Презентация, доклад к занятию по философии по теме Философская концепция человека - основа наук о человеке

Содержание

Цели занятия: дидактические: рассмотреть философские взгляды разных эпох относительно проблематики человека, его сущности и природы; продолжить формирование понятийно-категориального аппарата философских знаний; развивать у студентов умение самостоятельно мыслить, критически анализировать разные точки зрения на проблему; развивать

Слайд 1Тема занятия: «Философская концепция человека – основа наук о человеке»

Разработка преподавателя Плисенко Е.А.
Тема занятия:  «Философская концепция человека – основа наук о человеке»

Слайд 2 Цели занятия:

дидактические: рассмотреть философские взгляды разных эпох относительно проблематики человека, его

сущности и природы;
продолжить формирование понятийно-категориального аппарата философских знаний;
развивать у студентов умение самостоятельно мыслить, критически анализировать разные точки зрения на проблему;
развивать познавательную активность, умение строить диалог.
воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию, толерантное отношение к мнению других, умение грамотно общаться.
 



Цели занятия: дидактические: рассмотреть философские взгляды разных эпох относительно проблематики человека, его сущности и природы; продолжить

Слайд 3Эпиграф

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать,
и

ежели будешь разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потерял время».
Ф.М.Достоевский

Эпиграф    «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то

Слайд 4


ПРОБЛЕМА ЗАНЯТИЯ:
«Что такое человек?»
И. Кант


Слайд 51.1Тесты по теме «Научная, философская и религиозная картины мира». Выбрать правильный вариант

ответа:


1.Мы воспринимаем мир как совокупность убегающих вдаль горизонтов, и границы «мира как целого» всегда теряются в тумане. Эту особенность показал философ:
1) Карл Поппер
2)Эдмунд Гуссерль
3) Огюст Конт
4) Бертран Рассел




1.1Тесты по теме «Научная, философская и религиозная картины мира». Выбрать правильный вариант ответа:1.Мы воспринимаем мир как совокупность

Слайд 61.1Тесты по теме «Научная, философская и религиозная картины мира». Выбрать правильный вариант

ответа:


1.Мы воспринимаем мир как совокупность убегающих вдаль горизонтов, и границы «мира как целого» всегда теряются в тумане. Эту особенность показал философ:
1) Карл Поппер
2)Эдмунд Гуссерль
3) Огюст Конт
4) Бертран Рассел




1.1Тесты по теме «Научная, философская и религиозная картины мира». Выбрать правильный вариант ответа:1.Мы воспринимаем мир как совокупность

Слайд 7
2. Ньютоновско-картезианская парадигма господствовала в науке с Нового времени до начала

ХХ в.
Да Нет

2. Ньютоновско-картезианская парадигма господствовала в науке с Нового времени до начала ХХ в.

Слайд 8
2. Ньютоновско-картезианская парадигма господствовала в науке с Нового времени до начала

ХХ в.
Да Нет

2. Ньютоновско-картезианская парадигма господствовала в науке с Нового времени до начала ХХ в.

Слайд 9
3.Переход от классической к неклассической картине мира
начался на рубеже …

1)XIV-XV вв. 2) XIX-XX вв. 3) XVI-XVII вв. 4) XII-ХШ вв.



3.Переход от классической к неклассической картине мира начался на рубеже …  1)XIV-XV вв. 2) XIX-XX вв.

Слайд 10
3.Переход от классической к неклассической картине мира
начался на рубеже …

1)XIV-XV вв. 2) XIX-XX вв. 3) XVI-XVII вв. 4) XII-ХІІІ вв.



3.Переход от классической к неклассической картине мира начался на рубеже …  1)XIV-XV вв. 2) XIX-XX вв.

Слайд 11
4.В основе философских систем французских просветителей лежит ………………………. картина мира.

1) механистическая 2) мифологическая 3) релятивистская 4) религиозная
4.В основе философских систем французских просветителей лежит ………………………. картина мира.  1) механистическая 2) мифологическая 3) релятивистская

Слайд 12
4.В основе философских систем французских просветителей лежит ………………………. картина мира.

1) механистическая 2) мифологическая 3) релятивистская 4) религиозная
4.В основе философских систем французских просветителей лежит ………………………. картина мира.  1) механистическая 2) мифологическая 3) релятивистская

Слайд 135. Представление об окружающем мире, полученное человеком
на основе его опыта

жизнедеятельности и образования это:
1) групповая картина мира;
2) индивидуальная картина мира;
3) естественнонаучная картина мира;
4) научная картина мира;
5) общественная картина мира.
5. Представление об окружающем мире, полученное человеком на основе его опыта жизнедеятельности и образования это:  1)

Слайд 145. Представление об окружающем мире, полученное человеком
на основе его опыта

жизнедеятельности и образования это:
1) групповая картина мира;
2) индивидуальная картина мира;
3) естественнонаучная картина мира;
4) научная картина мира;
5) общественная картина мира.
5. Представление об окружающем мире, полученное человеком на основе его опыта жизнедеятельности и образования это:  1)

Слайд 156. Глобальный, всеохватывающий образ мира или представление
о нем, присущее определенной

исторической эпохе:
1) знание;
2) картина мира;
3) мировоззрение;
4) представление;
5) абсолютная истина.
6. Глобальный, всеохватывающий образ мира или представление о нем, присущее определенной исторической эпохе:  1) знание;

Слайд 166. Глобальный, всеохватывающий образ мира или представление
о нем, присущее определенной

исторической эпохе:
1) знание;
2) картина мира;
3) мировоззрение;
4) представление;
5) абсолютная истина.
6. Глобальный, всеохватывающий образ мира или представление о нем, присущее определенной исторической эпохе:  1) знание;

Слайд 177. Какой подход к осмыслению мира и человека включает в себя

вопрос: является ли мир (или Универсум) человекоразмерным?
1) теологический;
2) личностный;
3) естественнонаучный;
4) философский.

7. Какой подход к осмыслению мира и человека включает в себя вопрос: является ли мир (или Универсум)

Слайд 187. Какой подход к осмыслению мира и человека включает в себя

вопрос: является ли мир (или Универсум) человекоразмерным?
1) теологический;
2) личностный;
3) естественнонаучный;
4) философский.

7. Какой подход к осмыслению мира и человека включает в себя вопрос: является ли мир (или Универсум)

Слайд 19

8.Какой вариант неуместен, когда речь идет о структуре и
процессе получения

научной картины мира?
1)гипотезы
2)теории
3)эмоции и чувства
4)факты и их систематизация
8.Какой вариант неуместен, когда речь идет о структуре и процессе получения научной картины

Слайд 20

8.Какой вариант неуместен, когда речь идет о структуре и
процессе получения

научной картины мира?
1)гипотезы
2)теории
3)эмоции и чувства
4)факты и их систематизация
8.Какой вариант неуместен, когда речь идет о структуре и процессе получения научной картины

Слайд 21 Выбрать

правильные варианты ответа:


9. Для научной картины мира характерны...
1) безоговорочное влияние идей ведущих ученых;
2) истинное знание причин;
3) отождествление веры и знания;
4) эксперимент как основа получения картины мира.

Выбрать правильные варианты ответа:9. Для научной картины

Слайд 22 Выбрать

правильные варианты ответа:


9. Для научной картины мира характерны...
1) безоговорочное влияние идей ведущих ученых;
2) истинное знание причин;
3) отождествление веры и знания;
4) эксперимент как основа получения картины мира.

Выбрать правильные варианты ответа:9. Для научной картины

Слайд 23 Вставить пропущенный

термин:


10. Признание существования множественности миров
определяется термином …………….. .

Вставить пропущенный термин:10. Признание существования множественности миров определяется

Слайд 24 Вставить пропущенный

термин:


10. Признание существования множественности миров
определяется термином Универсум .

Вставить пропущенный термин:10. Признание существования множественности миров определяется

Слайд 25

11.Термины ЛОГОС, разум, гуманистический антропоцентризм
раскрывают сущность ………………. картины мира.

11.Термины ЛОГОС, разум, гуманистический антропоцентризм раскрывают сущность ………………. картины мира.

Слайд 26

11.Термины ЛОГОС, разум, гуманистический антропоцентризм
раскрывают сущность философской картины мира.

11.Термины ЛОГОС, разум, гуманистический антропоцентризм раскрывают сущность философской картины мира.

Слайд 27
12.Соотнесите картину мира с ее смысловым центром:
1)Обыденная

а) сфера человеческого и сфера
божественного;
2)Научная б) соотношение человека и мира;
3)Религиозная в) обесчеловеченная реальность;
4)Философская г) человек.
12.Соотнесите картину мира с ее смысловым центром:  1)Обыденная

Слайд 28

12.Соотнесите картину мира с ее смысловым центром:
1)Обыденная --

г) человек.
2)Научная -- в) обесчеловеченная реальность;
3)Религиозная -- а) сфера человеческого и сфера божественного;
4)Философская -- б) соотношение человека и мира;
12.Соотнесите картину мира с ее смысловым центром:  1)Обыденная --  г) человек.  2)Научная --

Слайд 29
13.Распределите предложенные характеристики между (А) религиоз - ной и (Б)философской картинами

мира:
1) исходит из удвоения мира на земной и небесный;
2) является теоретическим способом освоения мира;
3) знание имеет всеобщий и общий, универсальный характер;
4) абсолютное бытие не может быть познано рациональным путем;
5) человеческий разум способен подчинить себя вере в существование
Абсолюта.

13.Распределите предложенные характеристики между (А) религиоз - ной и (Б)философской картинами мира:  1) исходит из удвоения

Слайд 30
13.Распределите предложенные характеристики между (А) религиоз - ной и (Б)философской картинами

мира:
А - 1) исходит из удвоения мира на земной и небесный;
4) абсолютное бытие не может быть познано рациональным путем;
5) человеческий разум способен подчинить себя вере в существование
Абсолюта.
Б - 2) является теоретическим способом освоения мира;
3) знание имеет всеобщий и общий, универсальный характер;
13.Распределите предложенные характеристики между (А) религиоз - ной и (Б)философской картинами мира:  А - 1) исходит

Слайд 31

1.2 Терминологическая разминка.



Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, отношение к окружающей действительности и самому себе -- …………………

1.2

Слайд 32




Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, отношение к окружающей действительности и самому себе --

мировоззрение

Система

Слайд 33


Мировоззрение, мироощущение и поведение, определяемое верой в существование Бога …………..

Мировоззрение, мироощущение и поведение, определяемое верой в существование Бога …………..

Слайд 34


Мировоззрение, мироощущение и поведение, определяемое верой в существование Бога -- религия

Мировоззрение, мироощущение и поведение, определяемое верой в существование Бога -- религия

Слайд 35


Деятельность, связанная с выработкой теоретических знаний

о действительности ………………
Деятельность, связанная с выработкой теоретических знаний о действительности ………………

Слайд 36


Деятельность, связанная с выработкой теоретических знаний

о действительности -- наука
Деятельность, связанная с выработкой теоретических знаний о действительности -- наука

Слайд 37


Принятие чего–либо за истину без подтверждения, не

могущее претендовать на объективную реальность ………….
Принятие чего–либо за истину без подтверждения, не могущее претендовать на объективную реальность ………….

Слайд 38


Принятие чего–либо за истину без подтверждения, не

могущее претендовать на объективную реальность -- вера
Принятие чего–либо за истину без подтверждения, не могущее претендовать на объективную реальность --

Слайд 39

Особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение

верующих, придерживающихся этого вероисповедания …………
Особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания …………

Слайд 40

Особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение

верующих, придерживающихся этого вероисповедания -- конфессия
Особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания -- конфессия

Слайд 41

Система знаний о всеобщих закономерностях, которым подчинены природа, общество, мышление (сознание)

человека, а так же процесс познания ………………
Система знаний о всеобщих закономерностях, которым подчинены природа, общество, мышление (сознание) человека, а так же процесс познания

Слайд 42

Система знаний о всеобщих закономерностях, которым подчинены природа, общество, мышление (сознание)

человека, а так же процесс познания -- философия

.

Система знаний о всеобщих закономерностях, которым подчинены природа, общество, мышление (сознание) человека, а так же процесс познания

Слайд 43


ПРОБЛЕМА ЗАНЯТИЯ:
«Что такое человек?»
И. Кант


Слайд 44

Изучение нового материала


План
1. Философская антропология.
2. Концепции человека о его природе и сущности.
3.Биологическое, социальное и духовное в человеке.
4.Человек: индивид, индивидуальность, личность.


Слайд 45

1.Философская антропология.


Философская антропология (antropos - человек, logos - учение)– философское учение о природе и сущности человека.

«Что собой представляет человек?»
«Каково предназначение человека?»
«Зачем человек живет?»


«Человек - вечная проблема, которая вечно решается
и которая никогда не будет решена».
А.Ф. Лосев


Слайд 46

Макс Шелер (1874—1928)

«Задача философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений
единую систематическую теорию человека».

Человек — вне мира, он способен возвышаться над ним,
превосходить его.

Дом человека - не окружающий мир, а бесконечность.

Важное отличие человека от животного – это
способность к самосознанию, целостной оценке самого себя.

Макс Шелер (1874—1928)«Задача философской антропологии

Слайд 47 Гельмут Плеснер (1892—1985)

Человек в отличие от животных способен взглянуть на себя со стороны.

Место человека — не в себе, а вне себя вне центра своих переживаний, - эксцентрично.

Только философия, способная размышлять над невыразимым, может «ухватить» это «ничто» — вечно ускользающее месторасположение человека.

Гельмут Плеснер (1892—1985)  Человек в отличие от животных способен

Слайд 48 Арнольд Гелен (1904— 1976)
Считал человека

«недостаточным существом».

Его удел — вечная деятельность, преодоление себя, и остановка на этом пути равнозначна гибели человечества.

Арнольд Гелен (1904— 1976)Считал человека «недостаточным существом». Его удел — вечная

Слайд 49 2.Концепции человека о его

природе и сущности.

Природа человека

происхождение человека

врожденная сущность человека

Какие гипотезы о происхождении человека вам известны?
К какой гипотезе склоняетесь вы? Почему?

Главные, ведущие, определяющие характеристики человека, отличающие его от других форм бытия

2.Концепции человека о его природе и сущности.

Слайд 50

ТРИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДА К ЧЕЛОВЕКУ

Слайд 51


ПРОБЛЕМА ЗАНЯТИЯ:
«Что такое человек?»
И. Кант


Слайд 52 3. Биологическое, социальное и духовное в человеке.
Биологические начала – те признаки,

что присущи человеку как части животного мира, то, что роднит его с животными

Социальные начала – те признаки, которые отличают человека от любого животного, что дало ему взаимодействие с другими людьми.

3. Биологическое, социальное и духовное в человеке. Биологические начала – те признаки, что присущи человеку как

Слайд 54
Справедлива ли альтернатива, согласно которой человек есть животное, поскольку происходит

от животного, либо человек с самого начала отличается от животного, а по­этому у него нет ничего общего с животным?

Можно ли сделать односторонний вывод в определении сущности человека? Обоснуйте ответ.

Справедлива ли альтернатива, согласно которой человек есть животное, поскольку происходит от животного, либо человек с самого

Слайд 55Определите, о какой из сущностей человека идет речь в каждом высказывании:
 
Человек

без ног остаётся человеком, а петух без перьев человеком не станет.
Блез Паскаль
Человеком движут прежде всего побуждения, которых глазами не увидишь. Человека ведет дух.
Апулей
Человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о различной степени животности или человечности.
Фридрих Энгельс




Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше.
Уильям Шекспир
Человек становится человеком только среди людей.
Иоганнес Роберт Бехер
Человек – это единственное животное, которое должно работать.
Иммануил Кант

Человек – это двуногое животное без перьев и с плоскими когтями.
Платон
 

Определите, о какой из сущностей человека идет речь в каждом высказывании: Человек без ног остаётся человеком, а петух

Слайд 56 4.

Человек: индивид, индивидуальность, личность.

Мультидиалог:
Кто человек: субъект или продукт человеческой деятельности?
Что именно в человеке делает его человеком?

4. Человек: индивид, индивидуальность, личность. Мультидиалог:Кто человек:

Слайд 57

Проблемный вопрос: «Что такое Человек?»

Синквейн - это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое
отношение к проблеме.






Слайд 58Домашнее задание
1.Повторить материал урока по опорному конспекту.
2.Знать философские понятия по теме.
3.Разгадать

кроссворд «Проблема человека».
4.Подготовиться к семинару № 4 по теме: «Круг основных проблем философской антропологии» согласно методическим рекомендациям.

Литература:
1.Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 4-е изд., исправ. и доп. - М., 2009. - с. 294-314.
2.Основы философии: учебник для студ. учреждений СПО/ A.A. Горелов. -15-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2014. - с. 171-184.

Домашнее задание1.Повторить материал урока по опорному конспекту.2.Знать философские понятия по теме.3.Разгадать кроссворд «Проблема человека».4.Подготовиться к семинару №

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть