Презентация, доклад к открытому уроку по экономике на тему: Рынок труда (10 класс)

Содержание

Цель занятиясформировать и обобщить базовые знания о рынке труда, механизме его функционирования и основных социальных проблемах; раскрыть главные причины нарушения равновесия на рынке труда; рассмотреть экономическую сущность заработной платы и факторы на нее влияющие; роль профсоюзов

Слайд 1Методическая разработка открытого урока по экономике на тему: «Рынок труда»
Подготовила учитель

экономики высшей квалификационной категории Унгуряну Е.В.
Методическая разработка открытого урока по экономике на тему: «Рынок труда»Подготовила учитель экономики высшей квалификационной категории

Слайд 2Цель занятия
сформировать и обобщить базовые знания о рынке труда, механизме его

функционирования и основных социальных проблемах; раскрыть главные причины нарушения равновесия на рынке труда; рассмотреть экономическую сущность заработной платы и факторы на нее влияющие; роль профсоюзов в экономике.
Цель занятиясформировать и обобщить базовые знания о рынке труда, механизме его функционирования и основных социальных проблемах; раскрыть

Слайд 3План занятия
1. Сущность рынка труда.
2. Спрос и предложение на рынке

труда.
3. Заработная плата.
4. Социальные проблемы рынка труда.
План занятия1. Сущность рынка труда. 2. Спрос и предложение на рынке труда.3. Заработная плата.4. Социальные проблемы рынка

Слайд 4Мотивация изучения темы
Если

вы не знаете, в какую гавань держите путь, то ни один ветер не будет для Вас попутным (Сенеке – римский философ, поэт)
Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды (Ф. Вольтер – французский философ, поэт)
Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет (К.Д. Ушинский – русский педагог, писатель)
Мотивация изучения        темы Если вы не знаете, в какую гавань

Слайд 5Сущность рынка труда
Труд – это целесообразная, осознанная деятельность людей, применяемая в

производстве товаров и услуг.
Экономически труд реализуется в рабочей силе – способности человека к труду.

Для торговли рабочей силой существует особый рынок – рынок труда.

Сущность рынка трудаТруд – это целесообразная, осознанная деятельность людей, применяемая в производстве товаров и услуг.Экономически труд реализуется

Слайд 6Сущность рынка труда
Продавец – работник, который желает подороже продать свои способности.
Покупатель

– работодатель, который желает подешевле купить рабочую силу.
Сущность рынка трудаПродавец – работник, который желает подороже продать свои способности.Покупатель – работодатель, который желает подешевле купить

Слайд 7Сущность рынка труда
Рынок труда – это

рынок, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения формируется цена на труд в форме заработной платы.
Сущность рынка труда     Рынок труда – это рынок, на котором в результате взаимодействия

Слайд 8Особенности рынка труда
товар, который продается на этом рынке очень неоднороден;
ставка

заработной платы является менее подвижной, чем цены других товаров, от ее уровня зависят условия жизни граждан;
отношения работодателя и наемного работника как отношения господства и подчинения всегда порождают противоречия и борьбу;
предложение трудовых услуг может варьироваться, так как люди способны менять профессию, овладевая иной квалификацией.
Особенности рынка труда товар, который продается на этом рынке очень неоднороден;ставка заработной платы является менее подвижной, чем

Слайд 9Международные стандарты, разработанные в 1983 году Международной организацией труда (МОТ)

Международные стандарты, разработанные в 1983 году Международной организацией труда (МОТ)

Слайд 10 Занятость в стране определяется численностью лиц, которые выполняют любую

работу за определенную зарплату или с целью получения других видов дохода, а также имеющих работу, но временно не работающих из-за болезни, забастовки или отпуска.
Занятость в стране определяется численностью лиц, которые выполняют любую работу за определенную зарплату или с

Слайд 11 Безработица – это явление, при котором часть экономически активного

населения не может найти себе работу.

Занятые и безработные составляют рабочую силу, или экономически активное население в определенный момент времени.

Безработица – это явление, при котором часть экономически активного населения не может найти себе работу.

Слайд 12К лицам вне рабочей силы относятся люди в возрасте до 16

лет, а также те, кто находится в специализированных учреждениях.
К этой категории относятся также лица, выбывшие из состава рабочей силы, – взрослые, потенциально имеющие возможность работать, но не работающие и не ищущие работу.
Эта категория известна в экономике еще как экономически неактивное население.

К лицам вне рабочей силы относятся люди в возрасте до 16 лет, а также те, кто находится

Слайд 13БЛИЦ-ИГРА «МОРСКОЙ БОЙ»
Правила игры:
Каждому участнику игры выдается поле для игры своей

команды и команды соперников (рис. 1). Обучающиеся расставляют «корабли»: шлюпка (1-палубный корабль) – 2 шт., эсминец (2-х-палубный) – 2 шт., крейсер (3-х-палубный) – 1 шт.
Команды по очереди «стреляют», именуя клетки по цифре и букве, и, в случае попадания в корабль, получают вопрос, на который необходимо правильно ответить, чтобы «ранить» или «убить» судно.
Вопрос, на который команда не смогла ответить, переходит команде соперников.
Выигрывает та команда, которая «подбила» больше кораблей и правильно ответила на большее количество вопросов.

Рис.1. Поле для игры в
«Морской бой».

БЛИЦ-ИГРА «МОРСКОЙ БОЙ»Правила игры:Каждому участнику игры выдается поле для игры своей команды и команды соперников (рис. 1).

Слайд 14Спрос на рынке труда
Рис. 1. Кривая спроса на труд.


Спрос на труд зависит от экономической ситуации в стране и степени насыщенности спроса на отдельные виды товаров.
Закон спроса на труд – чем меньше заработная плата, тем больше величина спроса на труд.

Спрос на рынке трудаРис. 1. Кривая спроса на труд.      Спрос на труд

Слайд 15Предложение на рынке труда
Рис. 2. Кривая предложения труда.
Предложение труда – количество

труда, которое может быть предложено производству по определенной цене – заработной плате – и в определенное время.
Закон предложения труда – чем выше заработная плата, тем больше величина предложения труда.
Предложение на рынке трудаРис. 2. Кривая предложения труда.Предложение труда – количество труда, которое может быть предложено производству

Слайд 16Равновесие на рынке труда
Рис. 3. Равновесие на конкурентном рынке труда.

Равновесие на рынке трудаРис. 3. Равновесие на конкурентном рынке труда.

Слайд 17Заработная плата
Заработная плата – это денежная компенсация, которую работник получает в

обмен за свой труд.
Этот особый вид цены еще называют ставкой заработной платы.
Заработная платаЗаработная плата – это денежная компенсация, которую работник получает в обмен за свой труд.Этот особый вид

Слайд 18Факторы, влияющие на различия в оплате труда
сложность труда – чем сложнее

трудовые обязанности, тем дольше им надо обучаться;
тягость труда – чем тяжелее условия труда, тем выше заработная плата;
ограниченность талантов – чем уникальнее талант человека, тем выше оплата его труда;
степень риска – чем выше риск нужной обществу работы, тем выше ставка заработной платы;
социальная политика государства.
Факторы, влияющие на различия в оплате трудасложность труда – чем сложнее трудовые обязанности, тем дольше им надо

Слайд 19Виды заработной платы
Основная – тарифные ставки (оклады), сдельные расценки для рабочих,

должностные оклады для служащих.

Дополнительная – доплаты, надбавки, премии, комиссионное вознаграждение.

Виды заработной платыОсновная – тарифные ставки (оклады), сдельные расценки для рабочих, должностные оклады для служащих.Дополнительная – доплаты,

Слайд 20Виды заработной платы
Номинальная заработная плата – сумма денег, полученных работником за

определенный промежуток времени.

Реальная заработная плата – количество товаров и услуг, которые может приобрести работник за свою номинальную заработную плату.

Виды заработной платыНоминальная заработная плата – сумма денег, полученных работником за определенный промежуток времени.Реальная заработная плата –

Слайд 21Формы заработной платы
Повременная зарплата начисляется работникам в зависимости от квалификации и

фактически отработанного времени.
Сдельная форма оплаты труда – размер зарплаты определяется количеством произведенной продукции или оказанных услуг.
Формы заработной платыПовременная зарплата начисляется работникам в зависимости от квалификации и фактически отработанного времени.Сдельная форма оплаты труда

Слайд 22Социальные проблемы рынка труда
1. Различия интересов наемных работников и работодателей.


Для работодателя основная задача заключается в максимизации прибыли и минимизации затрат.

Это не сочетается с желанием рабочих о повышении заработанной платы и улучшении условий труда.

Социальные проблемы рынка труда 1. Различия интересов наемных работников и работодателей. Для работодателя основная задача заключается в

Слайд 23Социальные проблемы рынка труда
2. На рынке труда есть предел падения цен.
Эта

граница определяется суммой, которую надо уплатить за приобретение минимальной корзины благ, необходимых человеку, чтобы выжить, т.е. прожиточным минимумом.
Социальные проблемы рынка труда2. На рынке труда есть предел падения цен.Эта граница определяется суммой, которую надо уплатить

Слайд 243. Для нанимателя – как добиться, чтобы человек трудился с наивысшей

отдачей, для работника – как получить за свой труд побольше.

Социальные проблемы рынка труда

3. Для нанимателя – как добиться, чтобы человек трудился с наивысшей отдачей, для работника – как получить

Слайд 25Профсоюзы
Профсоюзы – объединения

работников по профессиям для организации коллективной защиты своих интересов и улучшения условий труда.
ПрофсоюзыПрофсоюзы – объединения         работников по профессиям для организации коллективной

Слайд 26Рефлексия
Два молодых человека устраиваются на престижную работу. Место одно. Управляющий

беседовал с каждым с глазу на глаз. Оба показали, что хорошо знают своё дело. «Парни что надо», – подумал управляющий. Правда, один из них отличался безукоризненными манерами поведения. Он сдержанно улыбался, аккуратно и непринуждённо пил кофе, предложенный секретарем, а на прощание галантно раскланялся. Видно было, что человек очень старался произвести выгодное впечатление. А другой, показался умным, грамотным, но не очень ловким в общении человеком. Его манеры нельзя было назвать безупречными. Он не только не сумел быть галантным, но, прощаясь, сделал неловкое движение и опрокинул остатки кофе себе на брюки.
Как вы думаете, кого управляющий возьмёт на работу? Почему?

Кейс №1.

Рефлексия Два молодых человека устраиваются на престижную работу. Место одно. Управляющий беседовал с каждым с глазу на

Слайд 27Рефлексия
Вы – руководитель крупной компании. Вам требуется новый секретарь. Собеседование и

испытательный срок прошли три кандидата со следующими профессиональными и личными характеристиками (А,Б,В).
Кого Вы примете на работу? Обоснуйте свое решение.
A. Имеет очень хорошие профессиональные навыки и большой послужной список, организован и аккуратен, но в общении с посетителями проявляет грубость и недоброжелательность.
Б. Профессиональные навыки на довольно высоком уровне. Вежлив, общителен и дружелюбен как с начальством, так и с посетителями. Аккуратен и организован, но при этом не умеет хранить секреты фирмы и много разговаривает по телефону с посторонними людьми.
B. В течение испытательного срока показал себя воспитанным и добросовестным. Дружелюбен и тактичен в общении с посетителями, но профессиональные навыки недостаточные. Не умеет адекватно реагировать на возникшие проблемы.

Кейс №2.

РефлексияВы – руководитель крупной компании. Вам требуется новый секретарь. Собеседование и испытательный срок прошли три кандидата со

Слайд 28Домашнее задание

«Экономический эксперимент»
Выберите два самых обычных дела, которые Вы часто выполняете в своей повседневной жизни. Пусть, например, это будет уборка квартиры, стирка, мытье посуды или подготовка уроков. Проведите следующий экспери­мент. Засеките время, которое Вам требуется для выпол­нения каждого из выбранных Вами дел, а затем ответьте на следующие вопросы (ответы нужно записать в рабочей тетради по экономике):
Делаете ли Вы эту работу так быстро и эффективно как можете?
Выполняют ли Ваши друзья или Ваши родители ту же самую работу быстрее и качественнее, чем Вы?
Если да, то как они этого добиваются?
Что могло бы заставить Вас работать эффективнее?
Домашнее задание           «Экономический эксперимент»Выберите два самых обычных

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть