Презентация, доклад к уроку Культура и духовный климат

Содержание

«Культура и духовный климат во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.»ПЛАН.ЛитератураТеатрКиноискусствоИзобразительное искусствоМузыкаСмеховая культура

Слайд 1Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета им.

Х.М. Бербекова

Отарова Асият Зейтуновна
учитель истории и обществознания МОУ СОШ №9 г. Нальчика


г. Нальчик
2012 г.

Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. БербековаОтарова Асият Зейтуновнаучитель истории и

Слайд 2«Культура и духовный климат во второй половине 1960-х – начале 1980-х

гг.»

ПЛАН.
Литература
Театр
Киноискусство
Изобразительное искусство
Музыка
Смеховая культура

«Культура и духовный климат во второй половине  1960-х – начале 1980-х гг.»ПЛАН.ЛитератураТеатрКиноискусствоИзобразительное искусствоМузыкаСмеховая культура

Слайд 3Цели:
Изучение и осмысление того, что духовный климат «послеоттепельного» периода отмечен ростом

критических настроений в среде интеллигенции.

Формирование навыков визуальной коммуникации, способность рассматривать произведения живописи.

Умение отличать художественные особенности произведений искусства и киноискусства.

Формирование собственного впечатления от произведений искусства.

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к памятникам культуры.
Цели:Изучение и осмысление того, что духовный климат «послеоттепельного» периода отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции. Формирование

Слайд 4Понятия:
диссидент;
«деревенщики»;
критический реализм;
художники-неформалы;
«экология культуры»
интеллектуальное(авторское) кино;
авторская песня,
рок;
московский концептуализм;
соц-арт


Понятия:диссидент;«деревенщики»;критический реализм;художники-неформалы;«экология культуры»интеллектуальное(авторское) кино;авторская песня,рок;московский концептуализм;соц-арт

Слайд 5 Литература

Со второй половины 1960-х годов наметились перемены в духовном

климате советского общества.

Стремление к свободе творчества рождало и потребность в развитии свободной личности. Проблема гражданской ответственности становится для многих проблемой нравственного, этического выбора.

В 1965-1968 гг. в СССР зарождается диссидентское движение.

Литература Со второй половины 1960-х годов наметились перемены в духовном климате советского общества. Стремление к свободе

Слайд 6«Несогласные», так переводится с латинского языка получивший широкое распространение в политическом

лексиконе 1970-х – начала 1980-х гг. термин «диссиденты» Инакомыслящие, несогласные с властью были в стране на протяжении ее истории. Началом диссидентского движения в Советском Союзе можно считать прогремевший на весь мир судебный процесс по делу писателей Андрея Синявского и Юрия Даниэля.
«Несогласные», так переводится с латинского языка получивший широкое распространение в политическом лексиконе 1970-х – начала 1980-х гг.

Слайд 7Появились признаки возврата к прошлому, тема преодоления последствий «культа личности» И.В.

Сталина исчезла из печати. Были приняты серьезные меры против тех, кто активно выражал несогласие с пересмотром политического наследия «оттепели».



В 1970 г. редакцию «Нового мира» вынужден был покинуть А.Т. Твардовский. Непосредственным поводом грубого нажима на главного редактора журнала стали ходившие в самиздате списки поэмы «По праву памяти», направленной против сталинского режима и опубликованной на Западе. После ухода А.Т. Твардовского «Новый мир» потерял репутацию носителя демократических идей.

Появились признаки возврата к прошлому, тема преодоления последствий «культа личности» И.В. Сталина исчезла из печати. Были приняты

Слайд 8В 1974 Г. ИЗ СССР БЫЛ ВЫСЛАН А.И. СОЛЖЕНИЦЫН, ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ

ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 1970 Г.
В 1974 Г. ИЗ СССР БЫЛ ВЫСЛАН  А.И. СОЛЖЕНИЦЫН, ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 1970 Г.

Слайд 9 Огромный резонанс вызвали произведения, без прикрас, трезво рисующие нелегкую жизнь советской

деревни. Собирательно авторов называли «деревенщиками». Крупнейшие писатели этого литературного направления: В. Распутин В. Белов В. Шукшин В. Астафьев Б. Можаев С. Залыгин Ф. Абрамов В. Солоухин Они следовали великой традиции русского критического реализма, стремясь изображать жизнь какая она есть. Их творчество было пронизано высоким моральным пафосом.
Огромный резонанс вызвали произведения, без прикрас, трезво рисующие нелегкую жизнь советской деревни. Собирательно авторов

Слайд 10ТЕАТР
Обостренный интерес к художественному творчеству, связанному со словом, отчасти компенсировал

отсутствовавшую публичную политическую дискуссию. Не случайно в центре общественного внимания оказался театр.
Яркий публицистический характер отличал постановки знаменитой московской Таганки под руководством
Ю.П. Любимова.

В иной стилистике работал Ленком, которым с 1973 года руководит М.А. Захаров. В 1981 году на сцене театра прозвучала первая советская рок-опера «Юнона и Авось». Эта постановка бросила вызов привычным сценическим канонам и стала символом самозабвенного творческого единения театра со своим зрителем.

Настоящий расцвет переживал ленинградский Большой драматический театр (БДТ), режиссер Г.А. Товстоногов.
ТЕАТР Обостренный интерес к художественному творчеству, связанному со словом, отчасти компенсировал отсутствовавшую публичную политическую дискуссию. Не случайно

Слайд 11киноискусство
Продолжая традиции «оттепельной» литературы и кино, на экраны вышли фильмы о

духовном мире и гражданской позиции современника
«Доживем до понедельника» (1969) , режиссер С.И. Ростоцкий,
«У озера» (1970), режиссер С.А. Герасимов,
«Начало» (1970), Г.И. Панфилов.
Они чутко уловили общественную атмосферу начала 1970-х гг. и собрали огромную зрительскую аудиторию.

Неотъемлемой частью культурного багажа интеллигенции стало так называемое интеллектуальное (авторское) кино.
Фильмы – притчи А.А. Тарковского
«Андрей Рублев», 1966-1971,
«Солярис», 1972,
«Зеркало»,1974,
«Сталкер», 11979.
Эти фильмы приоткрывали перед внимательным зрителем внутренний мир человека и приглашали к философскому осмыслению этого мира, к путешествию «внутрь себя».




киноискусствоПродолжая традиции «оттепельной» литературы и кино, на экраны вышли фильмы о духовном мире и гражданской позиции современника

Слайд 12ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕИСКУССТВО ХУДОЖНИКИ - НЕФОРМАЛЫ

В. НЕМУХИН. ГОЛУБОЙ ДЕНЬ.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕИСКУССТВО ХУДОЖНИКИ - НЕФОРМАЛЫ         В. НЕМУХИН. ГОЛУБОЙ ДЕНЬ.

Слайд 13Изобразительное искусство ХУДОЖНИКИ – НЕФОРМАЛЫ
Л. Кропивницкий
Беспрерывность
творения.

Изобразительное искусство ХУДОЖНИКИ – НЕФОРМАЛЫЛ. КропивницкийБеспрерывностьтворения.

Слайд 14В среде «другого искусства» родилось новое направление, получившее название московского концептуализма художники

стремились воспроизвести на плоскости холста мир идей, а не мир вещей, и главной была идея свободы. Э. Булатов. Горизонт.



В среде «другого искусства» родилось новое направление, получившее название  московского концептуализма художники стремились воспроизвести на плоскости

Слайд 15 Изобразительное искусство. МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ
И. Кабаков
Человек, улетевший в космос.
Инсталляция.
1986г.

Изобразительное искусство. МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМИ. КабаковЧеловек, улетевший в космос.Инсталляция. 1986г.

Слайд 16ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СОЦ – АРТ.
Течение в неформальном искусстве, получившее название соц-арта, в

иронической и гротескной форме переосмысливало традиционные для социалистического реализма и официальной пропаганды сюжеты советского образа жизни. Широкую известность получили работы
В.А. Комарова и А.Д. Меламида
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СОЦ – АРТ.Течение в неформальном искусстве, получившее название соц-арта, в иронической и гротескной форме переосмысливало

Слайд 17МУЗЫКА
В 1960-е – 1980-е гг.

появилось новое явление в музыке – авторская песня. Гитара, стихи, Собственное исполнение неразрывно слились в творчестве
А. Галича,
Б. Окуджавы,
В. Высоцкого,
Ю. Кима.
В России всегда находились честные люди, способные, встав поперек течения, заявить о своем выборе.
На рубеже 1960-х – 1970-х гг.
родились популярные советские рок-группы
«Машина времени», «Цветы», «Скоморохи», «Аквариум».
МУЗЫКА      В 1960-е – 1980-е гг. появилось новое явление в музыке –

Слайд 18МУЗЫКА
Образ «эпохи развитого социализма» прочно ассоциируется с творчеством поэта,

артиста театра и кино, автора и исполнителя песен Владимира Высоцкого
Значение наследия поэта выходит далеко за рамки явления культурной жизни. Глубоко демократичное творчество Высоцкого было популярно в самых разных слоях, в его героях советское общество узнавало себя.


МУЗЫКА  Образ «эпохи развитого социализма» прочно ассоциируется с творчеством поэта, артиста театра и кино, автора и

Слайд 19Смеховая культура
В

1960-е гг. непременным участником дружеского общения был юмор. Юмор стала быстро теснить разрушительная ирония, а затем – откровенное издевательство над неэффективностью системы, пусть и высказанное эзоповым языком. В смеховой культуре наблюдается социальный подтекст. На эстраде, по радио и телевидению выступали дуэты сатириков: Ю.Т. Тимошенко и Е.И. Березин, Р.А. Карцев и В.Л. Ильченко.
Выступали с монологами собственного сочинения М.М. Жванецкий и М.Н. Задорнов. «Монологи в образе» исполнял Г. В. Хазанов.
Невероятной популярностью пользовался
А. Райкин,
в репризах которого высмеивались пороки людей.
Смеховая культура        В 1960-е гг. непременным участником дружеского общения был

Слайд 20
КУЛЬТУРА
во второй половине
1960-х начале 1980-х гг.
Неформалы,
концептуалисты,
соц – арт
в живописи
Авторская песня,
рок-группы
в

музыке

Смеховая
культура

Публицистика
и мюзиклы
в театре

Интеллектуальное
(авторское)
кино

«Деревенщики»
в
литературе

КУЛЬТУРА во второй половине1960-х начале 1980-х гг.Неформалы,концептуалисты,соц – артв живописиАвторская песня,рок-группыв музыкеСмеховаякультураПублицистика и мюзиклы в театреИнтеллектуальное(авторское)кино«Деревенщики»влитературе

Слайд 21На рубеже 1970-х – 1980-х гг. движение в защиту памятников истории

и культуры вступило в новый этап, связанный с именем академика Д.С. Лихачева. Он выдвинул особое понятие – «экология культуры» Лихачев поставил задачу бережного сохранения не просто отдельных памятников, а окружающей человека среды, созданной «культурой его предков и им самим».
На рубеже 1970-х – 1980-х гг. движение в защиту памятников истории и культуры вступило в новый этап,

Слайд 22Спасибо за внимание


Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть