Слайд 2Введение
Российские немцы…Мало кто в нашей стране не знает о существовании этого
народа. После депортации 1941 и нескольких десятилетий забвения, предпринимаются шаги по возрождению национальной культуры, языка традиций.
Слайд 3Например в нашем городе на улице Ленина 26 расположен Центр Немецкой
культуры.
Миссия ЦНК – возрождение, сохранение и развитие культуры российских немцев.
Я сама закончила языков-эстетическую школу посещаю вокальный ансамбль «Sternlein», и танцевальный ансамбль «Tanzschlussel».
Именно поэтому я выбрала эту тему.
Слайд 4Нам было интересно узнавать новое о жизни и быте русских немцев,
познавать их язык и культуру.
Эта тема представляет научный интерес, потому что она в данный момент мало изучена. В наше презентации мы постараемся рассказать о жизни и проблемах в историческом прошлом немецкого народа.
Слайд 5Немцы в истории IX-XVII веков
Слово «немец» издавна на Руси
обозначало слово немой. Так прозывали иностранцев, не знавших русский язык или плохо владевших им. Однако, поскольку сложилось так, что подавляющее большинство выходцев из Европы оказалось уроженцами из Германских Земель, то со временем «немцами» на Руси стали называть людей, исторической родиной которых являлась Германия.
Слайд 6Тотальная модернизация российского общества
Первые десятилетия XVIII века в России были ознаменованы
предпринятой императором Петром I тотальной модернизацией российского общества. Преобразования Петра I, их экономические и социокультурные последствия, сделали актуальными целый ряд проблем. Среди них одной из важных проблем стала проблема людских ресурсов.
Слайд 7Реформы Петра I не могли бы осуществляться без широкого привлечения иностранных
специалистов. Их умения, навыки государственной, экономической, культурной деятельности требовались царю – реформатору, как залог успеха задуманных начинаний.
Слайд 8Петр I был тем государственным деятелем, который использовал опыт иностранцев, в
том числе и немцев в самых разных областях государственной, экономической, культурной жизни России.
Немцы много внесли в устройство России. Особые надежды русский царь возлагает на немцев в деле внутреннего переустройства державы
Слайд 9Немцы Поволжья
После отделения Заволжья от Саратовской губернии, в 1850 году, в
её составе остались правобережные немецкие колонии, тогда как колонии левого берега Волги отошли ко вновь образованной Самарской губернии.
Слайд 10Хозяйственное развитие
К середине XIX по сравнению с серединой столетия немецкое население
Поволжья выросло почти вдвое. По данным переписи 1897 года, здесь проживало около 396 тысяч немцев, в том числе на горной стороне Саратовской губернии – 163 тысячи.
Слайд 11В результате аграрное переселение, которое было заметно в немецких селениях уже
в середине XIX столетия, к началу XX века становится важным фактором, влиявшим на социально – экономическое развитие края.
Слайд 12С увеличением численности немецкого населения колоний, при очередных переделах земли дворовые
участки всё более дробились. Кроме того, уменьшалось в каждом хозяйстве количество рабочих рук, скота, инвентаря, имущества, что особенно сказывалось на положении небогатых семейств.
Слайд 13Немцы Поволжья в подавляющем большинстве оставались сельскими жителями. Менее 2% у
них жили в городах. Основным занятием немецких колонистов в Поволжье оставалось сельскохозяйственное производство.
Слайд 14К середине XIX века земельные отношения у немцев уже строились по
традиционному для Росси общинному принципу, с регулярным переделом земли по количеству душ мужского населения.
Слайд 15Образование немцев Поволжья
В 1871 году в немецких сёлах Поволжья насчитывалось 175
церковноприходских школ в них работали 220 учителей они обучали 48.9 тысяч учащихся.При земских управах создавались комиссии по народному образованию, в которых разрабатывались планы развития школьного и внешкольного образования.
Слайд 16 Показатели среднего образования у русских и немцев Поволжья в
сёлах были почти на одинаковом уровне, в то время как уровень среднего образования в городах оказался гораздо выше.Это было связано с нехваткой средних учебных заведений и менталитетом крестьян не видевших необходимости в среднем образовании.
Слайд 17 Для немцев главными причинами низкого уровня среднего образования являлось незнание
русского языка, препятствовавшее поступлению в русские гимназии что в свою очередь являлось следствием низкого преподавания русского языка в центральных училищах, готовивших учителей для немецких школ.
Слайд 18Немцы в городах Поволжья
К началу XX века немецкое городское население в
Поволжье неуклонно росло прежде всего, за счёт выходцев из колоний. Немцев можно было найти во всех социальных группах. Они были рабочими, служащими, извозчиками и грузчиками, предпринимателями, учителями.
Слайд 19Достоин памяти потомков
Артур Генрихович Карл (1928 – 2003). Родился 22 июня
1928 г. в г. Красноармейске Саратовской области, в семье поволжских немцев. В 1941 году был депортирован с семьёй в Хакассию, где в неполные 14 лет стал рабочим артели «Сибиряк»
Слайд 20 В 1957 возвратился в Энгельс. 5 марта 1989 года
создал клуб «Neues Leben», преобразованный в 1991 году в Центр Немецкой Культуры, и является бессмертным его председателем. В 1990 году основал Энгельсское Общество советских немцев «Возрождение». Карл Артур Генрихович много сделал для развития и возрождения немецкой культуры.
Слайд 21Заключение
Каждый народ уникален, неповторим в своей истории, культуре, традициях.