Слайд 1
Тема доклада: «Формирование правовой культуры учащихся как условие воспитания гражданина»
Слайд 2Цель специальной (коррекционной) школы VIII вида – подготовить обучающихся к самостоятельной
жизни в обществе и производительному труду. На реализацию этой цели всегда было направлено изучение вопросов права на доступном уровне для учеников с нарушением интеллекта.
Слайд 3К концу 9 класса выпускник коррекционной школы
должен знать: что такое
государство, право, правонарушение, виды правовой ответственности, основные конституционные права и обязанности граждан ПМР, что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власти ПМР ;
должен уметь: составлять деловые бумаги, оформлять стандартные бланки, при необходимости обращаться с просьбой в органы исполнительной власти и правовые учреждения.
Слайд 4
В течение учебного года с учащимися 8-9х классов изучаем следующие темы,
касающиеся правового воспитания:
«Право. Роль права в жизни человека, общества и государства»,
«Право и закон»,
«Правовая ответственность (административная и уголовная)»,
«Преступление как вид правонарушения, его признаки»,
«Правоохранительные органы ПМР»,
«Конституционные обязанности граждан»,
«Основные конституционные права человека в ПМР»,
«Правовые основы семейно-брачных отношений»,
«Права ребенка. Декларация прав ребенка» ,
«Право на образование»,
«Понятие уголовного права»,
«Преступления – наиболее опасные преступления»,
«Ответственность за соучастие и участие в преступлении»,
«Наказание, его цели»,
«Суд и его назначение», и др.
Слайд 5Тема урока «Человек и закон»
«Итак, ребята давайте определим тему нашего урока.
В этом мне поможете вы. У вас на столах лежат листы с определениями терминов. Прочитайте определение и назовите термин, о котором идет речь.
Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда – это……….
Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения – это …….
Первое слово – это ….(человек) , второе слово …. (закон).
Слайд 6Тема урока «Мораль»
Притча “Яма”
“Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил
на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее”.
- Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку?
Слайд 7Тема урока «Правовая ответственность»
предлагаю учащимся распределить по двум колонкам,
за какие из перечисленных правонарушений наступает :
Административная Уголовная ответственность : ответственность :
(хулиганство, кража, убийство, терроризм, захват заложника, нарушение правил дорожного движения)
Слайд 8Оценить с юридической точки зрения преступление или проступок:
- Вера получила от
двух знакомых крупную сумму денег для покупки ювелирных украшений, после чего скрылась;
- гражданин, управляя автомашиной, нарушил ПДД;
- Олег без уважительной причины прогулял работу;
- Алексей в пьяном виде терроризировал соседей, избил пенсионера, угрожал всем;
- Ольга не выполнила работу, которую поручил ей директор;
- Марине в магазине продали некачественный товар;
- Николай и Иван совершили кражу автомагнитолы;
- Александр ехал на автобусе, не купив билет;
- Игнатов захватил в заложники воспитанников детского сада.
Слайд 9Для закрепления темы «Право и закон» использую синквейн :
Закон
Строгий, справедливый
Соблюдается, нарушается,
наказывает
Все должны соблюдать закон
Правило
стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Конституция
Справедливая, суровая
Устанавливает, защищает, призывает
Она самая главная в государстве
Закон
Слайд 10Тема урока «Трудовые права несовершеннолетних»
использую игру «Работник и работодатель». Каждый из
действующих лиц должен обыграть свою роль и ответить на свой вопрос. Остальные обучающиеся должны дать оценку знаний.
Работодатель:
-Познакомить с рабочим временем несовершеннолетних.
Работник:
- Написать заявления на работу.
Слайд 11На уроке по теме «Преступление. Наиболее опасные преступления»
отрывок из
книги Н.И. Ветрова «Если бы я знал закон…» после чего должны сказать, чему они учат. Приведу один из отрывков.
… Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошел с ними на «дело». Мне казалось это каким-то геройством, чем-то необыкновенным. Думал ли я о последствиях, о том, что за это «по головке не погладят»? Нет! Откровенно говоря, я и не знал, что закон так строг и что есть в нем конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни… Еще три года, почти тысяча дней. Поверьте мне, как хочется на свободу! Если бы я знал закон раньше, а не изучал его здесь, в колонии…
Из письма бывшего ученика 9-го класса школы г. Свердловска
Миши С. своему классному руководителю.
Слайд 12На уроке по теме «Право на образование»