Слайд 1ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО
Кафедра общественных дисциплин
Проект урока обществознания
(по кейс-технологии)
«Трудовые правоотношения»
9 класс
Родионово-Несветайский район
2015 год
Слайд 2Творческая группа
Родная Ольга Владимировна, учитель русского языка, литературы, обществознания МБОУ «Дарьевская
СОШ»
Архипова Мария Петровна, учитель истории и обществознания МБОУ «Дарьевская СОШ»
Мартынова Марина Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ « Каменно-Бродская ООШ»
Ширина Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»
Слайд 3Цель урока
Создать условия для развития личностных функций обучающихся:
субъектной позиции ученика в
решении практических ситуаций, связанных с трудовыми правоотношениями;
способность решать жизненные ситуации с точки зрения права.
Слайд 4Задачи урока
В результате урока учащиеся смогут:
Предметные результаты:
Называть основные права и обязанности
работника и работодателя.
Определять особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних от 14 до 18 лет
Слайд 5Личностные результаты:
Задуматься о необходимости изучения Трудового Кодекса РФ для дальнейшей
успешной трудовой деятельности;
Высказывать точку зрения о важности труда для общества.
Слайд 6Метапредметные результаты
Регулятивные:
самостоятельно извлекать информацию из статей ТК РФ;
оценивать и
интерпретировать полученную информацию.
Познавательные:
анализировать предложенные ситуации с точки зрения трудовых правоотношений
применять полученные теоретические знания для решения практических задач.
принимать решения с целью предотвращения ошибок в будущей трудовой деятельности
Коммуникативные:
продуктивно общаться и взаимодействовать в совместной деятельности, учитывать позиции другого;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
представлять результаты исследования.
Слайд 7Основная идея урока
Знание трудовых правоотношений будут способствовать успешной трудовой деятельности.
Слайд 8Структура урока по кейс-технологии
Слайд 9Оборудование
Проектор
Слайдовая презентация
Кейсы по трудовому праву
Слайд 11Конституция РФ
Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать
род деятельности и профессию, труд свободен.
Как вы понимаете данное положение
Конституции РФ?
Слайд 13Кейс 1
Задача:
Заключая трудовой договор с 16-летним Ивановым, работодатель потребовал
от него следующие документы: паспорт, справку о состоянии здоровья, характеристику с училища, трудовую книжку.
Вопрос:
Прав ли работодатель?
Какие требования работодателя противоречат Трудовому Кодексу?
Можно ли с Иваном заключить трудовой договор?
Трудовой кодекс РФ , Ст. 63., Ст.65.
Слайд 14Кейс 2
Задача
В отделе кадров завода «Калибр» всем устраивающимся на работу предлагают
заполнить анкету. В анкете есть следующие пункты:
-фамилия, имя, отчество;
-год рождения;
-место жительства;
-национальность;
-образование;
-ранее выполняемая работа.
Вопрос:
Не нарушает ли какой-либо пункт анкеты права граждан, и если да, то какой и почему?
Конституция РФ, Гл. 2., Ст. 19.
Трудовой кодекс РФ, Ст. 3.
Слайд 15Кейс 3
Задача
Граждане Потехин и Михальчук договорились с директором магазина
о приеме их на работу грузчиками, сдали администрации трудовые книжки и другие документы и на следующий день вышли на работу. Проработав две недели, они узнали, что приказ о приеме на работу не издан, а директор магазина, к которому они обратились за разъяснениями, заявил им, что в их услугах больше не нуждается.
Вопрос
Правомерны ли действия директора магазина? Аргументируйте свой ответ.
Могут ли Потехин и Михальчук настаивать на заключении с ними трудового договора? Дайте юридически обоснованный ответ.
Трудовой кодекс РФ, Ст.16., Ст.68.
Слайд 16Кейс 4
Задача.
Коллективом мастерской по ремонту бытовой техники
был заключен договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности. Утром после выходного дня обнаружилось, что полка, на которой лежала техника заказчиков, упала и корпуса печей СВЧ, кухонных комбайнов, утюгов и т. п. восстановлению не подлежат. Общая сумма ущерба, возникшего вследствие необходимости приобретения запасных частей, составила 60 тыс. руб. Было составлено соглашение, по которому сумма ущерба распределяется между одиннадцатью работниками в равных частях. Однако трое работников отказались подписывать данное соглашение: при этом двое не признали своей вины в причинении ущерба, а третий заявил, что ему еще нет 18 лет, его заработная плата составляет всего 3 тыс. руб.
Вопрос:
Прав ли работодатель, требуя возместить ущерб?
Как поступить работодателю в случае отказа кого-либо из членов коллектива от участия в возмещении ущерба?
Как взыскать ущерб в приведенной ситуации?
Трудовой кодекс РФ, Ст.245.
Слайд 17Кейс 5
Задача.
После окончания школы 17-летние Наташа, Петя и Катя
решили устроиться на высокооплачиваемую работу: Катя – танцовщицей в казино, Петя – грузчиком на вокзал, Наташа – продавцом в табачный киоск.
Вопрос:
У кого из ребят больше шансов найти работу? Аргументируйте свой выбор.
Дайте совет ребятам, куда пойти работать.
Куда можно обратиться по вопросам трудоустройства?
Трудовой кодекс РФ, Ст. 265., Ст. 268.
Слайд 18Критерии оценивания учебной деятельности.
Слайд 19Литература
Конституция РФ;
Трудовой Кодекс РФ;
«Обществознание 9-11 класс. Практикум по праву. Задачи, схемы,
тренинги, правовые ситуации, проблемные задания/ авт-сост.: С.А.Зинина, Т.А.Корнева, Т.А.Шарова – М.: Планета, 2012 г.