Слайд 1Тема занятия:
«Философская концепция человека – основа наук о человеке»
Разработка преподавателя Плисенко Е.А.
Слайд 2
Цели занятия:
дидактические: рассмотреть философские взгляды разных эпох относительно проблематики человека, его
сущности и природы;
продолжить формирование понятийно-категориального аппарата философских знаний;
развивать у студентов умение самостоятельно мыслить, критически анализировать разные точки зрения на проблему;
развивать познавательную активность, умение строить диалог.
воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию, толерантное отношение к мнению других, умение грамотно общаться.
Слайд 3Эпиграф
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать,
и
ежели будешь разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потерял время».
Ф.М.Достоевский
ПРОБЛЕМА ЗАНЯТИЯ:
«Что такое человек?»
И. Кант
Слайд 51.1Тесты по теме «Научная, философская и религиозная картины мира».
Выбрать правильный вариант
ответа:
1.Мы воспринимаем мир как совокупность убегающих вдаль горизонтов, и границы «мира как целого» всегда теряются в тумане. Эту особенность показал философ:
1) Карл Поппер
2)Эдмунд Гуссерль
3) Огюст Конт
4) Бертран Рассел
Слайд 61.1Тесты по теме «Научная, философская и религиозная картины мира».
Выбрать правильный вариант
ответа:
1.Мы воспринимаем мир как совокупность убегающих вдаль горизонтов, и границы «мира как целого» всегда теряются в тумане. Эту особенность показал философ:
1) Карл Поппер
2)Эдмунд Гуссерль
3) Огюст Конт
4) Бертран Рассел
Слайд 7
2. Ньютоновско-картезианская парадигма господствовала в науке с Нового времени до начала
ХХ в.
Да Нет
Слайд 8
2. Ньютоновско-картезианская парадигма господствовала в науке с Нового времени до начала
ХХ в.
Да Нет
Слайд 9
3.Переход от классической к неклассической картине мира
начался на рубеже …
1)XIV-XV вв.
2) XIX-XX вв.
3) XVI-XVII вв.
4) XII-ХШ вв.
Слайд 10
3.Переход от классической к неклассической картине мира
начался на рубеже …
1)XIV-XV вв.
2) XIX-XX вв.
3) XVI-XVII вв.
4) XII-ХІІІ вв.
Слайд 11
4.В основе философских систем французских просветителей лежит ………………………. картина мира.
1) механистическая
2) мифологическая
3) релятивистская
4) религиозная
Слайд 12
4.В основе философских систем французских просветителей лежит ………………………. картина мира.
1) механистическая
2) мифологическая
3) релятивистская
4) религиозная
Слайд 135. Представление об окружающем мире, полученное человеком
на основе его опыта
жизнедеятельности и образования это:
1) групповая картина мира;
2) индивидуальная картина мира;
3) естественнонаучная картина мира;
4) научная картина мира;
5) общественная картина мира.
Слайд 145. Представление об окружающем мире, полученное человеком
на основе его опыта
жизнедеятельности и образования это:
1) групповая картина мира;
2) индивидуальная картина мира;
3) естественнонаучная картина мира;
4) научная картина мира;
5) общественная картина мира.
Слайд 156. Глобальный, всеохватывающий образ мира или представление
о нем, присущее определенной
исторической эпохе:
1) знание;
2) картина мира;
3) мировоззрение;
4) представление;
5) абсолютная истина.
Слайд 166. Глобальный, всеохватывающий образ мира или представление
о нем, присущее определенной
исторической эпохе:
1) знание;
2) картина мира;
3) мировоззрение;
4) представление;
5) абсолютная истина.
Слайд 177. Какой подход к осмыслению мира и человека включает в себя
вопрос: является ли мир (или Универсум) человекоразмерным?
1) теологический;
2) личностный;
3) естественнонаучный;
4) философский.
Слайд 187. Какой подход к осмыслению мира и человека включает в себя
вопрос: является ли мир (или Универсум) человекоразмерным?
1) теологический;
2) личностный;
3) естественнонаучный;
4) философский.
Слайд 19
8.Какой вариант неуместен, когда речь идет о структуре и
процессе получения
научной картины мира?
1)гипотезы
2)теории
3)эмоции и чувства
4)факты и их систематизация
Слайд 20
8.Какой вариант неуместен, когда речь идет о структуре и
процессе получения
научной картины мира?
1)гипотезы
2)теории
3)эмоции и чувства
4)факты и их систематизация
правильные варианты ответа:
9. Для научной картины мира характерны...
1) безоговорочное влияние идей ведущих ученых;
2) истинное знание причин;
3) отождествление веры и знания;
4) эксперимент как основа получения картины мира.
правильные варианты ответа:
9. Для научной картины мира характерны...
1) безоговорочное влияние идей ведущих ученых;
2) истинное знание причин;
3) отождествление веры и знания;
4) эксперимент как основа получения картины мира.
Слайд 23 Вставить пропущенный
термин:
10. Признание существования множественности миров
определяется термином …………….. .
Слайд 24 Вставить пропущенный
термин:
10. Признание существования множественности миров
определяется термином Универсум .
Слайд 25
11.Термины ЛОГОС, разум, гуманистический антропоцентризм
раскрывают сущность ………………. картины мира.
Слайд 26
11.Термины ЛОГОС, разум, гуманистический антропоцентризм
раскрывают сущность философской картины мира.
Слайд 27
12.Соотнесите картину мира с ее смысловым центром:
1)Обыденная
а) сфера человеческого и сфера
божественного;
2)Научная б) соотношение человека и мира;
3)Религиозная в) обесчеловеченная реальность;
4)Философская г) человек.
Слайд 28
12.Соотнесите картину мира с ее смысловым центром:
1)Обыденная --
г) человек.
2)Научная -- в) обесчеловеченная реальность;
3)Религиозная -- а) сфера человеческого и сфера божественного;
4)Философская -- б) соотношение человека и мира;
Слайд 29
13.Распределите предложенные характеристики между (А) религиоз - ной и (Б)философской картинами
мира:
1) исходит из удвоения мира на земной и небесный;
2) является теоретическим способом освоения мира;
3) знание имеет всеобщий и общий, универсальный характер;
4) абсолютное бытие не может быть познано рациональным путем;
5) человеческий разум способен подчинить себя вере в существование
Абсолюта.
Слайд 30
13.Распределите предложенные характеристики между (А) религиоз - ной и (Б)философской картинами
мира:
А - 1) исходит из удвоения мира на земной и небесный;
4) абсолютное бытие не может быть познано рациональным путем;
5) человеческий разум способен подчинить себя вере в существование
Абсолюта.
Б - 2) является теоретическим способом освоения мира;
3) знание имеет всеобщий и общий, универсальный характер;
1.2 Терминологическая разминка.
Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, отношение к окружающей действительности и самому себе -- …………………
Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, отношение к окружающей действительности и самому себе --
мировоззрение
Слайд 33
Мировоззрение, мироощущение и поведение, определяемое верой в существование Бога …………..
Слайд 34
Мировоззрение, мироощущение и поведение, определяемое верой в существование Бога -- религия
Слайд 35
Деятельность, связанная с выработкой теоретических знаний
о действительности ………………
Слайд 36
Деятельность, связанная с выработкой теоретических знаний
о действительности -- наука
Слайд 37
Принятие чего–либо за истину без подтверждения, не
могущее претендовать на объективную реальность ………….
Слайд 38
Принятие чего–либо за истину без подтверждения, не
могущее претендовать на объективную реальность -- вера
Слайд 39
Особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение
верующих, придерживающихся этого вероисповедания …………
Слайд 40
Особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение
верующих, придерживающихся этого вероисповедания -- конфессия
Слайд 41
Система знаний о всеобщих закономерностях, которым подчинены природа, общество, мышление (сознание)
человека, а так же процесс познания ………………
Слайд 42
Система знаний о всеобщих закономерностях, которым подчинены природа, общество, мышление (сознание)
человека, а так же процесс познания -- философия
.
ПРОБЛЕМА ЗАНЯТИЯ:
«Что такое человек?»
И. Кант
Изучение нового материала
План
1. Философская антропология.
2. Концепции человека о его природе и сущности.
3.Биологическое, социальное и духовное в человеке.
4.Человек: индивид, индивидуальность, личность.
1.Философская антропология.
Философская антропология (antropos - человек, logos - учение)– философское учение о природе и сущности человека.
«Что собой представляет человек?»
«Каково предназначение человека?»
«Зачем человек живет?»
«Человек - вечная проблема, которая вечно решается
и которая никогда не будет решена».
А.Ф. Лосев
Макс Шелер (1874—1928)
«Задача философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений
единую систематическую теорию человека».
Человек — вне мира, он способен возвышаться над ним,
превосходить его.
Дом человека - не окружающий мир, а бесконечность.
Важное отличие человека от животного – это
способность к самосознанию, целостной оценке самого себя.
Слайд 47 Гельмут Плеснер (1892—1985)
Человек в отличие от животных способен взглянуть на себя со стороны.
Место человека — не в себе, а вне себя вне центра своих переживаний, - эксцентрично.
Только философия, способная размышлять над невыразимым, может «ухватить» это «ничто» — вечно ускользающее месторасположение человека.
Слайд 48 Арнольд Гелен (1904— 1976)
Считал человека
«недостаточным существом».
Его удел — вечная деятельность, преодоление себя, и остановка на этом пути равнозначна гибели человечества.
Слайд 49
2.Концепции человека о его
природе и сущности.
Природа человека
происхождение человека
врожденная сущность человека
Какие гипотезы о происхождении человека вам известны?
К какой гипотезе склоняетесь вы? Почему?
Главные, ведущие, определяющие характеристики человека, отличающие его от других форм бытия
ТРИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДА К ЧЕЛОВЕКУ
ПРОБЛЕМА ЗАНЯТИЯ:
«Что такое человек?»
И. Кант
Слайд 52
3. Биологическое, социальное и духовное в человеке.
Биологические начала – те признаки,
что присущи человеку как части животного мира, то, что роднит его с животными
Социальные начала – те признаки, которые отличают человека от любого животного, что дало ему взаимодействие с другими людьми.
Слайд 54
Справедлива ли альтернатива, согласно которой человек есть животное, поскольку происходит
от животного, либо человек с самого начала отличается от животного, а поэтому у него нет ничего общего с животным?
Можно ли сделать односторонний вывод в определении сущности человека? Обоснуйте ответ.
Слайд 55Определите, о какой из сущностей человека идет речь в каждом высказывании:
Человек
без ног остаётся человеком, а петух без перьев человеком не станет.
Блез Паскаль
Человеком движут прежде всего побуждения, которых глазами не увидишь. Человека ведет дух.
Апулей
Человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о различной степени животности или человечности.
Фридрих Энгельс
Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше.
Уильям Шекспир
Человек становится человеком только среди людей.
Иоганнес Роберт Бехер
Человек – это единственное животное, которое должно работать.
Иммануил Кант
Человек – это двуногое животное без перьев и с плоскими когтями.
Платон
Человек: индивид, индивидуальность, личность.
Мультидиалог:
Кто человек: субъект или продукт человеческой деятельности?
Что именно в человеке делает его человеком?
Проблемный вопрос: «Что такое Человек?»
Синквейн - это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое
отношение к проблеме.
Слайд 58Домашнее задание
1.Повторить материал урока по опорному конспекту.
2.Знать философские понятия по теме.
3.Разгадать
кроссворд «Проблема человека».
4.Подготовиться к семинару № 4 по теме: «Круг основных проблем философской антропологии» согласно методическим рекомендациям.
Литература:
1.Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 4-е изд., исправ. и доп. - М., 2009. - с. 294-314.
2.Основы философии: учебник для студ. учреждений СПО/ A.A. Горелов. -15-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2014. - с. 171-184.