Разработал: учитель истории
МОУ «СОШ № 4»
с. Красного
Третьякова Елена Николаевна
Урок по обществознанию в 11 классе
Слайд 2Несколько правил, которые нужно выполнять:
В группе все равны, можно высказать любое
мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.
Говорит один, все слушают не перебивая.
Нельзя молчать, выполняя обсуждение вопроса в группе, и повторять ответ товарища.
Слайд 3Какие вы смотрите передачи?
Легко ли быть молодым?
Кому на Руси жить
хорошо?
Когда наступит весна?
«Заговори, чтобы я тебя увидел».
Сократ
Слайд 4Прочитайте предложения
а) Гражданин СССР Ю. А. Гагарин совершил первый в мире
полет человека в космос.
б) Гражданка Афанасьева, Вас просят пройти в жилконтору.
в) Такое отношение к уплате налогов характеризует вас как гражданина.
г) Граждане, передавайте деньги за проезд.
Слайд 5 Тема урока:
«Я –
гражданин России»
урока:
обобщить знания о гражданских и политических правах, выяснить зависит ли от уровня правосознания людей становление гражданского общества; сформировать представление об основных компонентах личности гражданина; умение отстаивать свою точку зрения; способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма, гражданской позиции.
Слайд 7Обсуждение проблемы:
Kaк правильно решить вопрос: государство существует для гражданина или
гражданин - для государства?
Чем «гражданин» отличается от «человека»?
Есть ли связь между усилиями граждан и благополучием страны?
Слайд 8Древнегреческий историк Фукидид говорил:
«Одни и те же люди у нас
одновременно бывают заняты делами и частными и общественными. Однако и остальные граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбираются в политике. Ведь только мы признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, не благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем.
Слайд 9Вывод:
Гражданин – это, прежде всего, лицо, наделенное политическими и иными
правами и обязанностями, поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.
Гражданин является участником политической и правовой жизни общества.
Государство обращает свои законы к гражданину, оно обязано защищать гражданина
Слайд 10Обсуждение в группах вопроса о гражданстве
А) Могут ли американец или китаец,
приехавшие в Россию по туристической путевке, принять участие в выборах в Федеральное Собрание России?
Б) Какого права они лишены?
В) Могут ли иностранцы служить в Армии?
Г) Почему большинство людей стремятся получить гражданство?
Слайд 11П р а к т и ч е с к и
е
з а д а н и я в г р у п п а х
Слайд 12Задание 1 группе
_ Проанализируйте приведенное ниже определение понятия «гражданин»:
Г р
а ж д а н и н - самостоятельный, сознающий себя таковым член общества, обладающий правами и несущий ответственность за все свои поступки и действия.
_ Как вы думаете, отвечает ли данное определение современным правовым представлениям о гражданине? Аргументируйте свой ответ
Слайд 13Задание 2 группе
Гражданство есть один из видов (форм) связи человека с
государством. Причем правоведы всегда подчеркивают, что гражданство означает не только пассивную принадлежность к государству.
- Приведите аргументы, которые могли бы подтвердить мысль о том, что гражданство предполагает также активную связь человека с государством.
Слайд 14Задание 3 группе
Гражданство устанавливает правовую связь между человеком и
государством. Это означает, что гражданин и государство берут на себя определенные обязанности по отношению друг к другу.
- В чем состоят обязанности гражданина перед государством?
- Государства - перед своими гражданами?
Слайд 15Выберите правильные утверждения из приведенных ниже:
а) гражданин России
может быть лишен гражданства за совершенные против государства действия;
б) человек приобретает гражданства па факту рождения на территории России;
в) гражданином России становятся ее жители, достигшие 18летнего возраста;
г) гражданин России не может быть выслан за пределы страны и лишен гражданства;
д) гражданство России приобретается с получением паспорта;
е) гражданин России имеет право на двойное гражданство.
Слайд 16Дискуссия
Прочитав дополнительные материалы, выскажите свое мнение, отвечая на вопрос:
Кто такой
гражданин? Способен ли гражданин защититься от враждебного государства? Каким образом?
Слайд 17Самостоятельная работа в рабочих листах
Слайд 18Проверка для 1 группы
Только-только родился человек, а закон уже признает его
основные права и свободы (ст. 17), среди которых - право на жизнь (ст. 20), на достоинство личности, свободу от пыток, насилия (ст. 21). Он уже может быть законным частным собственником имущества, ему гарантируется право наследования (ст. 35). Он и его мама находятся под защитой государства (ст. 38).
Подрос человек, и насущными становятся другие гражданские права: на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), на неприкосновенность частной жизни (ст. 23), на неприкосновенность жилища (ст. 25), на свободное передвижение по стране и «въезд-выезд» (ст. 27) и др.
Слайд 19Проверка для 2 группы
Представьте, что ваши права оказались грубо нарушенными. Куда
обратиться за помощью? Конечно, в суд. В связи с этим статья 46 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. А статья 47 предусматривает суд присяжных (наиболее объективную форму рассмотрения судебных дел).
Вы сами не в состоянии защищать свою позицию в cyдe ?
В этом случае вам гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). Разумеется, хорошим подспорьем в деле установления справедливости оказывается принцип презумпции невиновности (ст. 49). Нелишне отметить, что наконец-то и у нас возобладала цивилизованная норма права, позволяющая родственникам не свидетельствовать друг против друга (ст. 51).
Случается так, что человек в результате ошибок следствия или суда бывает невинно осужден. На этот случай предусмотрено возмещение государством причиненнoго ему вреда (ст. 53).
Слайд 20Проверка для 3 группы
Если человек является гражданином России, то:
– это
значит имеет права, установленные юридическими нормами;
– получая от государства гарантии соблюдения прав, должен быть ему в чем-то обязанным (например, обязан соблюдать законы государства, платить налоги ).
Политические права и свободы: право избираться и быть избранным в государственные представительные органы и органы самоуправления, право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций.
Социально-экономические: право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на социальную защиту, право на жилище, на образование, на труд.
Гражданские права: право на жизнь, на достоинство личности, на свободу и личную неприкосновенность,
Государство обязано гарантировать соблюдение всех прав и свобод.
Слайд 22Разбор ситуаций в группах
«Юридическая консультация»
Слайд 23Ситуация для 1 группы
15-летняя Ольга как-то заявила своим родителям: «Вы обязаны
обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Рита, заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу». Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Риты. В ответ Ольга процитировала ст. 27 Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
– Права ли Ольга? Оцените ее поведение с нравственно-правовых позиций.
Слайд 24Ситуация для 2 группы
Супруги Вадим и Елена решили развестись. Начался раздел
имущества, в ходе которого возник спор из-за садового участка, домика на нем и мотоцикла. Мотоцикл был приобретен Вадимом до брака. Садовый участок достался Елене в наследство от матери, на общие семейные средства на участке был построен небольшой домик.
Определите судьбу спорных вещей.
Слайд 25Ситуация для 3 группы
Гражданин К. в состоянии опьянении совершил в вагоне
метро хулиганские действия: грубо бранился, сильно ударил одного из пассажиров, сделавшего ему замечание; правонарушитель был задержан работником милиции. Проспавшись, он заявил, что был сильно пьян и ничего не помнит.
Как будет расценено в суде это обстоятельство? Квалифицируйте действия гражданина К. с точки зрения норм права.
Слайд 26Викторина:«Знаешь ли ты закон?»
О каком понятии идет речь?
1. Обязательный
для исполнения нормативный акт, принятый высшим представительным органом власти.
2. Государство, в котором закон имеет верховенство над властью.
З. Действующие в обществе нормы поведения, наказанием за нарушение которых выступает общественное порицание или угрызения совести.
4. Основной закон государства.
.
5. Политическая и правовая принадлежность человека к гражданам того или иного государства.
б. Общественно опасное; виновное, предусмотренное Уголовным кодексом деяние.
7. Отрасль права, нормы которой регулируют отношения в сфере государственного управления.
8. Отрасль права, нормы которой регулируют имущественные и личные неимущественные отношения физических и юридических лиц.
9. Отрасль права, нормы которой регулируют отношения, возникающие между работником и работодателем.
Слайд 27Викторина:
«Знаешь ли ты закон?»
Ответьте на вопросы:
10. С какого возраста
гражданин России подлежит административной ответственности?
11. С какого возраста гражданин России подлежит уголовной ответственности за отдельные, особо опасные преступления?
12. С какого возраста в Российской Федерации наступает полная дееспособность?
13. Как называется способность лица своими действиями приобретать гражданские права и создавать обязанности?
.
14. Как называется возможность лица иметь гражданские права и нести обязанности?
Слайд 28Викторина:
«Знаешь ли ты закон?»
15. Назовите вид преступления.
Нападение в целях
хищения чужого имущества, соединенное с насилием, опасным для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению, или угрозой такого насилия.
16. Назовите вид преступления.
Открытое хищение имущества, совершенное без насилия или с насилием, неопасным для жизни и здоровья потерпевшего.
17. Назовите принцип, в соответствии с которым лицо, подозреваемое в преступлении, не считается виновным до судебного приговора и не обязано доказывать свою невиновность.
Слайд 29Игра «Свободный микрофон»
Выскажите свой взгляд на следующие вопросы:
Как
вы считаете, в современной России создано гражданское общество?
Может ли функционировать гражданское общество вне рамок правового государства?
Слайд 30Человек не должен жаловаться на
времена ,
из этого ничего не выходит.
Время дурное: ну что ж, на это
и человек, чтобы улучшить его.
Т. Карлейль.
Слайд 31Рефлексия
1. Достигли ли поставленной цели?
2. Что оказалось самым сложным?
3.Что радует,
удивляет, наводит на размышления, настораживает в содержании дискуссии?
Слайд 32Задание на дом
Написать эссе на темы:
«Я – гражданин России»
«Россия для
русских или Россия для россиян?»