Слайд 1Современные
методы оценивания
учебных достижений учащихся
на уроках экономики
Подготовила –
Воронина Наталия Георгиевна,
учитель экономики
КУ «Успенская гимназия №2»
2013 г.
Слайд 2Цели оценки знаний и умений учащихся
диагностирование и корректирование знаний и умений
учащихся
учет результативности отдельного этапа процесса обучения
определение итоговых результатов обучения на разном уровне
Слайд 3Сведения из истории
Первая бальная система оценок возникла в средневековых школах Германии
В
мае 1918 г. постановлением народного Комиссариата «Об отмене оценок» вместе с оценками были ликвидированы и экзамены, внедрены более простые формы учета и контролирования успеваемости учащихся. С этой целью, в частности, практиковались особые тетради учета, фамилии лучших и худших учащихся записывались на так называемых «красных» и «черных» досках, внедрялось «социалистическое соревнование»
В постановлении ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» подчеркивалось, что в «в основу учета школьной работы должен быть положен текущий индивидуальный, систематически проводимый учет знаний учащихся» и что преподаватель должен в процессе учебной работы внимательно изучать каждого ученика.
В 1935 году – дифференцированная пятибалльная система оценок через словесные отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо»).
В 1944 году словесные отметки были заменены цифровой пятибалльной системой оценок.
Приказом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 04.09.2000 № 428/48 внедряется 12-бальное оценивание
Слайд 4Какие навыки учащихся учителя пытаются оценить?
Какие цели преследует оценка прогресса школьников
в изучении экономики?
Какими характеристиками должен обладать хороший метод оценки?
Какие методы можно использовать при оценивании?
Насколько перечисленные методы обладают характеристиками хорошего метода оценки?
Слайд 5Таксономия учебных задач. Когнитивная сфера.
Иерархическая классификация
Слайд 6Иерархия когнитивных уровней: некоторые ключевые слова
Слайд 7
Экономичность
Надежность
Валидность.
Дискриминация
Характеристика добротного метода оценки
Объективность
Слайд 8 Традиционные методы оценки знаний,
умений и навыков
Повседневное наблюдение за учебной работой
учащихся
Устный опрос
Письменная проверка
Поурочный балл
Контрольные работы
Проверка домашних работ учащихся
Слайд 9Тесты
Определите, до какого вида предпринимательской деятельности принадлежит торговля:
А)
Коммерческая
Б) Финансовая
В) Производственная
Г) Страховая или посредническая
Определите, по какой формуле вычисляют показатель реального ВВП
А) Реальный ВВП = Номинальный ВВП х Индекс потребительских цен
Б) Реальный ВВП = Номинальный ВВП / Индекс потребительских цен
В) Реальный ВВП = Номинальный ВВП х Дефлятор ВВП
Г) Реальный ВВП = Номинальный ВВП/ Дефлятор ВВП
Определите уровень безработицы, если количество безработных составляет 2 млн.лиц, а численность занятых – 20 млн.лиц
А) 10 %
Б) 9.09 %
В) 18 %
Г) 40%
Слайд 10ЗАДАЧИ
1. Рассчитайте ставку по кредиту, если коммерческий банк привлек денежные средства
клиентов на сумму 20 млн. грн. За нормой резервирования 15 % все возможные денежные средства банка даны в кредит. Прибыль банка составляет 0,8 млн. грн. Ставка процента по депозитами – 13 %.
Решение:
Мы узнаем, какие средства банк имеет право предоставить в виде кредитов
20 млн грн. ∙ (1-0,15) = 20 млн грн.∙ 0,85 = 17 млн грн.
Сумма, которую банк обязан выплатить под проценты по депозитам вкладчикам
20 млн грн ∙ 0,13 = 2,6 млн грн.
3. Подставляем в уравнение наши данные
17∙Х- 2,6 = 0,8
17∙Х=0,8+2,6
Х =3,4:17
Х = 20 %
Ответ : ставка по кредиту – 20 %
Слайд 11
2. Рассчитайте, на сколько лет предприниматель взял кредит в банке на
сумму 500 000 грн. под 20% годовых при условии ежегодного погашения простых процентов и с учетом того, что конечная сумма долга будет 1 000 000 грн.
Решение:
Ответ: предприниматель взял кредит на 5лет
Слайд 12Реферат
Реферат - это вид письменной работы, предполагающий реферирование (изложение содержания)
и компилирование (соединение результатов чужих исследований) текстов в связи с избранной темой, с обязательным самостоятельным выводом.
Цель использования этого метода в обучении –
выработать и совершенствовать умения самостоятельно находить, изучать необходимые материалы по теме, планировать работу, излагать письменно в соответствии с планом, делать вывод, защищать в устной форме.
Слайд 13Критерии оценки реферата
Новизна текста: а) актуальность; б) новизна и самостоятельность
; в) наличие авторской позиции
2. Обоснованность выбора источников литературы
3. Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) обоснованность способов и методов работы с материалом;
г) полнота и глубина знаний по теме; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять
4. Соблюдение требований к оформлению: а)насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б)оценка грамотности и культуры изложения ; в)владение терминологией; г)соблюдение требований к объёму реферата.
Слайд 14Эссе.
Эссе в переводе с французского обозначает «попытка», «проба», «очерк». Это сочинение-рассуждение
небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.
Применение эссе на уроках экономики способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает располагать мысли в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком экономических терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме.
Слайд 15Виды эссе
1) эссе – самостоятельная творческая работа по предложенной учителем
теме (выполняется как домашняя работа)
2) эссе – 30-минутная контрольная (или самостоятельная) работа по изученному учебному материалу
3) эссе – 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала (обычно пишет)
4) эссе – 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирования сформулировавшихся на уроке мыслей и выводов по теме
Слайд 16
Критерии оценки эссе
· наличие грамотного, развернутого ответа на поставленный вопрос;
· владение экономическими
понятиями и терминами;
· логика построения композиции эссе;
· приведение аргументов, примеров, цитат, использование
графического и статистического иллюстративного материала;
· умение самостоятельно мыслить, анализировать информацию,
делать выводы и обобщения;
· четко и ярко выражать свою точку зрения, свое личное отношение к
проблеме.
Слайд 17Работа с «сырыми» данными
«Сырые» данные – статистическая информация, результаты исследований, конкретные
факты из жизни - все шире используются в преподавании экономики. Они делают процесс обучения более интересным. Их использование позволяет выполнить выражаемые многими школьниками пожелания о том, чтобы учебный курс приобрел связь с конкретными экономическими ситуациями или решениями.
Слайд 18МЕТОД ПРОЕКТОВ
Основные цели проекта :
1. Научить учащегося самостоятельно достигать намеченные цели;
2.
Научить учащихся предвидеть мини-проблемы, которые могут возникнуть на
пути к достижению цели;
3. Сформировать у учащихся умение работать с информацией (поиск источников;
технология работы с информацией);
4. Сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и
презентации полученных знаний и опыта;
5. Развивать навыки работы и делового общения в группе, умение видеть себя со
стороны как человека способного и компетентного;
6. Развивать у каждого позитивный образ себя и других, умение истинно
оценивать себя.
Слайд 19ОЦЕНИВАНИЕ ПРОЕКТА
1. Значимость и актуальность
2. Необходимая и достаточная глубина проникновение
в проблему и привлечение для ее решения знаний из разных областей жизни и
науки
3. Полнота и содержательность
4. Оригинальность
5. Современное оформление
6. Наличие значимого продукта проведения деятельности
Слайд 20Компьютерная презентация
Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации –
это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:
1. Определение целей.
2. Сбор информации об аудитории.
3. Определение основной идеи презентации.
4. Подбор дополнительной информации.
5. Планирование выступления.
6. Создание структуры презентации.
7. Проверка логики подачи материала.
8. Подготовка заключения.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Слайд 22«Успешка»
За любой вид познавательной активности на уроке ученик получает соответствующую объему
и глубине действия купюру (от 1 до 5 баллов.)
На уроках экономики обязательно награждать первый ответ, даже если он неверен
Вторым шагом в совершенствовании «денежной» системы стало введение альтернативной стоимости оценки. Каждая «успешка» помимо ценности в баллах, имеет ценность в ученических благах. Например,1 балл или «право на опоздание»; 3 балла или «право на подсказку»,5 баллов, или «освобождение от зачета». Заработав такую «купюру», ученик может либо обменять её на оценку, либо «расплатиться» за необходимое благо, потеряв оценку.
Третья составляющая системы «успешек» наиболее сложна и спорна – итоговая оценка. Правило накопления «купюр» позволяют даже слабому и терпеливому ученику всегда быть отличником
Используется система рейтинга. По окончанию семестра проходит подсчет «накопленного». Кто набрал максимум – завоевывает 1 место, второй – 2 место и т.д.
Оценки учитель ставит по своему усмотрению. с 1 по 3 места-«10-12», с 4 по 6 «7-9» и т.д.
Слайд 23На различных этапах обучения используются различные виды оценки знаний учащихся:
Диагностирование:
текущая
проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий
Контроль:
Итоговая (проводится после изучения каждой темы) и семестровая проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждого семестра
Слайд 24
Успех школьнику может создавать
учитель,
который сам переживает
радость успеха