - особый вид познаватеяьной деятельности, направленный на выработку объективных, системно
организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Слайд 4
Основные особенности научного познания
объективность добываемого знания
развитость понятийного аппарата
универсальность
проверяемость
высокий
уровень обобщения знаний
использование специальных способов и методов познавательной деятельности
рациональность,
связанная с непротиворечивостью доказательностью и системностью
Слайд 5Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования
любой феномен, может изучать все в человеческом мире - будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека.
Слайд 6Однако все, что наука делает своим предметом , она исследует со
стороны закономерностей и причин.
Слайд 7
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Слайд 8Уровни научного познания
Эмпири-
ческий
Теорети-ческий
Выявление объективных фактов, как правило со
стороны их очевидных
связей.
Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
Слайд 9
Формы научного познания.
Эмпирические
Теоретические
Научный факт
Эмпирический закон
Проблема
Гипотеза
Теория
Слайд 10
Научный факт (лат. factum - сделанное, совершившееся) - отражение объективного факта в
человеческом сознании, т.е. описание посредством некоторого языка.
Слайд 11Эмпирический закон - объективная, существенная, конкретно -всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями
и процессами.
Слайд 12Проблема - осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Слайд 13Проблема может быть теоретической или практической.
Научная проблема выражается в наличии противоположных
позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.
Слайд 14
Гипотеза (гр. hypothesis - основа, предположение) – научное предположение, сформулированное на основе
ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
Слайд 15В ходе проверни гипотезы превращаются в теории:
уточняются и конкретизируются, либо
отбрасываются как заблуждение.
Слайд 16Теория (гр. theoria - наблюдение, рассмотрение, исследование) - наиболее развитая форма научного
знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Слайд 17Структура теории
Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и
т.д.
Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
Идеализировнный объект данной теории.
Логика и методология, применяемые для построения теории.
Слайд 18
Ключевой элемент любой теории - закон, поэтому ее можно рассматривать как
систему законов.
Слайд 19Метод ( от гр. methooos - путь исследования) понимается как орудие, средство
познания . В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя) .
Слайд 20Методы эмпирического исследования
операциональный
экспериментальный
логико-математический (построение моделей)
систематическое наблюдение
сравнение
счет
измерение и т.п.
Слайд 21Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление
о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.
Слайд 22
Метод моделирования основан на изучении объекта по теоретической схеме.
Слайд 23Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на
его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления.
Слайд 24Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания
отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению.
Слайд 25Исторический и логический методы основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении исторического
и логического (изучая предмет логически, мы реконструируем его историю)
Слайд 26Интегрирующим научным методом, включающим в себя все предыдущие методы как моменты, является
метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Слайд 27 В процессе движения теоретической мысли можно выделить три этапа:
эмпирическое исследование непосредствен-но, чувственно-конкретно
данного предмета
этап восхождения от чувственно-конкретного к исходной абстракции, к познанию сущности предмета
этап возвращения к "покинутому" в процессе абстрагирова-ния предмету на основе знания его собственной сущности
Это теоретический системный метод, состоящий в таком движении мысли, которое ведет исследователя ко все более полному, всестороннему воспроизведению предмета.
Слайд 28таблица, координирующая принципы, формы и методы научного познания
Слайд 29Теоретичес-кие методы (основные)
Формали-зация
Аксиомати-ческий метод
структурный метод
Системный подход
Моделиро-вание
Идеализа-ция
Слайд 30Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формулами), что связано
с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.). Над формулами можно производить операции. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами.
Слайд 31Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее
основу кладутся некоторые исходные положения - аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства.
Слайд 32Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не
осуществимых в действительности ("точка", "идеальный газ" и т.п.). Идеализированный объект выступает как отражение реальных предметов и процессов.
Слайд 33Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на
другом объекте – модели.
Слайд 34Системный подход - рассмотрение объектов как систем.
Слайд 35Структурно-функциональный (структурный) метод строится на основе выделения в целостных системах их
структуры - совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли относительно друг друга
Слайд 36Важнейшие принципы диалектического метода
Объективность
Всесторонность
Конкретность
Историзм
Принцип противоречия
Слайд 37Таким образом, можно прийти к следующим выводам:
Наука - это сложное многогранное
общественное явление: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться
Наука стала использовать такой логический аппарат, который наиболее приспособлен для фиксации нового деятельностного подхода к анализу явлений действительности.
Все методы научного познания всегда используются в комплексе.
Слайд 38Вопросы и задания:
1. Что такое научное познание? Каковы его особенности?
2. Объясните понятия гипотезы,
теории.
3. Что понимается под терминами «метод»?
4. 5. Чем научное познание отличается от вненаучного познания?
5. Охарактеризуйте уровни научного познания.
6. Какие общелогические методы познания существуют? Дайте им характеристику.
7. Охарактеризуйте методы эмпирического научного познания.
8. Какие бывают методы теоретического научного познания?
9. Ф. Энгельс писал: «Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга». В чем проявляется взаимосвязь индуктивных и дедуктивных методов познания?
Слайд 39Источники:
https://www.google.ru/search?q=наука+картинки&
http://wiki.pskovedu.ru/index.php
http://togan1.narod.ru/poznanie/theme5.html
http://wiki.pskovedu.ru/index.php/Методы_научного_познания
http://compendium.su/social/vazhenin/19.html