Презентация, доклад Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

Содержание

Выполнила: учитель истории и обществознания МОУ «Джатиевская ООШ» Дробышева М.А.2017 г.Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

Слайд 1 Скажи мне, я забуду. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне

сделать это, и это станет моим навсегда.

Китайская пословица

Скажи мне, я забуду.  Покажи мне, я могу запомнить.  Позволь мне сделать это,

Слайд 2Выполнила: учитель истории и обществознания
МОУ «Джатиевская ООШ» Дробышева М.А.



2017

г.

Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

Выполнила: учитель истории и обществознания МОУ «Джатиевская ООШ» Дробышева М.А.2017 г.Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

Слайд 3 Современному обществу необходимы творчески мыслящие компетентные специалисты, обладающие

элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения такими средствами, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся собственной учебной деятельности. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией и использовать ее. Поэтому важной образовательной задачей становится воспитание и обучение учащихся, готовых жить и работать в условиях информационного общества.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Современному обществу необходимы творчески мыслящие компетентные специалисты, обладающие элементами научной деятельности и творческого поиска.

Слайд 4Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, на становление личностных

характеристик выпускника: - формирование у них умений научно-исследовательской деятельности;
- возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, владеть основами умения учиться, быть способными к организации собственной деятельности;
- быть готовыми действовать самостоятельно;
- уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- любознательно, активно и заинтересованно познавать мир.
Достичь этих целей можно, вооружив учащихся исследовательскими умениями. Приобщение к исследовательской деятельности является одним из способов формирования активной жизненной позиции молодого человека.
Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, на становление личностных характеристик выпускника:

Слайд 5Что такое исследовательская деятельность?
исследовательская деятельность – это вид деятельности, для которой

характерно самостоятельное творчество, в ходе которого вырабатывается собственная концепция поднимаемой проблемы.
Исследовательская деятельность реализует творческий потенциал учащихся.
Исследовательская деятельность обеспечивает выход на формирование ключевых компетентностей ученика.
Что такое исследовательская деятельность?исследовательская деятельность – это вид деятельности, для которой характерно самостоятельное творчество, в ходе которого

Слайд 6ЧТО ЖЕ ПОНИМАТЬ ПОД ИССЛЕДОВАНИЕМ ? Одной из устоявшихся является концепция учебной

исследовательской деятельности учащихся, как новой педагогической технологии. Она формирует инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления , необходимых в решении исследовательских задач.

УМЕНИЯ: -видеть проблему -задавать вопросы -выдвигать гипотезы -давать определенные понятия - классифицировать наблюдения -проводить эксперимент -делать выводы и умозаключения - структуировать материал - работать с текстом

ЧТО ЖЕ ПОНИМАТЬ ПОД ИССЛЕДОВАНИЕМ ? Одной из устоявшихся является концепция учебной исследовательской деятельности учащихся, как новой

Слайд 7Исследовательская деятельность на уроке истории
знание – не сумма информации, а комплекс

умений, позволяющих действовать в неопределенных, проблемных ситуациях

проблемный подход к освоению учебного материала

активизация самостоятельной учебной деятельности, направленной на решение познавательных проблем (учебных задач)

Исследовательская деятельность на уроке историизнание – не сумма информации, а комплекс умений, позволяющих действовать в неопределенных, проблемных

Слайд 8 Виды умений учащихся

Виды умений учащихся

Слайд 9Использование элементов исследовательской деятельности на уроках:
Творческие домашние задания
Написание рефератов
Подготовка сообщений
Составление синквейна,

кластера, схем, кроссвордов, вопросов
Работа с историческими источниками
Поиск ответов на вопросы


Использование элементов исследовательской деятельности на уроках:Творческие домашние заданияНаписание рефератовПодготовка сообщенийСоставление синквейна, кластера, схем, кроссвордов, вопросовРабота с историческими

Слайд 10Преимущества исследовательской деятельности
Позволяет решить проблему мотивации
Учащиеся могут выбрать дело по

душе в соответствии со своими способностями и интересами
Школьники осваивают алгоритм исследовательской деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию
Развиваются творческие и интеллектуальные способности учащихся
Тесно связана с использованием новейших компьютерных технологий.
Преимущества исследовательской  деятельности Позволяет решить проблему мотивацииУчащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими

Слайд 11Этапы подготовки исторического

исследования

тема
актуальность
гипотеза
цель задачи
методы исследования(эмпирический и теоретический)
поиск источников информации

источники литература



Этапы подготовки исторического          исследованиятемаактуальностьгипотеза  цель

Слайд 12 СТЕПЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

РАБОТ
1 уровень самостоятельности – преподаватель ставит проблему и намечает метод её решения , а решение проблемы и поиск проводят учащиеся.
2 уровень самостоятельности – преподаватель предлагает проблему для исследования ,а учащиеся сами выбирают метод её решения,проводят поиск.
3 уровень самостоятельности – учащиеся сами выбирают тему исследования , ставят задачи , выбирают методы ,проводят исследования , а учитель им советует , корректирует действия .
СТЕПЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

Слайд 13Этапы работы:
1) Информационный – определения общего направления работы;
2) Плановый – определение

конкретной цели, структуры, формы работы;
3) поисковый – сбор и анализ информации, работа с источниками;
4) обобщающий – структурирование информации, систематизация данных, выводы;
Этап защиты работы – итоговое представление работы, демонстрация приобретённых знаний и умений. (Презентация)

Этапы работы:1) Информационный – определения общего направления работы;2) Плановый – определение конкретной цели, структуры, формы работы;3) поисковый

Слайд 14 1.Осознание ,обоснование важности проблемы 2.Точная формулировка проблемы 3.Поиск информации 4.Анализ информации 5.Выработка вариантов решения 6.Принятие

решения 7.Выработка плана действий по исполнению решений 8.Выполнение решения 9.Оценка эффективности решения, постановка новой проблемы

Алгоритм решения проблемы

1.Осознание ,обоснование важности проблемы 2.Точная формулировка проблемы  3.Поиск информации 4.Анализ информации 5.Выработка вариантов решения 6.Принятие

Слайд 15ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ РАБОТАМ УЧАЩИХСЯ
1.Актуальность выбранной темы
2. Теоретическая обоснованность её
3.

Комплексность исследования (отражение научно-технических, социально-психологических, экономических факторов)
4.Логичность построения, убедительность аргументации
5.Научность условий и данных
6. Тщательность, грамотность оформления текстов и графиков
7.Практическая значимость результатов, обоснованность выводов и предложений
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ РАБОТАМ УЧАЩИХСЯ1.Актуальность выбранной темы2. Теоретическая обоснованность её3. Комплексность исследования (отражение научно-технических, социально-психологических, экономических

Слайд 161. Личностно-ориентированный подход в обучении. Ученик становится активным участником образовательного процесса.

2.Создаётся атмосфера сотрудничества участников процесса обучения, которая выражается в поиске материалов для исследования, при оформлении работы 3.Формирование устойчивых мотивов ,связанных с расширением и углублением знаний 4.Формирование необходимых навыков при работе с различными историческими источниками. 5.Повышает результативность образовательного процесса, стимулирует интерес к предмету. 6.Воспитывает толерантность и уважение к друг другу, умение работать в коллективе.

Учитель с помощью этих методов и форм реализует следующие цели и задачи:

1. Личностно-ориентированный подход в обучении. Ученик становится активным участником образовательного процесса.  2.Создаётся атмосфера сотрудничества участников процесса

Слайд 17Реализация исследовательской деятельности на примере учащихся школы.
На уроках истории и обществознания

в 5 классе: через АМО, такие, как археологическая экспедиция, царство общественных наук, синквейны, кластеры, мозговой шторм и т.д.

АМО «Мозговой шторм»

Окружающий мир-предмет, который даёт широкие представления о природных и общественных явлениях

Обществознание-предмет, который изучает общество людей, позволяет больше узнать о современном обществе



История-предмет, который изучает жизнь и деятельность людей в прошлом.

АМО «Синквейн»
Пример:
Обществознание
Окружающее, важное
Ориентироваться, знать, приумножать.
Научиться задавать вопросы, искать ответы, размышлять.
Наука.
Правила составление синквейна:
1.Термин (существительное)
2.Два прилагательных (по смыслу)
3.Три глагола (по смыслу)
4.Ключевая фраза, отражающая смысл понятия
5.Слово – синоним к основному термину

Реализация исследовательской деятельности на примере учащихся школы.На уроках истории и обществознания в 5 классе: через АМО, такие,

Слайд 18АМО «Кластер»
Мы все с вами являемся частью общества, мы все взаимосвязаны,

живя в нем. Предлагаю вам, используя текст параграфа и свои знания, применить технику графического моделирования «Кластер».
АМО «Кластер»Мы все с вами являемся частью общества, мы все взаимосвязаны, живя в нем. Предлагаю вам, используя

Слайд 19АМО «Царство наук»
Ребята, наук, изучающих общество, очень много. С точными и

естественными науками вы познакомились в курсе изучения предмета «Окружающий мир». А вот с общественными науками вы еще незнакомы. Предлагаю совершить увлекательное путешествие в Царство общественных наук. Оно большое и состоит из отдельных королевств. Чтобы успеть посетить их все и поделиться впечатлениями, разделимся на группы. Познакомьтесь с дополнительным материалом и расскажите о своих впечатлениях от посещения королевства.
Первая группа посетит королевство «Философия»
Вторая группа посетит королевство «Психология»
Третья группа посетит королевство «Социология»
Группы презентуют свои работы, делятся впечатлениями, находят различия, подводят итоги.
АМО «Царство наук»Ребята, наук, изучающих общество, очень много. С точными и естественными науками вы познакомились в курсе

Слайд 20На примере 6 класса:
Нахождение причинно-следственных связей, событий.
Возможность строить догадки и проверять

их, постепенно переходя от простого собирания фактов к их сопоставлению.
Постановка и решение проблемных ситуаций.
Составление логических схем.
Тема «Человек-личность»
Изучив абзацы определенного параграфа, учащиеся должны графически отобразить содержание понятий «личность» и «сознание»
Личность-это совокупность качеств человека, которые появляются:

В процессе жизни общества в результате деятельности в процессе общения с другими людьми

Только личность обладает сознанием


Сознание –это

Отношение человека к миру

Понимание того, что человек делает, как живет, о чем мечтает

Сознание дает человеку возможность:

Заниматься различной деятельностью

Вступать в общение с другими людьми

Оценивать окружающих и себя

На примере 6 класса:Нахождение причинно-следственных связей, событий.Возможность строить догадки и проверять их, постепенно переходя от простого собирания

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть