Слайд 1Цыганова Ольга Ивановна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №3 «Пеликан»
г. Бердск
2017
г
Формирование гражданско-патриотического воспитания школьников на уроках
истории и обществознания в рамках реализации ФГОС
Слайд 2ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ исторического и обществоведческого образования в ФГОС :
воспитание патриотизма;
воспитание гражданственности;
воспитание
социальной ответственности;
уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека;
уважение к демократическим ценностям современного общества.
Слайд 390-е годы ХХ века
позитивные перемены:
усиливаются демократические процессы;
развивается диалог культур;
Россия
активно включается в мировое сообщество.
негативные явления:
бездуховность;
социальное расслоение;
социальная незащищенность граждан;
криминализация общества,
пропаганда насилия в средствах массовой информации
Слайд 4Следствия периода реформ
меньше ценится нравственность, общество, государство и законы;
разобщенность разных социальных
групп населения;
потеряны нравственные идеалы;
молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета;
образовался духовный, идейный, ценностный вакуум.
Слайд 5Антон Семенович Макаренко
Необходимо воспитывать такие качества гражданина как образованность, общественная
и политическая активность, умелое и активное участие в государственном управлении и общественной жизни.
Слайд 6Василий Александрович Сухомлинский
"Сердцевина человека - любовь к Отечеству - закладывается
в детстве… Торжество добра, красоты, истины - это для ребенка - личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье".
Слайд 7Константин Дмитриевич Ушинский
"Как нет человека без самолюбия, так нет
человека без любви к Отечеству. Эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными, природными, личностными, семейными и родовыми наклонностями".
Слайд 8Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан»
Принято ряд постановлений:
На 2001-2005 гг.
На 2006-2010
гг.
На 2011-2016 гг.
30.12.2015 принята «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы».
Слайд 9"… Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи,
когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений". /Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации в 2015 году /.
Слайд 10Федеральные государственные образовательные стандарты
Система базовых национальных ценностей:
определяет самосознание российского народа;
характер
отношений человека к семье, обществу, государству, труду;
смысл человеческой жизни;
расставляет приоритеты общественного и личностного развития.
Слайд 11Гражданско-патриотическое воспитание
чувство привязанности к тем местам, где человек родился
и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Слайд 12Воспитание гражданственности и патриотизма будет эффективным при условиях:
ориентации учителя и учащихся
при изучении истории и обществознания на отечественные ценности;
опоры на такие ценности как: государственная символика, права человека и гражданина, примеры служения Родине выдающихся людей, памятные даты и знаменательные события отечественной истории и истории родного края;
активного вовлечения учащихся во внеурочные формы деятельности, предлагаемые центрами дополнительно образования;
- вовлечения школьников в исследовательскую и поисковую деятельность.
Слайд 13"Гордиться славой своих предков, - писал А. С.Пушкин, - не только
можно, но и должно".
«История,– говорил В.О.Ключевский, - это великая наставница жизни, она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
Слайд 15Для лучшего осмысления учениками событий истории
проблемно-диалогическая технология ведения урока;
уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах;
урок защиты реферата;
уроки подготовки и заслушивания сообщений о личностях: героях, полководцах, правителях, общественных деятелях;
Слайд 16Трудности в изучении истории:
Учебники истории написаны труднодоступным, сухим языком,
плохо иллюстрированы.
В учебниках практически не содержат яркого фактического материала.
Ряд параграфов содержит огромный по объему и необходимости усвоения материал).
Недостаточное количество часов на изучение некоторых тем (Отечественная война 1812 г.-1 час)
Слайд 17Гражданско-патриотическое воспитание достигает качественного результата, если:
содержание урочной и внеурочной деятельности
находятся во взаимосвязи и способствуют активной жизненной позиции подростка;
гражданское самосознание и чувство патриотизма подростка формируется на основе изучения истории своего народа, истории родного края, освоения богатого духовного опыта предшествующих поколений;
на уроке приоритет отдается диалоговым (интерактивным) формам и методам гражданского воспитания (дискуссии, обсуждения проблемных ситуаций, работа в группах или парах);
знания и навыки подкрепляются внеурочной деятельностью, которая позволяет подросткам проявить свои гражданские, духовно-нравственные качества и получить социальный опыт через участие в общественно-полезных делах.
Слайд 18Заключение
Проблема воспитания гражданственности и патриотизма является важнейшей составляющей общенациональной идеи,
системы формирования и развития духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.
Не только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя, но и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.
Не менее важна роль семьи в воспитания гражданственности и патриотизма, становления и развития личности
Осуществление задач гражданского воспитания требует активной гражданской позиции со стороны учителя.
Определить результаты гражданского и патриотического воспитания довольно сложно.
Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.