Слайд 1Преступление и его соста
Урок обществознания в 9 кл.
Автор: учитель истории и
обществознания МБОУ ДР «Дубовская СОШ №1»
Воловоденко Е.В.
Слайд 2Случай в тайге.
Это произошло более двух десятков лет тому назад в
глубокой тайге, у быстрой реки, где по соседству работали две геологические партии.
Участник одной из экспедиций Петров, умываясь утром на реке, услышал на противоположном берегу треск кустов, а затем сквозь дымку тумана различил неясный черный силуэт. Медведь? Наверняка медведь! Кто же еще? Медведи в последние дни стали часто наведываться к геологам.
Петров бросился за своим товарищем Широковым, оба схватили ружья (ружья у них были одинаковые, купленные в одном магазине) и, прибежав на берег, не раздумывая выстрелили одновременно в темное пятно, видневшееся в тумане.
Финал этого происшествия трагичен. На другом берегу был не медведь, а человек – начальник соседней геологической партии Копылов, возившийся в кустах с большой рыбой.
Слайд 3Тема урока: Преступление
и его состав
Цель: После изучения темы мы будем
Знать - что такое преступление, его основные признаки.
Уметь - анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;
Понимать - опасность некоторых поступков людей, неотвратимость ответственности за их совершение.
Слайд 4План урока
1. Понятие преступления
2. Признаки преступления
3. Состав преступления
Слайд 5Вопрос к тексту :
Почему вы решили, что речь идет о преступлении?
Найдите
в тексте эти отличия.
Запишите
Слайд 6Признаки преступления
Общественная опасность;
Противоправность деяния, т.е. запрещение деяния уголовным законом;
Виновность;(умысел и неосторожность)
Наказуемость.
Слайд 7Понятие преступления
«Преступление – это запрещенное уголовным законом деяние(действие или бездействие), причиняющее
вред личности, обществу и государству»
УК. Статья 14.
« Преступлением признается виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания»
Слайд 8Группы преступлений
(УК РФ. Особенная часть.)
Преступления против личности
Преступления в сфере экономики
Преступления
против общественной безопасности и общественного порядка
Преступления против государственной власти
Воинские преступления
Преступления против мира и безопасности человечества
Слайд 9Преступления против личности
Различные виды убийств
Причинение вреда здоровью,
нанесение побоев, истязание
УК защищает
свободу, честь и достоинство (клевета-распространение ложных сведений, оскорбление-унижение чести и достоинства)
Половые преступления
Нарушение равноправия граждан,
тайны переписки, телефонных
переговоров, неприкосновенности частной жизни, жилища, воспрепятствование проведению собраний, митингов, демонстраций
Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления
Слайд 10
:
Преступления в сфере экономики
Кража,
мошенничество
присвоение и растрата
грабеж
разбой
вымогательство
Слайд 11Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
терроризм и захват заложников.
бандитизм, т.
е. создание устойчивой
вооруженной группы (банды)
хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо уничтожением имущества.
преступления против здоровья и нравственности населения
транспортные преступления,
(повлекшие тяжелые последствия)
Слайд 12Преступления против государственной власти
измена,
шпионаж,
вооруженный мятеж,
диверсия,
разглашение государственной тайны
возбуждение национальной или религиозной вражды,
взяточничество
Злоупотребление
служебными полномочиями
Слайд 13Преступления против мира и безопасности человечества
Наемничество,
публичные призывы к развязыванию агрессивной
войны,
планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны считаются совершением преступления.
Слайд 14Воинские преступления
неисполнение приказа, сопротивление начальнику, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими
(дедовщина), самовольное оставление части или места службы, дезертирство.
Слайд 15Состав преступления
Совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих данное деяние как конкретный вид
преступления
Это необходимое основание уголовной ответственности
Состав преступления образуют четыре группы признаков
Слайд 17Вопросы к фрагменту №1
Попробуем разобраться: есть ли в данном случае состав
преступления?
Каков ваш вердикт? Есть ли основания для уголовной ответственности?
Слайд 18Фрагмент №2
Налицо преступление, подпадающее под признаки статьи Уголовного кодекса, предусматривающей
уголовную ответственность за причинение смерти по неосторожности.
При этом в суде на основании тщательного расследования было установлено, что смерть Копылова наступила только от одной пули. Другая же пуля, ударившись в патрон для ракетницы, лежавший в кармане убитого, отлетела в сторону. Чья пуля – Петрова или Широкова – была смертельной, установить оказалось невозможным.
Суд, рассматривавший это дело, признал виновными в убийстве обоих. Стреляли они оба одновременно, оба проявили преступную неосторожность. И уж чистейшая случайность, что одна из пуль впилась в патрон для ракетницы. И Петров, и Широков были осуждены к лишению свободы.
Согласны ли вы с решением суда?
Слайд 19Вопросы учащимся к фрагменту №2
Согласны ли вы с решением суда?
Если бы
вы были прокурором, государственным обвинителем, то на каком аргументе вы бы построили обвинение?
Если бы вы были адвокатом Петрова или Широкова (он-то вообще доверился товарищу), то на каком аргументе вы бы построили защиту?
Слайд 20Технология ПОПС -формулы
П - позиция « Я считаю, что….»
О – обоснование
(не просто объясняет свою позицию, но и доказываете, начиная фразой типа: «Потому, что…»
П – пример (при разъяснении сути своей позиции, пользуйтесь конкретными примерами) «Я могу подтвердить это тем, что…»
С – следствие (делаете вывод) «Таким образом….»
Слайд 21Фрагмент № 3
Можно ли признать правильным такой приговор суда? Как будто
бы да. С точки зрения закона все логично. Но Верховный суд с ним все же не согласился
Верховный Суд освободил от уголовной ответственности и Петрова, и Широкова. Как же так? Почему?
Слайд 22Вопрос учащимся:
к фрагменту №3
Какой конституционный принцип был применен судьями Верховного суда?
Ст.
49 Конституции.
Слайд 23Основные понятия урока:
преступление, проступок, вина и ее формы, состав преступления,
деяние, ответственность.
Слайд 24Проанализируй ситуацию и определи состав преступления:
12 летний Иванов проник в дом
гражданки Сидоровой и похитил золотые украшения на сумму 5 тыс. рублей Есть ли основания для привлечения к уголовной ответственности?
Слайд 25Домашнее задание
Параграф № 16
Вопросы № 1-5, №8