Презентация, доклад Использование притч как средства формирования УУД в изучении общественно-научных предметов

Притча – дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное поучение. С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С точки зрения философии, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или

Слайд 1Мастер-класс «Использование притч как средства формирования УУД в изучении общественно-научных предметов»



Учитель истории и обществознания
Яковчукова Г.В.

2016 г.

Мастер-класс   «Использование притч как средства формирования УУД в изучении общественно-научных предметов» Учитель истории и обществознания

Слайд 2Притча – дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное поучение.

С

точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ.
С точки зрения философии, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира.

Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме.
Притча – это не просто мудрость веков, это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания.


Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере».

Жанр притчи появился на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями.



«В притче может быть сказано так много, что хватает потом на многие века для всех народов и любых социальных устройств».
Владимир Солоухин

Притча – дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное поучение. С точки зрения литературы, притча – это

Слайд 3Церковно‐славянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень

слова «притчатча», «теча», «теку»(бегу, поспешаю) тот же самый, что и в слове «предтеча». » «
В греческой Библии притчи называются «паремиями». Паремия(«паре‐» при, «мия» путь) значит, «припутное», «при пути», вроде верстового столба, тоестьтакое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на пути всей его жизни.
Церковно‐славянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень слова «притчатча», «теча», «теку»(бегу, поспешаю) тот

Слайд 4Цель использования притч на уроке
- Повышение эффективности воспитательного аспекта в изучении

истории (в т.ч. региональной истории) , обществознания, ОРКСЭ.

Задачи:
Активизировать психические процессы обучающихся при работе с текстом: внимание, память, речь, мышление, воображение, эмоции, воля и др.
Способствовать освоению нравственных понятий, составляющих основу того или иного мировоззрения (человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие, нравственные, семейные и общественные ценности).
Развивать универсальные учебные действия (в т.ч.смысловое чтение) в соответствии с требованиями ФГОС.





Цель использования притч на уроке- Повышение эффективности воспитательного аспекта в изучении истории (в т.ч. региональной истории) ,

Слайд 5Свойства притчи
1) краткость;
2) не требует доказательств;
3) подсказывает способы

разрешения конфликтной ситуации;
4) дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок;
5) строится на сравнении;
6) предполагает мыслительную деятельность.

Функции притч (по А. Н. Иоффе )
Функция зеркала.
Человек может сравнивать свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринимать то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу. Функция модели.
Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.
Функция опосредования.
Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой– либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.
Функция хранения опыта.
Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.

Свойства  притчи1) краткость; 2) не требует доказательств; 3) подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации;4) дает возможность указать

Слайд 6Таблица «Работа с притчей»

Задание: используя текст притчи, заполнить таблицу.

Таблица «Работа с притчей»Задание: используя текст притчи, заполнить таблицу.

Слайд 7Формируемые УУД при работе с притчами

Формируемые УУД при работе с притчами

Слайд 8 Современные образовательные технологии в работе с притчами
Личностно-ориентированное обучение
ИКТ-

технологии


Проектная и исследовательская деятельность

Проблемное обучение

Современные образовательные технологии в работе с притчами Личностно-ориентированное обучение ИКТ- технологии Проектная и исследовательская деятельностьПроблемное обучение

Слайд 9Методические приемы использования притч в
образовательном процессе
‐ обсуждение основной идеи и смысла

притчи;
‐ сформулировать вопросы или ответить на поставленные;
‐ придумать название притчи;
‐притча без окончания(обсуждение, чем она могла бы закончиться);
‐выделить ключевые слова понятия, с последующим комментированием;
-иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии,
изображения);
‐ разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста);
‐инсценировка притчи;
‐ подбор пословиц, поговорок;
‐сравнение с басней(определить);
‐ найти или предложить, вставить пропущенные слова;
‐ рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.);
‐ сравнение нескольких притч ( притчи разных культур) с одинаковыми ценностями;
‐ определение ценностей, которые отражает притча.
Методические приемы использования притч вобразовательном процессе‐ обсуждение основной идеи и смысла притчи;‐ сформулировать вопросы или ответить на

Слайд 10
Многообразие форм и методов работы с текстом позволяет в полном

объеме решать задачи, сформулированные в новых ФГОС.

Создание новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний способствует достижению планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных), достижению высокого качества образования.

Вывод

Многообразие форм и методов работы с текстом позволяет в полном объеме решать задачи, сформулированные в новых

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть