Слайд 2Понятие «познание»
Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение
объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
Субъект познания – человек, коллектив, общество.
Объект познания – предмет, процесс, явление, состояние человека.
Результат – знание.
Слайд 3Виду и уровни познания
Виды:
- обыденное
- социальное
- научное
- религиозное
- мифологическое
- художественное
Уровни:
-
чувственное познание – осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом)
- рациональное познание – присуще только человеку, осуществляется посредством мышления.
Слайд 4Формы чувственного познания
1. Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса,
возникающее в результате их непосредственное воздействие на органы чувств.
2. Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
3. Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Слайд 5Формы рационального познания
1. Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства
предмета, процесса, явления.
2. Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.
3. Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Слайд 6Интуиция
Интуиция – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины
в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Признаки интуиции:
- внезапность
- неполная осознанность
- непосредственный характер возникновения знаний
Виды интуиции:
- интеллектуальная (связана с умственной деятельностью)
- мистическая (связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека)
Слайд 7Результаты познания
1. Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
2.
Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
3. Ложь – сознательное искажение образа объекта.
Слайд 8Истина
Истина – это:
- соответствие знаний действительности;
- то, что подтверждено опытом;
- полезность
полученного знания для практики.
Виды истины:
- объективная истина – такое содержания знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
- абсолютная истина – исчерпывающее, достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
- относительная истина – неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знаний; это знание, зависящее от условий, места, времени.
Слайд 9Знание
Знание – результат познания действительности
Виды знания:
1. Житейское (обыденный, повседневный опыт, констатация
фактов и их описание).
2. Научное (достоверное обобщение фактов в форме понятий и категорий, принципов и законов и абстрактных форм в виде формул, графиков, схем).
3. Практическое (овладение вещами, преобразование мира).
4. Художественное (строится на образе, а не на понятии).
5. Рациональное (логические категории и понятия, рациональное мышление).
6. Иррациональное (противоречит рациональному мышлению, неподчинение законам логики и науки, через эмоции, страсти, интуицию, переживания, волю).
7. Личностное (зависит от способностей субъекта, его интеллекта).
Слайд 10Научное познание
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку
объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Уровни :
1. Эмпирический (опытный)
2. Теоретический
Формы:
1. Научный факт (сделанное, совершившееся)
2. Эмпирический закон (объективная связь между явлениями и процессами)
3. Проблема (формулировка вопросов, возникающая в ходе беседы и требующих ответов)
4. Гипотеза (научное предположение, нуждается в доказательстве)
5. Теория (целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности).