Презентация, доклад к уроку на тему Культура как проблема психоанализа

Содержание

ВВЕДЕНИЕПо мере развития психологии как отдельной науки, обширнее становилось поле изучаемых ею явлений. Успехи развития биологии изменили взгляд на все жизненные функции, в том числе и психические. Восприятие, память, навыки, мышление, установки и чувства трактовались отныне

Слайд 1«КУЛЬТУРА КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОАНАЛИЗА»
Выполнила: Шаляпина С.С.

«КУЛЬТУРА КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОАНАЛИЗА»Выполнила: Шаляпина С.С.

Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
По мере развития психологии как отдельной науки, обширнее становилось поле изучаемых

ею явлений. Успехи развития биологии изменили взгляд на все жизненные функции, в том числе и психические. Восприятие, память, навыки, мышление, установки и чувства трактовались отныне как своего рода «инструменты», работающие на решение организмом задач, с которыми его сталкивают жизненные ситуации. 
Рушилось воззрение на сознание как на замкнутый в себе внутренний мир. Психические процессы стали исследоваться с точки зрения развития.  Новые объекты требовали и новых объективных методов исследования. Ученые перешли из университетских лабораторий в детский сад, школу, психиатрическую клинику. Практика реальной исследовательской работы изменила взгляд на психологию как науку о сознании. Созревало новое понимание предмета, которое по-разному преломилось в теоретических воззрениях и системах, каждая школа отстаивала отличный от других собственный предмет. Вслед за структурализмом, представители которого считали, что психологи призваны заниматься поисками строительного материала непосредственного опыта и его структурами, получило распространение направление, которое считало главным делом выяснение, как эти структуры работают, когда решают задачи, касающиеся актуальных нужд людей, т.е. изучали психические функции, а не элементы. 
ВВЕДЕНИЕПо мере развития психологии как отдельной науки, обширнее становилось поле изучаемых ею явлений. Успехи развития биологии изменили

Слайд 3    ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОАНАЛИЗА. З. ФРЕЙД И ЕГО ТЕОРИЯ 
Без преувеличения можно сказать, что

австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие психологии.  Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком. 

    ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОАНАЛИЗА. З. ФРЕЙД И ЕГО ТЕОРИЯ Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд

Слайд 4ОТКРЫТИЕ ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА
З Фрейд был сыном от второго брака торговца тканями

и скотом Якоба Фрейда. С ранних лет и до самой смерти матери, та была центральной фигурой в жизни сына. Поведение отца, проявившееся в пассивности на оскорбление его национальной принадлежности (он был евреем), разочаровал мальчика и в дальнейшем он всегда смотрел на отца сверху вниз.
  Смерть отца вызвала в душе мальчика гнетущее чувство вины. Он ревновал отца к матери, всегда хотел отвлечь ее внимание на себя и в глубине души всегда хотел, чтобы отца не было рядом с ним и матерью. Анализируя впоследствии свои чувства и желание единолично обладать матерью, Фрейд пришел к выводу, что ситуация напоминает ему античную драму о «Царе Эдипе», который сам того не ведая, убил отца и женился на матери. Так был открыт Эдипов комплекс – основа основ психоанализа. 
ОТКРЫТИЕ ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА З Фрейд был сыном от второго брака торговца тканями и скотом Якоба Фрейда. С

Слайд 5ОБРАЩЕНИЕ К ГЛУБИННЫМ СЛОЯМ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Став врачом, занявшись лечением больных

психическими расстройствами, Фрейд на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов. Однако чем больше он углублялся в эту область, тем острее испытывал неудовлетворенность. Ни в нейрофизиологии, ни в царившей тогда психологии сознания он не видел средств, позволяющих объяснить причины патологических изменений в психике своих пациентов.  В поисках выхода Фрейд обратился от анализа сознания к анализу скрытых, глубинных слоев психической активности личности. До него они не были предметом психологии, после него стали его неотъемлемой частью 
ОБРАЩЕНИЕ К ГЛУБИННЫМ СЛОЯМ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИСтав врачом, занявшись лечением больных психическими расстройствами, Фрейд на первых порах

Слайд 6ПРИМЕНЕНИЕ ГИПНОЗА
Первый импульс к их изучению дало применение гипноза. Внушив загипнотизированному

человеку какое-либо действие, с тем, чтобы он выполнил его после пробуждения, можно наблюдать, как он, хотя и совершает его будучи в полном сознании, но истиной причины не знает и начинает придумывать для него мотивы, чтобы оправдать свой поступок. Истинные причины от сознания скрыты, но именно они правят поведением. 
ПРИМЕНЕНИЕ ГИПНОЗА Первый импульс к их изучению дало применение гипноза. Внушив загипнотизированному человеку какое-либо действие, с тем,

Слайд 7МЕТОД СВОБОДНОЙ АССОЦИАЦИИ
Фрейдовская теория складывалась постепенно, как конструктор из кубиков. Для

начала он заменил гипноз методом свободной ассоциации. К нему он пришел в ходе психотерапевтических сеансов, столкнувшись однажды с клиенткой, которая протестовала против того, что ей мешали беспрепятственно излить поток своих мыслей. После этого случая Фрейд изменил тактику и перестал вмешиваться в спонтанный рассказ больного. Фрейд использовал «свободные ассоциации» для того, чтобы проследить ход мыслей своих пациентов, скрытый не только от врача, но и от них самих. В их содержании Фрейд искал ключ к бессознательному. Он пытался выяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъектов. 
МЕТОД СВОБОДНОЙ АССОЦИАЦИИФрейдовская теория складывалась постепенно, как конструктор из кубиков. Для начала он заменил гипноз методом свободной

Слайд 8ТЕНДЕНЦИЯ К СИМВОЛИЗАЦИИ
Затем З. Фрейд объявил подавленную сексуальность основной причиной нервных

расстройств. В качестве силы, движущей душевной жизнью, Фрейд выдвинул могучее сексуальное начало – либидо. Еще одним кубиком психоанализа стала тенденция к символизации, т.е. подмена реальных действий символами. Теорию дополнили объяснения таких проявлений подсознания, как сновидения, непроизвольные действия (оговорки, описки). Была сформулирована концепция вытеснения, согласно которой неприятные мысли изгоняются из области сознательного в подсознание. Отдельные работы ученый посвятил Эдипову комплексу, инстинктивному влечению человека одновременно к жизни (эрос) и к смерти (танатос). 
ТЕНДЕНЦИЯ К СИМВОЛИЗАЦИИ Затем З. Фрейд объявил подавленную сексуальность основной причиной нервных расстройств. В качестве силы, движущей

Слайд 9ВЗГЛЯДЫ ФРЕЙДА
Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных

психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности.
Теория личности
Теория общества
ВЗГЛЯДЫ ФРЕЙДА Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и

Слайд 10ТРИ СЛОЯ ПСИХИКИ
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев: сознательное,

предсознательное, бессознательное, в которых и располагаются основные структуры личности. 
Сознательное – это мысли, которые мы помним, понимаем откуда они появились, можем ими управлять. 
Бессознательное – это все остальные психические поцессы того же человека. 
Подсознательный психический процесс проявляется обычно как противоречие сознательным процесса. 
Предсознательное – состояние на грани перехода от бессознательного к сознательному
ТРИ СЛОЯ ПСИХИКИ Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев: сознательное, предсознательное, бессознательное, в которых и

Слайд 11БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. ИД.
Во времена Фрейда считалось само собой разумеющимся, что вся психика

– сознательная за исключением некоторых мелочей, вроде снов. Фрейд долгие годы боролся с этим убеждением, доказывая, что есть и другая часть психики – бессознательная. 
В бессознательном расположена одна из структур личности – Ид, которая фактически является энергетической основой личности. В Ид содержаться врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом доминируют деятельность субъекта. Существуют два врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и смерти, которые находятся в антагонистических отношениях, создавая основу внутреннего конфликта. 
С точки зрения Фрейда, инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писали и сам Фрейд и его ученики, и является той специальной энергией, которая связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. 
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. ИД. Во времена Фрейда считалось само собой разумеющимся, что вся психика – сознательная за исключением некоторых

Слайд 12ЭГО
Вторая структура личности – Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной

и располагается как в сознательном слое, так и в подсознании. Таким образом, мы всегда может осознать свое Я. 
ЭГОВторая структура личности – Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое,

Слайд 13СУПЕР-ЭГО
Третья структура личности – Супер-Эго – не врожденная; она формируется в

процессе жизни. Механизмом его формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек). 
СУПЕР-ЭГО Третья структура личности – Супер-Эго – не врожденная; она формируется в процессе жизни. Механизмом его формирования

Слайд 14СХЕМА

СХЕМА

Слайд 15ПСИХОАНАЛИЗ
Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод – психоанализ, для

объяснения работы которого и были созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, т.е. следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование. 
ПСИХОАНАЛИЗ Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод – психоанализ, для объяснения работы которого и были

Слайд 16ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. ( К. ЮНГ, А. АДЛЕР) 
Фрейда окружало множество учеников. Наиболее

самобытными из них, создавшими собственные направления, были К. Юнг и А. Адлер. Первый назвал свою теорию аналитической, второй – индивидуальной. 


Адлер






Карл Юнг
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. ( К. ЮНГ, А. АДЛЕР) Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытными из них, создавшими собственные направления,

Слайд 17КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Первым нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Если, согласно

Фрейду, в бессознательную психику индивида могут войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые никогда не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемого несколькими архетипами.  Будучи скрытыми от сознания организаторами личного опыта, архетипы обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, а также творениях культуры. Большую популярность приобрело Юнгом человеческих типов на экстравертивный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертивный (обращенный внутрь, сосредоточенный на собственных влечениях, которым Юнг, вслед за Фрейдом дал имя «либидо». Однако, следует отметить, что Юнг не считал правомерным отождествлять либидо с сексуальным инстинктом. 
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕПервым нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Если, согласно Фрейду, в бессознательную психику индивида могут

Слайд 18ВЛАСТЬ
Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил как фактор развития личности чувство

неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпенсации, с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комплексе неполноценности» скрыт источник неврозов.  Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отдаляют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей – вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер
ВЛАСТЬАдлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами.

Слайд 19ВЫВОД
Однако было и нечто общее, объединяющее концепции трех названных психологов: все

они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрей придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг – первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов. 
ВЫВОД Однако было и нечто общее, объединяющее концепции трех названных психологов: все они предполагали, что человек имеет

Слайд 20НЕОФРЕЙДИЗМ 
Лидером неофрейдизма признано считать К. Хорни. Испытав влияние марксизма она доказывала

в теории на которую опиралась в своей психоаналитической практике, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает чувство тревоги, отражающее беспомощность ребенка в потенциально враждебном мире. Невроз не что иное, как реакция на тревожность, а описанные Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом.  Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите. Но если Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности – Ид и Супер-Эго, то с точки зрения Хорни, психологическая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, поскольку задача защиты – привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. два «образа Я». 
НЕОФРЕЙДИЗМ Лидером неофрейдизма признано считать К. Хорни. Испытав влияние марксизма она доказывала в теории на которую опиралась в

Слайд 21НЕОФРЕЙДИЗМ 
Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более

адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. 
НЕОФРЕЙДИЗМ Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни

Слайд 22ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Зигмунд Фрейд создал оригинальную, и как показало время жизнеспособную теорию, хотя

в основу ее положил явление, не подвластное осознанию. Поэтому исследователь может лишь строить предположения по поводу бессознательного и накладывать его гипотетические признаки на реальность человеческой жизни.  Фрейдовская теория привела к появлению многочисленных модификаций (Адлер, Юнг, Хорни и др), содержание главных понятий теории Фрейда при этом существенно изменились. Но все же представителей психоанализа объединяет признание позиции « сознательное-бессознательное».  Оценивая психоанализ Фрейда, нужно, прежде всего, помнить две вещи. Во-первых, во времена Фрейда психология делала свои первые шаги как наука. Во- вторых, эти первые шаги были сделаны именно в области подсознания (бессознательного).  Взгляды З. Фрейда вышли за границы психологии и наложили отпечаток на состояние развития разных форм культуры ХХ столетия. Созданное им направление положил основу психологической помощи человеку и тем самым утвердил психология как науку, которая имеет свою реальную практику. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Зигмунд Фрейд создал оригинальную, и как показало время жизнеспособную теорию, хотя в основу ее положил явление,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть