Слайд 1Экономика
9 класс
Подготовка к ОГЭ
Слайд 2Экономика
Экономика (греч.Аристотель) – искусство ведения домашнего хозяйства.
Экономика (как хозяйство) –
это способ организации деятельности людей, направленный на создание благ, необходимых для потребления.
Экономика как хозяйство состоит из сфер:
производство - промышленные предприятия, фирмы;
распределение - налоговая служба, банки;
обмен –рынок;
потребление - население и организации.
Слайд 3Экономика:
1) наука;
2) система хозяйствования.
Экономика — область общественных отношений по поводу производства,
обмена, распределения, потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования ресурсов
Слайд 4Весь набор необходимых человеку благ создается в двух взаимодополняющих друг друга
сферах экономики – материальное производство и нематериальное производство.
Процесс создания материальных благ и услуг называется производством.
Слайд 5Производство
Характерные черты
1. Материальное производство – изготовление вещественных благ: производство товаров(промышленность, сельское
хозяйство и т.д.) и оказание материальных услуг (торговые, коммунальные, транспортные и т.д.).
2. Нематериальное производство - создание духовных и нравственных ценностей: идеи, теории и оказание услуг (образовательные, медицинские и т.д.)
Слайд 6Благо – это то, что является полезным для человека, служит удовлетворению
его потребностей.
Свободные (природные, даровые) и экономические
(производимые людьми различные предметы).
Морская вода, солнечный свет, лесной воздух …
Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
Слайд 7
ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по
всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.
Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.
Слайд 8Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг.
Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т. д. — производительные силы.
В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:
1) производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;
2) производственные отношения — производство, распределение, потребление, обмен.
Слайд 9Развитие экономики тесно связано с наличием тех или иных ресурсов в
стране.
Ресурсы- это источники (ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов), которые могут использоваться для зарабатывания денег. Их так же называют факторами производства.
Ресурсы - имеющиеся у общества возможности для производства благ и удовлетворения потребностей.
Вовлеченные в производство ресурсы называются факторы производства.
Слайд 10Факторы производства (это основные компоненты, используемые в процессе производства продукции, работ,
услуг.
Это ресурсы, которые используются людьми для создания жизненных благ.
1. Земля (природные ресурсы) – это земля и все что на ней произрастает и находится внутри (леса, реки, полезные ископаемые, моря, океаны, растительный и животный мир природы)
2. Труд - это так называемый « человеческий капитал» вклад в процесс производства, сделанный людьми в форме непосредственного расходования умственных и физических условий.
3. Капитал (средства труда), или «инвестиционный ресурс», - это деньги вкладываемые в средства производства- здания, сооружения, производственное оборудование, инструменты, сырье, материалы и др.
4. Предпринимательские способности - умение людей соединять все факторы производства для создания товаров и услуг с наибольшей эффективностью, принимать основные решения по ведению производственного процесса и идти на риск.
5. Информация – продукт мыслительной деятельности информации –знания, сведения, сообщения и т.д.
Примеры: леса, поля - земля;
фабрики, заводы, - капитал;
компьютерное программное обеспечение научные разработки - информация.
Слайд 11Факторные доходы -
то, что для владельцев факторов производства является прибылью, а
для покупателей является издержками.
Для владельцев рабочей силы зарплата является доходом.
Владельцев земли – рента – это доход, регулярно получаемый владельцем от использования земли, имущества, капитала.
Владельцев капитала – процент -1. Процент кредитный – плата, которую заёмщик должен вносить за пользование кредитом, деньгами или материальными ценностями. 2. процент депозитный – плата вкладчику банка за предоставление банку денег по вкладу на определенный срок.
Слайд 12Фазы экономической деятельности.
1. Производство – это процесс создания экономических благ и
услуг.
2. Распределение – это разделение производственного продукта между участвующими в производстве.
3. Обмен – это процесс, в котором взамен произведенного продукта получают деньги или другой продукт.
4. Потребление –процесс использования произведенного продукта.
Слайд 13Главные вопросы экономики
1. Что производить?
2. Как производить?
3. Для кого производить?
Слайд 14Типы экономических систем
Традиционная
Командная (централизованная, командно-административная)
Рыночная
Смешанная
Слайд 15Традиционная
основана на традициях, передающихся из поколения к поколению. Эти традиции определяют,
какие товары и услуги производить, для кого и каким образом.(такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах).
Характерные черты:
-земля, капитал находятся в общем владении;
-ресурсы распределяются в соответствии с традициями;
-экономические роли людей определены наследственностью и сословием;
-основа экономики аграрное производство(сельское хозяйство);
-слабая связь с рынком;
-слабое развитие техники и технологий производства;
-мелкотоварное производство;
-однотипность и устойчивость производительности продуктов;
-уравнительное распределение продуктов;
-главные экономические вопросы не стоят.
Слайд 16Командная (командно-административная, централизованная)
Характерные черты:
-основана на государственной собственности;
-главные вопросы экономики
решает государство;
-централизованное распределение трудовых ресурсов;
-централизованное планирование (каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определённые ресурсы).
Слайд 17Командная экономика — это система, основанная на государственной собственности и централизованных
методах управления.
Командная экономика стоит на трех «китах»: централизованное планирование производства, централизованное снабжение ресурсами и централизованное ценообразование.
Слайд 18Рыночная экономика
Характерные черты:
-частная собственность;
-развитие на основе рыночных законов спроса
и предложения;
-экономическая самостоятельность производителей;
-ограниченная роль государства в экономике;
-свободная конкуренция при существовании монополии.
Слайд 19Рыночная экономика основана на принципах:
1) предпринимательства;
2) многообразия форм собственности на средства
производства;
3) рыночное ценообразование;
4) договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);
5) ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.
6) присвоения прибавочной стоимости.
Слайд 20
Основные функции государства в рыночной экономике:
1. Установление и обеспечение соблюдения правовых
основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.
2. Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.
3. Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
4. Предоставление общественных товаров и услуг
5. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
6. Распределение и перераспределение национального дохода за счет налоговой политики и обеспечение социально-экономической поддержки.
7. Участие в хозяйственной деятельности.
Слайд 21Смешанная экономика
В большинстве современных развитых странах существует смешанная экономика.
-использование регулирующей
роли государства и экономической свободы производителей;
-предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам;
-государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики.
Слайд 22Рынок и рыночные отношения
Рынок- это сфера взаимодействия производителей и потребителей в
масштабе региона, государства или мира.
1.Функции рынка:
-информационная
-распределительная
-санирующая (терапевтическая)
-стимулирование технического прогресса
Слайд 23Виды рынка:
- по экономическому назначению: товаров и услуг, недвижимости, труда, ценных
бумаг, капитала;
-по географическому положению: местный, национальный, мировой;
- по отраслям: рынок земли, зерна, автомобилей, компьютеров и т.д.
Слайд 24Спрос
это потребность покупателей в данном товаре или услуге, выраженная в их
покупательной способности.
Величина спроса – это количество товара и услуги, которую покупатели готовы купить по данной цене в определённое время, в определённом месте.
Слайд 25Факторы спроса:
цена товара (для спроса цена товара или услуги почти всегда
является решающим фактором, при прочих равных условиях, величина спроса на товар обратно пропорциональна цене — покупатели желают и способны приобретать больше по низким, а не по высоким ценам, в случаях, когда товар уценен или выставлен на распродаже, или покупатели и продавцы привычно торгуются, верным измерителем цены служит реально уплаченная сумма, или цена сделки, но не запрашиваемая цена); качество товара; вкусы и предпочтения потребителей; доход потребителей; цены на родственные товары; ожидания потребителей; количество потребителей и частота покупок; торговая марка; реклама.
Культурные традиции общества — важный фактор спроса, например в мусульманских странах спрос на мини-юбки вряд ли будет высоким.
Слайд 26Потребительский спрос
обеспеченный денежными средствами населения спрос на товары и услуги.
Потребительский
спрос является ведущим фактором экономического роста индустриально развитых стран. Активный потребительский спрос является предпосылкой для увеличения занятости, так как почти всегда основная масса рабочей силы сосредотачивается на предприятиях, экономическую деятельность которых стимулирует спрос населения.
Потребительский спрос ограничен ценами на товары-заменители.
(Изменение спроса зависит от нескольких факторов: пола, возраста, ожидания потребителей, дохода потребителей, цен на товары-заменители, дополняющие товары, рекламы и др.)
Слайд 27Неценовые факторы, влияющие на спрос:
1. Уровень доходов покупателей
2. Вкусы и предпочтения
потребителей
3. Сезонность
4. Реклама
5. Цены на взаимозаменяемые, взаимодополняемые товары
6. Ожидание будущего изменения цены
7. Изменение числа покупателей на рынке
Слайд 28Предложение
это количество товара или услуги, которое производители готовы поставить на рынок
в зависимости от цены на данные товары.
Предложение – желание производителя предложить свой товар к продаже.
Величина предложения – это то количество товара или услуги, которое продавцы способны или готовы продать по определенной цене в определённое время, в определённом месте.
Слайд 29Неценовые факторы предложения:
1. Цены на производственные ресурсы
2. Технологии – методы производства
товаров
3. Число продавцов на рынке
4. Налоги и субсидии государства
5. Цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены с помощью тех же самых ресурсов
6. Ожидание в будущем изменения цен на данный товар.
Слайд 30Существует большая зависимость между спросом и предложением. Если растет спрос, то
растет и предложение. Но когда растет предложение, не всегда вырастает спрос. Поэтому существует рыночное равновесие.
Рыночное равновесие – это когда спрос соответствует предложению и равновесной цене.
Равновесная цена – это цена, при которой количество товара или услуги, предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара или услуги, которую готовы купить покупатели.
Слайд 31Постоянные и переменные издержки
Затраты (издержки производства)–это расходы на приобретения всего объема
ресурсов, которая фирма использовала для организации производства определенной продукции.
Экономические издержки – это общие издержки фирмы на производство товаров и услуг, включая как прямые денежные издержки, так и альтернативные (упущенная выгода от использования ресурсов фирмы).
Слайд 32Экономические издержки
1. Внутренние (не явные) – это стоимость собственного ресурса, это
денежные выплаты, которые могли бы быть получены за самостоятельно использованный ресурс.
2. Внешние (явные, бухгалтерские)- это все выплаты, осуществляемые поставщикам ресурсов (трудовые услуги, материалы, топливо)
Внешние издержки делятся на :
1. Постоянные: арендная плата, обслуживание оборудования, зарплата управленческого персонала, коммунальные услуги, амортизация.
2. Переменные: оплата труда работникам, электроэнергия, комплектующие, транспортные услуги, упаковка, тара.
Слайд 33Прибыль (экономическая) – это разница между общей выручкой фирмы и экономическими
издержками.
Прибыль (бухгалтерская) – это разница между общей выручкой и бухгалтерскими издержками.
Слайд 34Предпринимательство
самостоятельная, инициативная деятельность людей, осуществляемая на свой риск в рамках закона,
под свою ответственность и направленная на получение прибыли.
Человек, который хочет заниматься предпринимательской деятельностью, должен обладать определенным набором качеств: инициативой, способностью рисковать, быть лидером, организовывать работу, решительностью, независимостью экономического мышления, самостоятельностью в суждениях и принятии решений.
Слайд 35Предприниматель организует свою деятельность таким образом, чтобы получит как можно большую
прибыль. Для этого он:
-определяет стратегию (концепцию достижения целей) и тактику (пути и методы достижения целей)
-внедряет в свое производство новые технологии и формы организации.
-рискует.
Предпринимательскую деятельность можно вести в одиночку или совместно с другими людьми.
Слайд 36Рыночное предпринимательство строится на «трёх китах»
Индивидуальное частное (единоличное)
Товарищество
Акционерное общество
Слайд 37Индивидуальное частное (единоличное) - всеми средствами владеет один собственник.
Товарищество - объединение
двух или более лиц для организации и совместного ведения дела. Каждый участник вносит сумму денег (вклад, долю) в уставной капитал (фонд) фирмы, имеет права и несет ответственность в зависимости от этой доли.
Слайд 38Акционерное общество – хозяйственная организация, созданная на основе денежных средств посредством
продажи акций (акция – ценная бумага, свидетельствующая о вложении капитала в акционерное общество и подтверждающая право на получение части его прибыли). Совладельцами этой организации являются держатели акций (акционеры), которые несут риск убытков из-за деятельности общества только в пределах стоимости принадлежащих им акций. В случае разорения этой фирмы ее совладельцы могут лишиться суммы, потраченной на покупку акций.
Слайд 39Фирма – это коммерческая организация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления
товаров и услуг используемых на рынке.
Монополия (в экономике) [monopoly] — ситуация на рынке, когда фирма, называемая «монополистом», полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого товара, что ведет, как правило, к ухудшению качества товаров и увеличению цен.
Слайд 40Экономические цели и функции государства
Экономическое развитие –это координальные изменения в хозяйстве
жизни страны преобразование в структуре экономики (применяется для развивающихся стран «Юг»).
Экономический рост-увеличение реального и потенциального доходов (валового внутреннего продукта) в длительный период времени.
Экономический рост приводит к социальному и научному прогрессам.
Слайд 41Экономический рост возможен:
1. Экстенсивный рост – увеличение ВВП за счет расширения
масштабов использования ресурсов (в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но ещё неиспользованные ресурсы).
2. Интенсивный рост – это увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышение их эффективности.
Слайд 42Экономический цикл - это периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции;
период цикличности деловой активности.
Слайд 43Фазы экономического цикла:
1. Экономический подъем (пик) – почти полная занятость активного
населения, постоянное расширение производства всех товаров и услуг, рост доходов, расширение совокупного спроса.
2. Экономическое сжатие (рецессия) – сокращение производства и потребления, доходов и инвестиций, падение уровня ВВП.
3. Экономический спад (кризис) – экономика, достигнув дна, топчется на месте.
4. Экономически застой
5. Экономическое оживление - постепенный рост производства, промышленность начинает привлекать дополнительную рабочую силу, растут доходы населения и прибыль предпринимателей.
Слайд 44Причины циклического развития экономики:
1. Внутренние (эндогенные):
-монетарная (денежная) политика государства: инфляция
-сокращение производства
вызванного затовариванием
-изменение совокупного спроса и предложения
2. Внешние (экзогенные)
-войны
-внешние факторы, такие как «нефтяной шок»
-крупные нововведения (железные дороги, автомобили)
-пятна на солнце
-методы антициклического регулирования.
Слайд 45Черты циклического развития
1. Позитивные – позволяют привести в соответствие спрос и
предложение, выявить наиболее жизнеспособные фирмы, продолжить развитие экономики на новой технической основе.
2. Негативные – безработица, инфляция, кризис.
ВВП (валовой внутренний продукт) - это стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам (не имеющим гражданства этой страны).
Слайд 46Методы регулирования экономической жизни государством:
1. Правовые методы – законы, призванные упорядочить
взаимоотношения участников рыночной игры (антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса, поддерживая, таким образом, разнообразную структуру производства)
2. Финансово-экономические методы:
-налоги: увеличиваю или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его;
-денежная политика: управление денежной массой и кредитами через государственный банк;
-таможенные пошлины на импортные товары, чтобы они были дороже отечественных.
3. Экономическое программирование – планы развития экономики на некоторый период и
носят рекомендательный характер.
Слайд 47Безработица
Рынок труда (рабочей силы) – это совокупность экономических и юридических взаимоотношений
позволяющий людям обменивать свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны предоставлять в обмен на эти услуги.
Рынок труда (рабочей силы) – организация, сфера деятельности, которая способна дать оценку стоимости рабочей силы, определяет условия её найма (величину заработной платы, условия труда, гарантия занятости, возможность получения образования, профессионального роста и т. д.)
Слайд 48Рабочая сила – это способность человека трудиться и выполнять определенные виды
работы.
Спрос на труд – это объем услуг труда, который фирма готова приобрести при существующих ценах на труд.
Предложение труда – это объем услуг труда, который работники готовы предложить при существующих ценах на труд.
Безработица – социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти работу.
Безработица — наличие лиц, трудоспособного возраста, не имеющих работы, пригодных к ней и ищущих её.
Слайд 49Виды безработицы:
1. Фрикционная — самостоятельное перемещение работника с одного места на
другое.
2. Структурная — связана с переквалификацией работников и структурными изменениями в экономике.
Фрикционная + структурная = естественная безработица или полная занятость.
3. Циклическая — в условиях кризиса.
4. Сезонная - в определенное время года работа отсутствует, пример - в зимний период в курортных зонах.
5. Скрытая — переход на сокращённый режим работы.
Слайд 50Виды и причины безработицы
1. Структурная – связана с научно-техническим прогрессом и
невозможностью найти работу в связи с данным уровнем квалификации. Изменение потребительского спроса на товары и услуги, применение новых технологий, свертывание старых производств, совершенствование рабочих мест. Например, всего два десятка лет назад профессия инженер была одной из востребованных производством, а потом возрос спрос на специалистов таких профессий , как менеджер, экономист, программист и т.д.
2. Фрикционная - от работы до работы. Связана с поиском или ожидание получения рабочего места гражданином. Например, выпускник вуза может числиться безработным, пока не найдет места, соответствующего его специальности и уровня подготовки или специалист вынужден поменять работу (поиск лучших условий труда).
3. Циклическая – связана с циклическим развитием экономики и в результате спада производства. Спад производства. Он характеризуется сокращением производства и потребления. С сокращением выпуска продукции происходит увольнение ранее занятых работников и сокращение рабочих мест).
4. Сезонная - например, в сельском хозяйстве или в сфере культуры (курорты, лагеря) в связи с сезонным характером деятельности.
Слайд 51Последствия безработицы
1. Позитивные:
-формируется мобильный резерв рабочей силы, который можно задействовать при
расширении производств.
-усиливается трудовая мотивация работающих.
2. Негативные:
-снижение уровня жизни населения
-потеря профессиональных навыков и знаний
-моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркотикам и т.д.
-усиление конфликтной ситуации.
Меры по сглаживанию негативных последствий безработицы: профессиональное обучение безработных, выплата пособий по безработице, организация общественных работ.
Слайд 52Роль государства в обеспечении занятости:
1.Создание условий для переподготовки и повышения квалификации
работников(деятельность центров профориентации, учебных центров)
2. Предоставление информации о потребностях фирм в работниках и содействие в трудоустройстве безработных (ярмарки вакансий молодёжные биржи труда, поддержка изданий по вопросам трудоустройства).
Слайд 53Налоги
Налоги- это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.
Обязательные, преимущественно невозвратные
платежи, взимаемые с граждан и организаций в целях финансового обеспечения деятельности государства, называют налогами.
Субъект – тот, кто платит (налогоплательщики) -физические и юридические лица.
Объект – то, за что платят: доходы и имущество.
Слайд 54Виды налогов:
Прямой - подоходный, на прибыль, на имущество, на недвижимость, на
дарение, на наследство, на финансовые операции.
Косвенный - таможенные пошлины, акцизные марки, НДС, налог с продаж, на экспорт, на добавленную стоимость.
Слайд 55Отличия прямого от косвенного налогов:
Прямой: характеризуется фиксированной ставкой (суммой или процентом)
на доход и имущество, т.е. налогоплательщик знает величину налоговой выплаты.
Косвенный: налог учтён в общей стоимости товара или услуги, т.е. налогоплательщик не знает величину.
Слайд 56Виды налогообложения:
1.Прогрессивный налог – ставка прямо пропорционально зависит от уровня дохода
плательщика. При повышении дохода плательщика растет и налоговая ставка (это означает, что чем выше доход, тем выше налог).
2.Регрессивные налоги – это налоги, у которых налоговая ставка обратно пропорционально зависит от уровня дохода плательщика. Это означает, что при повышении дохода плательщика налоговая ставка уменьшается.
3.Пропорционнальные налоги – это налоги, у которых налоговая ставка не зависит от дохода плательщика. Существуют установленные пределы, при которых выплачивается определенная налоговая выплата.
Слайд 57Функции налогов:
1. Распределительная – перераспределения материальных средств между представителями общества, то
есть перераспределение средств от богатых к бедным слоям общества;
2. Регулирующая или социально-воспитательная – регулирование экономических отношений общества;
3. Фискальная – пополнение государственного бюджета за счет взимания налогов с плательщиков;
4. Стимулирующая – взимание налогов направлено на поддержку каких-либо общественных нужд.
5. Конкретно-учётная.
Слайд 58Типы налогов
1.Федеральный: на добавленную стоимость(НДС), акцизы, таможенная пошлина, подоходный налог, налог
на покупку валюты.
2.Региональный: лесной налог, на имущество предприятий, плата за воду и т.д.
3. Местные налоги: земельный, на рекламу, курортный и т.д.
Слайд 59Государственный бюджет
Государственный бюджет - это сводный план сбора дохода и использования
полученных средств на покрытие расходов.
Государственный бюджет – финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы на определенный период.
Слайд 60Государственный бюджет состоит из двух частей:
1. Доходы государства:
-налоги, заимствования
2. Расходы
государства:
-на национальную оборону
-государственная поддержка различных
отраслей экономики
-поддержание правопорядка и безопасности
-содержание органов государственного управления
- погашение государственного внешнего и внутреннего долгов
-финансирование государственных предприятий социальной сферы (здравоохранения, образования, социального обеспечения)
Слайд 61Виды бюджетов
1.Сбалансированный – доходы равны расходам. Доходы = расходы – сбалансированный
бюджет.
2. Профицит – доходы превышают расходы. Доходы > расходов – положительное сальдо или профицит бюджета.
3. Дефицит – расходы превышают доходы. Доходы < расходов – отрицательное сальдо или дефицит бюджета.
Слайд 62Доходы граждан:
Заработная плата
Наследство
Государственные выплаты
Доход от предпринимательской деятельности
Доход от
собственности
Слайд 63Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом
за определенный период времени.
Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы.
Слайд 64Прожиточный минимум - стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека.
Потребительская
корзина представляет собой перечень необходимых продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг.
Слайд 65Основные функции денег
Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой
на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег).
Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров.
Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты.
Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее.
Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнёру вызвали появление мировых денег.
Слайд 66Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или
частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.
Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам.
Модернизация — процесс перехода от традиционного общества, которое отождествляется главным образом с социальными отношениями патриархально-феодального типа, к современному обществу индустриального капиталистического типа.